Разработка и обоснование параметров СВЧ-установки для термообработки отбракованных куриных яиц
Автор: Орлова О.И., Белова М.В., Жданкин Г.В., Оболенский Н.В.
Журнал: Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий @vestnik-vsuet
Рубрика: Процессы и аппараты пищевых производств
Статья в выпуске: 1 (79), 2019 года.
Бесплатный доступ
Россия занимает шестое место в мире по производству яйца, при этом только 13% идет на переработку. Кроме этого накапливаются еще и отходы яиц из инкубационных шкафов, которые можно переработать в белковый корм при помощи вакуумных котлов. В связи с этим разработка технологии и технического средства с использованием энергии электромагнитного поля сверхвысокой частоты (ЭМПСВЧ) для термообработки отбракованных яиц в непрерывном режиме для фермерских хозяйств актуальна. Целью исследований является разработка и обоснование параметров СВЧ-установки для термообработки отбракованных куриных яиц в качестве белковой кормовой добавки. Решаются задачи: разработать пространственную модель СВЧ-установки непрерывного режима работы; рассчитать конструкционные параметры установки. Разработанная СВЧ-установка содержит вертикально установленный усеченный неферромагнитный биконус. Вдоль его внутренней боковой поверхности уложена в виде биконической спирали диэлектрическая труба. Параллельно вертикальной оси биконуса установлена неферромагнитная пластина, разделяющая его объем на две камеры: резонаторную и камеру паузы...
Свч установка, отбракованные куриные яйца, термообработка, усеченный биконический резонатор, собственная добротность
Короткий адрес: https://sciup.org/140244381
IDR: 140244381 | DOI: 10.20914/2310-1202-2019-1-47-52
Текст научной статьи Разработка и обоснование параметров СВЧ-установки для термообработки отбракованных куриных яиц
Энергетическая эффективность теплового оборудования, используемого для кулинарной обработки пищевого сырья, в значительной степени определяется металлоемкостью и энергоемкостью реализуемых процессов [6]. Материалоемкость рубашечных аппаратов высока, так как они работают при повышенном давлении. На разогрев и при изменении температурного режима затрачивается дополнительная энергия и повышаются затраты на процесс. Снижение металлоемкости – наиболее радикальный способ повышения экономической эффективности.
В пищеперерабатывающих отраслях промышленности и на предприятиях общественного питания находят все большее применение теплообменники листоканального типа [1]. Однако их применение требует обоснованного и простого расчета размеров листоканальной панели: размеров паровых каналов и межканальных участков. Метод расчета паровых каналов и межканальных участков рассмотрен в статье [3].
Листоканальные теплообменники могут заменять собой некоторые типы теплообменных устройств, но особенно эффективно они используются в традиционных рубашечных аппаратах, так как позволяют создать изотермичное температурное поле на греющих поверхностях при ограничении температуры нагрева. Они характеризуются небольшой металлоемкостью. Работая даже при высоких давлениях, они сохраняют прочность и устойчивость к деформациям при малой толщине стенок.
Использование панельно-канальных теплообменников в качестве узла «варочный сосуд – рубашка» пищеварочных котлов позволяет увеличить его устойчивость к деформации и в 3–4 раза снизить металлоемкость. Однако в этом случае рубашечный объем делится на систему параллельных тупиковых каналов, что изменяет картину теплообмена и требует учета изменения коэффициента теплоотдачи при расчете необходимой площади поверхности теплообмена.
На кафедре ресторанного бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова разработаны различные варианты технологических аппаратов с использованием конструкций рабочих камер панельноканального типа (пищеварочные котлы, жарочные камеры, тепловые стойки, проточные газовые водонагреватели и т. д.) [1].
Для расчета поверхности нагрева этих аппаратов исследованы особенности теплообмена в паровых каналах листоканальных панелей [2].
Исследование проводилось на модели парового канала с сечением 10 x 20 мм и длиной канала 500 мм. Эти размеры соответствуют размерам каналов в рубашках котлов. Боковые стенки модели канала были выполнены из термостойкого кварцевого стекла, что позволяло производить визуальную оценку общей картины теплообмена. Тепловая нагрузка снималась при помощи проточного водяного калориметра, расположенного с внешней стороны теплопередающей стенки парового канала. Температурное поле на этой стенке фиксировалось при помощи системы хромель-копелевых термопар, с диаметром термоэлектродов 0,5 мм. Горячие спаи термопар припаивались к поверхности стенки, электроды в зоне спая изолировались эпоксидной смолой, которая одновременно значительно уменьшала теплоотток по электродам и увеличивала достоверность показаний термодатчиков.
