Раздельно или вместе - к вопросу об особенностях обучения мальчиков и девочек (исторический аспект)
Автор: Гангнус Наталия Андреевна
Журнал: Грани познания @grani-vspu
Рубрика: Гендерное образование в России и за рубежом: история и современность
Статья в выпуске: 3 (4), 2009 года.
Бесплатный доступ
Рассматриваются вопросы организации обучения мальчиков и девочек с древнейших времён до середины XX в. на Западе и в России. Проводя исторический экскурс, автор указывает на ориентированность многих образовательных систем на мужскую часть населения. Также приводятся фактические данные, связанные с поиском форм совместного обучения мальчиков и девочек. Отдельно рассматриваются вопросы разработки проблем женского образования, активно начатые гуманистами эпохи Возрождения. Автор приходит к выводу, что массовое совместное обучение - достижение последнего столетия, неоднозначное, противоречивое, не учитывающее в полной мере особенности полов.
Мальчики и девочки, особенности полов, совместное и раздельное обучение, исторический аспект
Короткий адрес: https://sciup.org/14821439
IDR: 14821439
Текст научной статьи Раздельно или вместе - к вопросу об особенностях обучения мальчиков и девочек (исторический аспект)
История школы и педагогики — это, по сути, история обучения мальчиков. Так, если совершить исторический экскурс, то можно увидеть, что в странах древневосточной цивилизации система образования была рассчитана только на мужскую часть населения, да и то не на всю, а только на свободных представителей общества.
Источники свидетельствуют, что образование в Древ -нем Египте было элитарным, его получали только будущие чиновники, жрецы и писцы. Записи на папирусах — тому свидетельство: «...по приказу фараона учредил я школы со всеми их учениками из сыновей людей (знатных), но не из сыновей бедняков». От мальчиков требовалось умение «слушать и молчать», беспрекословно подчиняясь авторитету учителя. Основательное знание приобреталось, по понятиям того времени, с помощью двух телесных органов — ушей и сердца. «Уши» брали в толк мудрые советы зрелости и опыта, сердце для жителей Нильской долины было анатомическим средоточием самостоятельного разума, способности к суждениям. Бестолочь именовалась бессердечной. Поговорка того времени гласила: «У осла нет сердца». В школах царила суровая палочная дисциплина. Это подтверждают дошедшие до нас папирусы и содержащиеся в них поговорки — «Уши мальчика — на его спине».
Сходная картина наблюдалась в Месопотамии, где вопросы обучения юношества находились под контролем государства. Образование для женщин признавалось не только необязательным, но и излишним. В Древней Индии интеллектуальное и нравственное совершенствование под руководством наставника-гуру было исключительной привилегией мужчин. Девочки не проходили ученичества, их посвящением во взрослую жизнь считалась свадьба. Известное образование предусматривалось лишь для храмовых танцовщиц. Образование в Китае с древнейших времен базировалось на конфуцианской идеологии, в центре которой стояла проблема воспитания благородного мужа, совершенного человека.
Система образования в античную эпоху, вобравшую в себя наследие древневосточной цивилизации, также была ориентирована на сильный пол. Вопрос о совместном обучении мальчиков и девочек, о необходимости образования женского пола практически не ставился. Так, в Афинском государстве девочки воспитывались в семье и для семейной жизни. При этом им не запрещалось осваивать грамоту, основы искусств и наук. Но образованность ничего не добавляла к достоинствам жены и матери, хранительницы домашнего очага.
Однако можно найти ряд исключений. Например, в Спарте предусматривалась определ¸нная учебновоспитательная система для девушек: приобретение навыков домоводства, ухода за реб¸нком, музицирования и обязательно — овладение специальной системой военно-физических упражнений. Девушкам необходимо было заботиться об укреплении и соответствующей тренировке своего тела: чтобы в будущем рожать здоровых детей, они должны были упражняться в беге, прыжках, бросании копья, диска. Действующие в Спарте уставы исключали для девушек изнеженный образ жизни. По ироничному замечанию комедиографа Аристофана, женщины должны были быть способны «одолеть быка». Это было обусловлено ещ¸ и тем, что в отсутствие мужчин, ушедших в военный поход, спартанские женщины должны были с оружием в руках держать в повиновении рабов-илотов и давать отпор врагам. В Древнем Риме, в период ранней республики (5 в. до н. э.), первые начальные школы предназначались для детей бедняков. И, что интересно, здесь совместно обучались в течение 4—5 лет мальчики и девочки с 7 до 11—12-летнего возраста! И хотя это были частные школы, которые влачили нищенское существование, но факт их наличия важен сам по себе. Таким образом, несмотря на ориентированность античного образования на мужскую часть населения, источники свидетельствуют о наличии некоторых элементов обучения и даже школ, предназначавшихся для девочек.
