Развитие идей профессора Л.Л. Каневского в современной криминалистике

Бесплатный доступ

В статье раскрывается роль профессора Льва Львовича Каневского в изучении проблем расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, и их профилактике. Многие высказанные им более 50 лет назад предложения до сих пор актуальны и являются предметом обсуждений на научных площадках, вызывают споры при реализации на практике. Так, до сих пор изучению личности несовершеннолетнего правонарушителя на практике уделяется недостаточное внимание, несмотря на огромное значение такого знания не только для всестороннего расследования преступлений, но и для их предупреждения в дальнейшем. Нет четкого понимания, что и в каких пределах необходимо изучать о личности подростка. Следователи ориентируются на УПК РФ, в котором поставлена задача, но не указаны способы и пределы ее решения на практике. Та же проблема в отношении привлечения педагогов и психологов к участию в следственных действиях с несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым, свидетелем или потерпевшим. Каких (знакомых или незнакомых) педагогов приглашать, в каких случаях - педагогов, а в каких - психологов, а также многие другие вопросы ученые предлагают решать по-разному, а на практике о них даже не задумываются, так как основной проблемой следователей является организация участия в следственном действии любого специалиста для соблюдения норм УПК. Решение указанных и многих других вопросов Л.Л. Каневский предложил в своих трудах. Ученики Льва Львовича продолжают развивать его идеи и исследовать современные проблемы, связанные с расследованием преступлений, участниками которых являются несовершеннолетние.

Еще

Профессор л.л. каневский, изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя, участие педагога, психолога, профессионализм следователя

Короткий адрес: https://sciup.org/142242247

IDR: 142242247   |   DOI: 10.33184/pravgos-2024.2.7

Текст научной статьи Развитие идей профессора Л.Л. Каневского в современной криминалистике

В апреле 2024 г. исполнилось бы 100 лет со дня рождения доктора юридических наук, профессора Льва Львовича Каневского. На преподавательскую работу в образовательное учреждение он пришел, пройдя тяготы Великой Отечественной войны, имея колоссальный опыт следственной работы. Познакомившись с ним в конце 1980-х годов, я не переставала восхищаться его талантом очаровывать людей, вселять в них уверенность, заражать интересом к науке и исследованиям. Он был не только талантливым педагогом, ученым, организатором и инициатором, Лев Львович был настоящим, искренним, заботливым человеком, умеющим не просто собрать, но и сплотить коллектив. Традиции, заложенные основателем кафедры криминалистики Института права Уфимского университета науки и технологий Л.Л. Каневским, без малого 40 лет свято почитаются нынешним ее коллективом, костяк которого составляют его ученики.

Профессор Л.Л. Каневский посвятил свои исследования изучению проблем расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, и их профилактике и стал основателем уфимской школы, ученики которой продолжают развивать данное направление в криминалистике.

Анализ работ Льва Львовича свидетельствует о глубоком осмыслении им проблем изучения личности несовершеннолетних правонарушителей, значения криминалистической характеристики преступлений и ее роли в организации расследования, повышения профессионального мастерства следователя, предупреждения преступности несовершеннолетних и многих других, которые до сегодняшнего дня остаются не до конца раскрытыми, спорными и актуальными.

В 1970 г., 54 года назад, профессор Л.Л. Каневский указал на особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя, присущие ему эмоциональные, психологические качества: возбудимость, неуравновешенность, боязнь прослыть слабым, несамостоятель- ным. Особую роль в развитии подростков Лев Львович отводил окружающей среде. Более полвека назад он писал, что именно влияние старших способствует вовлечению несовершеннолетних в азартные игры, пьянство и употребление наркотических средств, в преступную деятельность [1]. Пожалуй, и в настоящее время эти проблемы остаются неизменными.