Экспериментальный стенд позволял производить определение коэффициента теплоотдачи от пара к стенке при углах наклона канала к горизонту от 0 до 180°. Исследования производились при углах наклона ϕ = 0, 30, 60, 90, 135°. Давление пара в канале не превышало 160 кПа и составляло Р = 110, 120, 140 и 160 кПа. Тепловая нагрузка изменялась в пределах от q = 50·103 до q = 140·103 Вт/м2, которая возрастала с увеличением угла наклона.
Характер движения конденсата при указанных тепловых нагрузках существенно отличается от плоского движения пленки и от снарядного режима парожидкостной эмульсии. Наиболее близка наблюдаемая картина теплообмена к барботажу пара через заполненный конденсатом канал. При скоростях пара, превышающих 2,5 м/с, начинается образование и унос конденсатных пробок, что приводит к пульсационному возврату части конденсата в канал. Теплообмен в канале протекает в циклическом пульсационном режиме.
Цикл пульсаций можно разделить на следующие основные стадии.
-
1. Движущийся навстречу пару конденсат начинает захлестывать входное отверстие.
-
2. Образование водяной пробки; отделение пузыря от потока пара. Конденсат при этом стекает навстречу всплывающему пузырю, обтекая его.
-
3. Движение пробки – перемычки под действием разности давлений в паровом потоке и схлопывающемся конденсирующемся отдельном паровом пузыре.
-
4. Динамичный процесс уменьшения объема отдельного парового пузыря в результате его конденсации, характеризующийся проникновением пузыря в застойную зону переохлажденного конденсата.
-
5. Полное исчезновение (схлопывание) парового пузыря, сопровождающееся ударом конденсатной пробки о массу заполняющего конец канала конденсата.
-
6. Медленное продвижение следующего (еще не отделившегося) парового пузыря в зону конденсата при обтекании конденсатом его верхней и средней части.
При таком движении участвует значительное количество застойного конденсата, масса которого в 100–300 раз превышает массу конденсата, образовавшегося за цикл.
Скорость стекания конденсата пропорциональна геометрическому напору и в итоге углу наклона канала. Эксперимент показал, что средняя длительность цикла Т ц (с) в зависимости от угла наклона ф (град) с достаточной степенью точности выражается соотношением:
Тц = 8,02 10 - 5 (90 - ф )2 + 0,35, с.
Длина активно работающего участка канала составляет от 60 до 80% от его общей длины и зависит от угла наклона. Влияние угла наклона канала на теплоотдачу на участке от начала канала до зоны пиковой теплоотдачи – l пик по результатам обработки экспериментальных данных может быть выражено соотношением:
a / а ф = 1,2 - [0,014 - 0,018( l / l пш() ] ф , где а - локальное значение коэффициента теплоотдачи, Вт/(м2 К); а ср - среднее значение коэффициента теплоотдачи от пара к стенке по всей длине активной зоны, Вт/(м2 К); l – линейная координата канала, м; l пик – линейная координата канала, соответствующая максимальному коэффициенту теплоотдачи, м; ф - угол наклона канала, град.
Удельная тепловая нагрузка на теплопередающей поверхности парового канала в зависимости от температурного напора ( A t, К) и угла наклона ( ф , град.) с погрешностью не более 5% выражается соотношением:
q = 104 At - (0,35 + 3,46 10 - 3 ф ). (1)
Средняя величина коэффициента теплоотдачи по всей зоне активной части парового канала определяется формулой:
а ср = 104/ (1-ь / q), где q – удельная тепловая нагрузка, определяемая соотношением (1); b – эмпирический коэффициент, обобщающий результаты наблюдений, изменяющийся как функция угла наклона канала:
b = 22,5 + 0,69 ф + 0,589 • 10 - 2 ф 2 - 0,0657 • 10 - 3 ф 3 -
-
- 0,00225 •Ю- 4 ф 4.
Полученные соотношения позволяют с достаточно высокой точностью (погрешностью не более 5%) вычислить коэффициент теплоотдачи от конденсирующихся паров к стенке парового канала листоканальной панели. В результате появляется возможность корректного расчета канальных участков листоканальных панелей рубашечных тепловых аппаратов, работающих на паровом обогреве.
Листоканальную панель изготавливают путем соединения контактной электросваркой двух гофрированных листов, имеющих штампованные участки – пятна контакта. Каналы представляют активную часть теплообменника, а межканальные участки выполняют функции теплового ребра.
