Рассказчик и редупликация в романе Л. Арагона "Гибель всерьез"
Автор: Фирсова Г.П.
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Зарубежные литературы
Статья в выпуске: 3 (70), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье через понятие редупликации анализируется трансформация рассказчика в ходе диегетически спроецированного акта чтения. Выбор термина «редупликация» вместо французского mise en abyme обосновывается строгостью понятия, представленного Л. Дэлленбахом как нарративная фигура аналогического удвоения на уровне истории или дискурса при наличии вставного фрагмента. Выбор романа «Гибель всерьез» Л. Арагона объясняется сочетанием двух видов удвоения: аналогия темы убийства между вставным рассказом «Эдип» и обрамлением (история) и проекция самого чтения рассказа (дискурс). До сих пор не изучено взаимодействие нарративных инстанций и вставного фрагмента при редупликации. В этой связи отмечается функциональность редупликации истории к выявлению меняющейся в ходе чтения позиции рассказчика-писателя, использующего «Эдипа» для рефлексии убийства. С целью выявить трансформацию рассказчика во взаимодействии со вставным фрагментом анализируется тема убийства на разных этапах рецепции. Делается вывод о том, что чтение «Эдипа» напоминает рассказчику о его писательской роли. Им формулируются отличия по отношению к обрамлению (убийство как письмо, совмещение писателя и убийцы), являющие собой новые смыслы и определяющие взаимодействие рассказчика с «Эдипом» как интерпретационное, копирующее функцию реального читателя. Интерпретационное смыслопорождение имеет также сюжетно-личностную функцию разрешения рассказчиком конфликта при помощи оформленного по прочтении метафорического восприятия убийства. Наконец рассказчик, объединяющий историю и дискурс, способствует сплетению двух видов редупликации, позволяя далее исследовать ее синтетически.
Редупликация, аналогия, нарратив, рассказчик, дискурс, история, рецептивная эстетика, л. арагон
Короткий адрес: https://sciup.org/149146476
IDR: 149146476
Список литературы Рассказчик и редупликация в романе Л. Арагона "Гибель всерьез"
- Арагон Л. Гибель всерьез /пер. с фр. М. Кожевникова, Н. Мавлевич. М.: Вагриус, 1998. 398 с.
- Муравьева Л.Е. Редупликация (mise en abyme) и текст-в-тексте // Новый филологический вестник. 2016. № 2. С. 42-51. EDN: WCPWXF
- Муравьева Л.Е. Нарративная редупликация как фигура авторефлексии литературного дискурса: дис. к. филол. н.: 10.02.19. М., 2017. 233 c. EDN: ZQHPHT
- Aragon L. Je n'ai jamais appris а fcrire ou les Incipit. Paris: Flammarion (Champs), 1981. 152 p.
- Aragon L. La Mise а mort // Aragon L. Oeuvres romanesques competes /sous la dir. de D. Bougnoux. Vol. V. Paris: Gallimard, 2012. P. 313-350.
- Dдllenbach L. Le rncit spfculaire: Essai sur la mise en abyme. Paris: Seuil, 1977. 247 p.
- Escobar M. L'abyme diffmencrn: vers une nouvelle approche de la mise en abyme gidienne // Gide et la tentation de la modernitfc actes du colloque international de Mulhouse, 25-27 octobre 2001 /organisй par le Centre de recherche sur l'Europe littmaire; munis par Robert Kopp et Peter Schnyder. Paris: Gallimard, 2002. P. 383-390.
- Genette G. Figures III. Paris: Seuil, 1972. 242 p.
- Gide A. Journal 1887-1925 /sous la dir. de И. Marty. Vol. I. Paris: Gallimard, 1996. P. 170-171.
- Labeille V. Manipulation de figure. Le miroir de la mise en abyme // Figures et discours critique /sous la dir. de D. Sylvain, M. Vadean. Vol. 27. Montrnal: Figura; Centre de recherche sur le texte et l'imaginaire. 2011. P. 89-105.