Роль взрослых в формировании личности подростка неоспорима, и чаще всего именно взрослые являются причиной совершения подростком преступлений. Проблема остается актуальной и заключается в том, что в ходе расследования преступлений следователи не всегда уделяют должное внимание сбору информации о личности несовершеннолетнего, не всегда осознают необходимость такой информации в процессе расследования и, выполняя требования УПК РФ, лишь перед предъявлением обвинительного заключения собирают характеристики на несовершеннолетнего правонарушителя, которые содержат минимум информации и являются скорее формальными шаблонами, нежели содержащими описание личностных качеств подростка документами. В этой связи в процессе производства следственных действий следователи не имеют возможности учитывать нравственно-психологические особенности несовершеннолетнего, чтобы избрать наиболее эффективную тактику получения показаний, оценить их достоверность, понять глубину запущенности подростка и в конце концов, как отмечал Лев Львович, оказать воспитательное воздействие уже на этапе предварительного расследования.

Тем не менее в научной литературе необходимость изучения личности несовершеннолетнего обвиняемого не вызывает дискуссий. Авторы исследований солидарны с Львом Львовичем в том, что если говорить о направлениях изучения свойств личности несовершеннолетнего в целях реализации воспитательных функций на предварительном следствии и в ходе судебного процесса, а также для организации работы по исправлению несовер- шеннолетних преступников в местах лишения свободы, то основными являются социально-демографические и нравственно-психологические [2]. При изучении личности несовершеннолетнего участника уголовного судопроизводства среди прочих в первую очередь анализируются указанные направления.

Есть в исследованиях профессора Л.Л. Каневского анализ и таких вопросов, которые по сей день не урегулированы законодательно, вызывают дискуссии на научных площадках и трудности в практической деятельности следователей. В частности, это вопрос привлечения педагогов и психологов к участию в производстве следственных действий с участием несовершеннолетних.

Учеными предлагаются разные варианты привлечения указанных лиц в уголовное судопроизводство. О.Ю. Скичко, например, предлагает заменить в УПК термин «педагог» на «специалист в области возрастной или педагогической психологии» и закрепить его участие (как обязательное, так и факультативное) во всех следственных действиях с участием несовершеннолетних [3, с. 15]. С.В. Тетюев в своей диссертации не разделяет педагога и психолога, рассматривая их как единую процессуальную фигуру [4, с. 106–129]. А в диссертации И.И. Трапезниковой роль педагога и психолога вообще не конкретизируется, остаются нерешенными обсуждаемые в науке проблемы, в частности какого педагога (знакомого или незнакомого несовершеннолетнему) приглашать для участия в следственном действии, чье участие более целесообразно – педагога или психолога – и в каких случаях и т. д. Кроме того, недостаточно четким представляется понятие, например, психолога как сведущего лица, привлекаемого для обеспечения психологического комфорта участникам процесса [5, с. 230–231].

Считаю, что высказанное Львом Львовичем решение этого вопроса остается самым разумным и целесообразным с точки зрения интересов и предварительного следствия, и несовершеннолетнего участника уголовного судопроизводства. Он писал, что педагога нужно признать самостоятельным участником уголовного процесса, так же как переводчика, специалиста. Приглашать на допрос целесообразно того педагога, который обучает под- ростка, у которого сложились нормальные отношения с несовершеннолетним. Основанием для участия педагога в допросе могут быть: замкнутость подростка, данные о наличии у него психофизических аномалий, из-за которых он трудно вступает в контакт, и т. д.

Участие в допросе педагога не исключает необходимости привлечения к этому и другим следственным действиям, проводимым с участием несовершеннолетних, специалиста в области детской и юношеской психологии. При совершении преступления с особым цинизмом и дерзостью, когда подростку, скорее всего, будет стыдно встречаться со своим педагогом, для преодоления замкнутости, оказания помощи в установлении психологического контакта целесообразно приглашать специалиста-психолога, который, используя свои специальные знания, окажет помощь следователю в преодолении конфликтной ситуации, выявлении психических аномалий для дальнейшего решения вопроса о назначении судебно-психологической или судебно-психиатрической экспертизы, разработки тактики допроса и т. д. [6].