Эпоха Средневековья также известна примерами обучения девочек, которые относятся к VIII в., когда при некоторых европейских монастырях стали открываться школы для будущих монахинь. Дальнейшее развитие идея необходимости обучения женской части населения получила в эпоху Возрождения, яркие представители которой (Т. Мор, М. Монтень, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, Т. Кампанелла) утверждали равные возможности для мужчин и женщин в плане получения образования. Мыслители отстаивали идею необходимости широкой умственной культуры для женщин и, соответственно, женского образования, указывая при этом, что такого рода образование должно быть сообразно женской природе.
Более того, в XV в. была предпринята попытка совместного обучения мальчиков и девочек итальянским педагогом-гуманистом В. Р. де Фельтре, открывшим в 1420-е годы в Мантуе знаменитый Дом радости. В. де Фельтре, прославившийся как «отец всякой гуманности», выдвигал вполне практическую цель при обучении и воспитании детей: подготовить граждан, людей для жизни, людей дела.
В целом эпоха Возрождения внесла существенный вклад в разработку проблемы женского образования, т. к. именно в эту эпоху оформляется достаточно целостная концепция человека, вводится в обиход понятие «гуманистическая педагогика», провозгласившая величие человеческой личности, обосновавшая отношение к человеку (и к мужчине, и к женщине) как к высшей ценности. Данная идея была подхвачена и претворена в жизнь великим чешским педагогом Я. А. Коменским, утверждавшим идею социального равенства и справедливости в образовательной политике. В «Великой ди- дактике» он писал, что доступ к грамоте и наукам должны иметь все, без различия пола, национальности, сословия, достатка: «Образование необходимо всем, рож-д¸нным людьми: богатым и бедным, умным и тупым, начальствующим и подчин¸нным... Образование должно получать вс¸ юношество, за исключением тех, кому Бог отказал в разуме».
В XVIII в. вопрос о женском образовании поднимался во Франции в многочисленных проектах реформ образования, а также в сочинениях просветителей. Во время Великой французской революции в 1791 г. Талейран выступил с проектом воспитания девиц, в котором впервые была высказана мысль о ремесленных школах для женщин. В связи со значительными изменениями в жизни западноевропейского общества XVIII в., в ходе промышленной революции сложилась новая социальноэкономическая ситуация, при которой элементарное образование широких народных масс становилось насущной задачей. Производству, промышленникам нужны были люди, знающие сво¸ дело, владеющие элементарной грамотностью в плане выполнения важных производственных операций.
Повсеместно в Западной Европе и США к концу XIX в. складывается система обязательного бесплатного начального обучения, предназначавшегося для мальчиков и девочек, рассчитанного на семилетний срок. Так, ранее всех Закон о бесплатном обязательном образовании был принят в Пруссии в 1794 г., в США — в середине 1850-х гг., в Англии — в 1870 г., во Франции — в 1880-х гг. В этом плане можно говорить о становлении массовой школы, значение которой несомненно: десятки миллионов людей впервые осознали себя полноправными гражданами и имели возможность получить основательное начальное образование.
К началу XX в. в Европе и США женщины получили доступ и в средние, и в высшие учебные заведения. В России вплоть до начала XVII в. традиционно система образования предназначалась только для мальчиков. С XVII в. хорошее по тем временам домашнее образование получали царские дочери, девицы из знатных боярских семей, обучавшиеся по потешным книгам, изборникам, поучениям. При Петре I в Москве и Петербурге появились частные светские школы, в которых могли обучаться и девочки. В 1724 г. было предписано монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, прядению, шитью и др.