В случае если листоканальная панель является стенкой рабочей камеры, ее внутренний лист нередко делают плоским. Гофрированный наружный лист, контактирующий с окружающей средой, теплоизолируют.
В качестве промежуточного теплоносителя для низкотемпературных листоканальных теплообменников ( t ≤ 120 °С) чаще всего используют водяной пар, для высокотемпературных ( t < 320 0 С) - пары высокотемпературных органических двухфазных теплоносителей (ВОТ): дифенильной смеси, дитолилметана, дикумил-метана. Иногда в качестве греющей среды используют воду и минеральные масла.
Наличие межканальных участков (рисунок 1) уменьшает площадь теплопередающей поверхности панели как теплообменника, и степень этого уменьшения требует специальной оценки. Для этих целей введем понятие коэффициента межканального участка (Ψ), который можно определить из следующего уравнения:
-
* = Q t (2)
Qa где Q - тепловой поток от поверхности теплового ребра, Вт; Qa - тепловой поток от поверхности парового канала эквивалентных размеров, Вт.

Рисунок 1. Схема к расчету межканального участка панели
Figure 1. Scheme to the calculation of the interchannel section of the panel
С помощью коэффициента эффективности можно вычислить
m =

F = F k +*• Fp ,
где F к и F р – площадь соответственно каналов и межканальных участков. Для определения коэффициента Ψ рассмотрим соотношение (2). Тепловой поток от парового канала к нагреваемой среде, как известно, вычисляется по уравнению теплоотдачи:
где δ – толщина панели в зоне межканального участка, м; L – поперечная длина межканального участка, м; П – часть периметра сечения ребра, участвующая в теплообмене, м.
Для случая одностороннего теплоотвода параметр ребра равен:
Q = a-F — t
2-а к \ ст срр p

где α – коэффициент теплоотдачи от стенки канала к нагреваемой среде, Вт/м2·К; t cт , t cp – температура соответственно стенки парового канала и нагреваемой среды, °С.
На основании данных базовых соотношений, используя математическое моделирование процесса нагрева, базирующееся на компьютерном моделировании процессов в малых объемах [4], точно определяется оптимальное соотношение поверхностей каналов и межканальных участков. Однако этот метод очень громоздкий, длительный и требует специального математического обеспечения. Его следует заменить на более простой, но незначительно уступающий по точности инженерный метод.
Тепловой поток на межканальном участке b (рисунок 1) складывается из двух направленных на встречу друг-другу тепловых потоков, определяемых условиями передачи теплоты двух симметричных соприкасающихся тепловых ребер длиной l . Каждое ребро в основании имеет температуру, близкую к температуре пара в канале, а тепловые потоки по ребру направлены навстречу друг другу. Такая задача соответствует условиям работы теплового ребра прямоугольного профиля постоянного сечения без теплоотвода на торце и при одностороннем отводе теплоты, для которых справедливо соотношение:
a • L m = J-------
V X ( L • 5 )
Подставив выражения (3) и (4) мулу (2), получим:
T = ^•(bL
—
tc ) • m • 5 • L • th ( m • l )
-
- а •l • L • (tст — tср )
После сокращений уравнение иметь следующий вид:
X- 5 [ th ( m • l ) ]
y = m • а I
—
в фор-
будет
Q X = ( t ст - t ср ) • X m • f • th ( m • l )> (4)
где ( t ст – t ср ) – температурный напор в основании ребра, °С; λ – коэффициент теплопроводности материала листоканальной панели, Вт / м·К; l – длина теплового ребра, равная половине b – ширины межканального участка, м; f – площадь сечения теплового ребра, м2; m – параметр ребра, м-1.
Последние два показателя определяли по следующим формулам:
f = 5 • L ,
С учетом формулы (6) получим итоговое выражение для коэффициента эффективности межканального участка:
= th ( m • l ) m • l
При помощи данного соотношения можно определить общую площадь теплопередающей поверхности листоканальной панели, использованной в аппарате [по формуле (5)]. Кроме того, оно позволяет, предварительно задавшись необходимой величиной коэффициента Ψ, вычислить соответствующую длину теплового ребра, а следовательно, и ширину межканального участка (δ = 2 l ).
Коэффициент теплопередачи от панели к нагреваемой среде (вид материала панели и толщина ее листов определяются требованиями технологии, прочности и устойчивости конструкции), определяющий коэффициент эффективности, определяет и ширину межканального участка панели, предназначенной для нагрева той или иной среды.