Необходимо отметить, что Лев Львович большое внимание уделял и профессионализму следователя. К сожалению, несмотря на актуальность данной проблемы, она ушла на второй план по многим причинам. Во-первых, профессия следователя не является сейчас престижной и высокооплачиваемой. Молодежь стремится не за романтикой погони за бандитами и опасностями преследования по горячим следам, а возможностью заработать большие деньги, не прилагая для этого значительных усилий. Поэтому текучка в следственных органах высокая, опытных следователей мало, в резерве практически никого нет. При таких обстоятельствах поднимать проблемы профессионального роста, совершенствования подготовки следователей, а также проблему профессиональной деформации, которая ранее была предметом дискуссий на научно-практических конференциях, сейчас не приходится из-за выгорания следователей в профессии раньше, чем наступает профессиональная деформация.

Лев Львович, долгое время проработавший следователем, не мог не уделять пристального внимания вопросам совершенствования следственной деятельности и деятельности самих следователей. Он полагал, что следователь – профессия творческая, и отмечал, что эта работа хотя и не престижная, но благородная и интересная, в ней много романтики. Как в шахматах, ты целеустремленно стремишься найти наиболее правильное решение тактической задачи: в кратчайший срок раскрыть преступление, помочь потерпевшему в удовлетворении его морального и возмещении материального ущерба, наконец, принять уже на предварительном следствии наиболее оптимальные положительные меры воздействия к обвиняемому, особенно к несовершеннолетнему и ранее несудимому, к его исправлению и перевоспитанию [7]. Для следователя Каневского важным было не только раскрыть пре- ступление, но и сделать все возможное для исправления и перевоспитания оступившегося подростка. Во всех своих трудах Лев Львович уделял этому особое внимание, будучи уверенным, что мало раскрыть и расследователь преступление, совершенное несовершеннолетним, важно сделать все возможное, чтобы подросток осознал и больше не совершал противоправных деяний.

Обращаясь к новым поколениям следователей, Лев Львович за год до своего ухода высказал им единственное пожелание, чтобы они помнили: в их руках сосредоточена огромная власть и ею надо очень умело пользоваться, так как за каждым уголовным делом стоит человек, судьбу которого в определенной мере решает и следователь.

Список литературы Развитие идей профессора Л.Л. Каневского в современной криминалистике

  • Каневский Л.Л. Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей, вовлекаемых в преступную деятельность взрослыми / Л.Л. Каневский // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. - Москва, 1970. - Ч. 1. - С. 130-134.
  • Каневский Л.Л. Особенности изучения личности несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии / Л.Л. Каневский // Актуальные вопросы предварительного следствия. - Уфа, 1976. - С. 96-103.
  • Скичко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.09 / О.Ю. Скичко. - Саратов, 2005. - 26 с. EDN: NHYSAR
  • Тетюев С.В. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого в стадии предварительного расследования (процессуальный аспект): дис.. канд. юрид. наук: 12.00.09 / С.В. Тетюев. - Челябинск, 2006. - 299 с. EDN: NNQUON
  • Трапезникова И.И. Специальные знания в уголовном процессе России (понятие, признаки, структура): дис. … канд. юрид. наук: 12.00.09 / И.И. Трапезникова. - Челябинск, 2004. - 232 с. EDN: NNBUMF
  • Каневский Л.Л. Дискуссионные проблемы участия педагога и психолога в судопроизводстве по делам несовершеннолетних / Л.Л. Каневский // Судебно-правовая реформа и пути повышения эффективности правоохранительной деятельности. - Уфа, 1993. - С. 57-65.
  • Каневский Л.Л. Следователь - профессия творческая / Л.Л. Каневский // Прокуратура против преступности. - Уфа, 2001. - С. 118-121.
Еще
Статья научная