Благодаря деятельности теоретиков и практиков педагогической науки (Ф. Прокопович, Ф. Салтыков, М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, И. И. Бецкой) идея о необходимости образования женщин проникает во все слои общества. «Генеральное учреждение об образовании обоего пола юношества» И. Бецкого утверждало в этом плане равные права и мужчин, и женщин. Обучение и воспитание женщин как будущих ж¸н, матерей, воспитательниц И. И. Бецкой считал особо важными. По его мнению, женщина должна искать смысл и содержание своей жизни.
Именно по инициативе И. И. Бецкого в 1764 г. был открыт Институт благородных девиц при Воскресенском монастыре. За сч¸т Бецкого в течение многих лет в н¸м ежегодно воспитывались 5 девиц. По сути,
Смольный институт оказался первым не только в России, но и в Европе государственным средним женским учебным заведением.
При Екатерине II в конце XVIII в. в России была предпринята попытка организовать просвещение народа, в связи с чем ею был приглаш¸н Ф. И. Янкович, поставленный во главе работы комиссии по учреждению народных училищ. Согласно «Уставу народных училищ 1786 года», были учреждены малые и главные училища, представлявшие собой бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек. Правда, на занятиях они должны были сидеть порознь, и учитель должен был следить за тем, чтобы вместе они из школы не выходили. Правила поведения, перечисленные в «Правилах для учащихся в народных училищах», основывались на традициях русского православного воспитания и правилах хорошего тона. В XIX в., согласно Уставу 1804 г. и благодаря либеральной политике Александра I, девочки могли обучаться вместе с мальчиками не только в приходских, но и в уездных училищах и даже в гимназиях. Однако к 1810 г. намечается обратная тенденция.
В дальнейшем образование осуществлялось раздельно, за исключением начальных народных школ, в которых по «Положению о народных училищах» 1864 г. могли обучаться «дети всех состояний обоего пола, где не представляется возможности иметь отдельные училища мужские и женские». Таким образом, в России и зарубежных странах на протяжении долгого времени обучение в учебных заведениях было преимущественно раздельным. Отдельные опыты совместного обучения касались, главным образом, начального, элементарного уровня и не имели значительного эффекта в массовом масштабе.
В России положение кардинально изменилось после 1917 г., когда правительственным постановлением были провозглашены новые принципы образовательной политики, в числе которых был принцип всеобщности обучения, предполагавший обязательное совместное обучение мальчиков и девочек в школах светского типа. В настоящее время во всем мире практикуется преимущественно совместное обучение. Однако в большинстве развитых зарубежных стран существуют и многочисленные элитарные частные школы для мальчиков и для девочек.
Таким образом, массовое совместное обучение — достижение последнего столетия. При этом, как отмечают многие уч¸ные, достижение весьма неоднозначное, противоречивое, совершенно не учитывающее особенности полов в процессе обучения. Однако сегодня очевиден тот факт, что специфические личностные и когнитивные гендерные особенности существуют и действительно сказываются существенным образом на возможностях обучения мальчиков и девочек, у которых восприятие учебной информации происходит совершенно по-разному.
В этом плане, как нам кажется, особенности полов необходимо изучать и всячески учитывать в ходе учебно-воспитательного процесса, дабы не навредить развитию мальчиков и девочек. Другое дело, что вс¸ это потребует поиска новых методов и форм обучения, создания эффективных условий для реализации сущност- ных сил детей, возможностей их творческого саморазвития. Но, как нам кажется, в этом и заключается благородная миссия учителя, который приходит в класс с верой в каждого ученика, с верой в его успешность, неповторимость, значимость.
Список литературы Раздельно или вместе - к вопросу об особенностях обучения мальчиков и девочек (исторический аспект)
- Бендас Т. В. Гендерная психология/Т. В. Бендас. СПб.: Питер, 2007. 431 с.
- Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному!: Руководство для педагогов и родителей/М. Гариен; пер. с англ. М., 2004. 301 с.
- Корнетов Г. Б. История педагогики: введение в курс «История образования и педагогической мысли»: учеб. пособие/Г. Б. Корнетов. М.: Изд-во УРАО, 2002. 268 с.
- Латышина Д. И. История педагогики (история образования и педагогической мысли): учеб. пособие/Д. И. Латышина. М.: Гардарики, 2002. 603 с.