С использованием этого метода нами вычислены значения ширины межканальных участков для листоканальных панелей, выполненных из хромистой нержавеющей стали (2 x 13 или 3 x 13) толщиной от 1 до 4 мм, предназначенных для нагрева воды и водных растворов до 100 °С и воздуха до 300 °С. В таблице 1 приведены результаты расчета для принятого значения коэффициента Ψ = 0,3; 0,5.
Таблица 1.
Ширина межканальных участков в зависимости от коэффициента эффективности Ψ
Table 1.
Plots inter-channel width depending on the efficiency factor Ψ |
||||||
Толщина панели на межканальном участке (δ, мм) Panel thickness for co-channel plot (δ, mm) |
Нагрев воды до 100 °C Water heating up to 100 °C |
Нагрев воздуха до 300 °C The heating of the air to 300 °C |
||||
Ψ = 0,3 |
Ψ = 0,5 |
Ψ = 0,73 |
Ψ = 0,3 |
Ψ = 0,5 |
Ψ = 0,7 |
|
1 |
24 |
14 |
8 |
138 |
86 |
50 |
2 |
32 |
16 |
12 |
186 |
126 |
80 |
3 |
36 |
24 |
14 |
210 |
150 |
96 |
4 |
48 |
34 |
28 |
230 |
170 |
106 |
Таким образом, предложенный коэффициент эффективности межканальных участков и полученное соотношение для его вычисления позволяют определить эффективную поверхность теплообмена для листоканальных панелей
Список литературы Разработка и обоснование параметров СВЧ-установки для термообработки отбракованных куриных яиц
- Гущин В.В., Русанова Г.Е., Риза-Заде Н.И., Мартынова Е.И. Производство и переработка яиц в мире//Новое в технике и технологии переработки птицы и яиц. 2016. С. 97-104.
- Черепанов С. Глубокая переработка яиц: мировая практика и тенденции//Птицеводство. 2012. № 1. С. 32-34.
- Ковалев Ю.А. Глубокая переработка яиц на птицефабрике «Краснодарская»//Птица и птицепродукты. 2009. № 4. С. 62-63.
- Гущин В.В., Русанова Г.Е., Мартынова Е.И., Бладыко Н.А. Глубокая переработка яиц (по материалам мониторинга зарубежной информации)//Новое в технике и технологии переработки птицы и яиц. 2017. С. 71-77.
- Сыроватка В.И. Прогрессивные технологии производства комбикормов//Техника и оборудование для села. 2015. № 11. С. 2-6.
- Пат. № 2361496, RU, А47J 29/00. Способ и механизированное устройство для варки яиц / Новикова Г.В., Кириллов Н.К., Егоров Г.И., Гуськов Ю.В. № 2006139783/12; Заявл. 13.11.2006; Опубл. 20.05.2008, Бюлл. № 14. 11 с.
- Пат. № 2336008, RU, А47J 29/06. Механизированная микроволновая яйцеварка / Новикова Г.В., Кириллов Н.К., Егоров Г.И., Гуськов Ю.В. № 2006139784; Заявл. 13.11.2006; Опубл. 20.10.2008, Бюлл. № 29. 11 с.
- Жданкин Г.В., Новикова Г.В., Белова М.В. Микроволновая установка для обезвоживания и термообработки непищевых отходов убоя животных // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2018. № 7 (165). С. 153-160.
- Жданкин Г.В., Новикова Г.В., Михайлова О.В., Кириллов Н.К. Разработка и обоснование параметров установки для диэлектрического нагрева непищевых отходов животного происхождения в непрерывном режиме // Вестник НГИЭИ. 2017. № 2 (69). С. 61-71.
- Шамин Е.А., Зиганшин Б.Г., Новикова Г.В. Разработка сверхвысокочастотной установки с цилиндрическими резонаторами для сушки пушно-мехового сырья в непрерывном режиме // Вестник НГИЭИ. 2017. № 9 (76). С. 57-64.
- Дробахин О.О., Заболотный П.И., Привалов Е.Н. Учет влияния элементов связи на резонансные явления в биконических резонаторах // Известия высших учебных заведений. Радиоэлектроника. 2010. Т. 53. № 7. С. 56-63.
- Пчельников Ю.Н., Свиридов В.Т. Электроника сверхвысоких частот. М.: Радио и связь, 1981. 96 с.
- Канторович З.Б. Машины химической промышленности. М.: Машгиз. 1957. 568 с.
- Гуськов Ю.В. Обоснование и обработка механизированной микроволновой яйцеварки. Чебоксары, 2007.