Развитие ярмарочных городов в Западной Европе в Средние века
Автор: Мельникова Лариса Александровна
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: Сообщения
Статья в выпуске: 10 т.10, 2011 года.
Бесплатный доступ
В статье освещается проблема развития ярмарочных городов в Западной Европе в средние века. Между торговыми и ярмарочными городами было существенное различие: ярмарочные города активной роли в торговле не играли, собственного купечества у них не было, а местные жители ограничивались вспомогательной ролью в области торговли. Такой характер имели ярмарки в Шампани, Брюгге, Франкфурте-на-Майне, Женеве, Цурцахе, а позже в Лионе, Лейпциге и Антверпене.
Ярмарка, ярмарочный город, торговля, купечество, шампань, брюгге, франкфурт-на-майне, женева, лион
Короткий адрес: https://sciup.org/14737409
IDR: 14737409
Текст научной статьи Развитие ярмарочных городов в Западной Европе в Средние века
Одним из основных факторов, повлиявших на изменение облика средневековых городов в Западной Европе, стало развитие обмена как между городом и деревней, так и между городами и странами. Вместе с тем не для всех городов обмен становится существенным. Так, для итальянских городов (Венеция, Генуя и пр.) он имел огромное значение в силу их географического положения. В других городах, напротив, развитие ремесла и торговли определило политику ограничения торговли со стороны иногородних и иноземных купцов с целью устранения конкуренции.
Уникальное явление в истории средневековой Европы представляют собой так называемые ярмарочные города. Это связано с тем, что ярмарочный обмен выходил за рамки обычного обмена, характерного для средневекового города. Кроме того, ярмарки отличались от рынков и базаров еще и тем, что сопровождались многочисленными народными гуляниями, театральными представлениями, ночными шествиями и пр. Как справедливо говорит пословица: «С ярмарки возвращаешься не так как с рынка».
Следует отметить, что в современной исторической науке отсутствуют работы, непосредственно посвященные генезису ярмарочных городов в Западной Европе. Тем не менее проблема развития ярмарочной тор- говли и ярмарочных городов нашла свое отражение в зарубежной и отечественной медиевистике. Исходя из предметной области исследования, в рамках которой рассматривалась данная проблема, в историографии ярмарочных городов в средневековой Европе условно можно выделить следующие направления: историческое, историко-экономическое, урбанистическое, историко-антропологическое.
Историческое направление включает в себя работы, посвященные истории средневековой Европы, вследствие чего развитие международной ярмарочной торговли рассматривается в них лишь как один из ее аспектов. Ярмарочные города в работах данного направления не становятся предметом специального изучения, а лишь упоминаются как центры международной торговли. Среди ученых в этой области можно назвать С. Сказкина [1977], Б. Филиппова, А. Яст-ребицкую [1995], Г. Кенигсберга [2001], Ж. Ле Гоффа [1992], В. Кареву [1999], С. Нефедова [1996], В. Штокмар [2005] и др.
Историко-экономическое направление историографии ярмарочных городов представлено работами по истории экономики в Западной Европе. Наиболее авторитетным ученым в этой области является И. Кули-шер. В своей работе «История экономического быта Западной Европы» он провел
ISSN 1818-7919. Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2011. Том 10, выпуск 10: История © Л. А. Мельникова, 2011
тщательный анализ развития ярмарочной международной и региональной торговли в Западной Европе в средние века. Исследователь впервые обратил внимание на специфику ярмарочных городов, которые называл ярмарочными пунктами и проводил грань между ярмарочными и торговыми городами [2004].
Среди ученых, работающих в области истории экономики, можно также отметить О. Кузнецову, И. Шапкина [2002], Т. Тимошину [2006] и др.
Урбанистическое направление акцентирует внимание на истории возникновения и развития средневековых городов в Западной Европе, среди которых ярмарочные города занимают особое положение. Так, А. Пир-рен в работе «Средневековые города Бельгии» подробно описывает бельгийские города Брюгге, Антверпен, Гент, Брабант, отмечая их роль в международной торговле [2001]. Однако специфический характер ярмарочных городов им не рассматривается.
Анализ торговых и ярмарочных городов Италии и Франции представлен в работах «Экономическая история Италии» Д. Луцат-то [1954 ] и «Что такое Франция» Ф. Броделя [1997].
И наконец, историко-антропологическое направление в исследованиях ярмарочных городов сосредоточено, в первую очередь, на анализе повседневной жизни их жителей. Видный представитель этого направления Ф. Бродель, исследуя такие явления, как ярмарка, рынок, биржа, банк и пр., предложил видеть в экономике не только предметный уровень, но и непредметный, охватывающий психологию человека и его каждодневный труд. Ф. Бродель впервые вводит понятие «ярмарочный город» и дает ему характеристику. При этом основное внимание он уделяет повседневной жизни жителей ярмарочных городов, вовлеченных в ярмарочную торговлю [1988].
Таким образом, проблема развития ярмарочной торговли и ярмарочных городов нашла свое отражение в научной литературе. Тем не менее, данная проблематика, не выделялась в качестве предмета научного анализа, а рассматривалась лишь в контексте иной научно-предметной области.
Ярмарки как места периодических съездов торговцев и привоза товаров, главным образом для оптового торга, под настоящим названием известны в Западной Европе с
X в. [Вечканова Г. С., Вечканова Г. Р., 2002. С. 823].
Однако ярмарки существовали и раньше, так как их появление было вызвано, в первую очередь, необходимостью поиска безопасного и охраняемого места для обмена.
Очевидно, что под безопасным местом подразумевалась не только хорошо укрепленная и охраняемая территория, но и местность, находящаяся под покровительством авторитетного светского или духовного лица, способного обеспечить приезжающим на ярмарку безопасный проезд, обмен товаров, а также справедливое решение спорных вопросов в ходе торга. Идеальным местом для функционирования ярмарки был средневековый город. Тем не менее, многие города вообще никогда не были ярмарками, в силу объективных причин, или город не допускал устройство ярмарки в своих стенах, удерживая ее на расстоянии.
Но если ярмарка проникала в город, то она сама становилась городом и даже больше чем городом: она целиком подчиняла себе город, и город переставал быть самим собой [Бродель, 1988. С. 69]. Мы полагаем, что в данном случае речь идет о возникновении так называемого ярмарочного города.
Следует отметить, что между торговыми и ярмарочными городами было существенное различие. Торговые города имели собственное купечество, которое активно посещало ярмарки и торговало с различными городами и рынками. Ярмарки в этих городах устраивались изредка или не устраивались совсем. При этом приезжающие купцы подвергались различным ограничениям с целью устранения конкуренции. Такими городами в средние века являлись Генуя, Венеция, Любек, Гамбург, Аугсбург, Нюрнберг, Марсель, Монпелье и пр.
Ярмарочные города, напротив, активной роли в торговле не играли, собственного купечества у них не было. Благодаря выгодному географическому положению и особым привилегиям, предоставляемым иностранным купцам, ярмарочные города привлекали купцов из всех стран для обмена между собой. Местные жители ярмарочных городов ограничивались вспомогательной ролью в области торговли, выступая в качестве маклеров, экспедиторов, грузчиков, иногда менял.
Такой характер имели ярмарки в Шампани, Брюгге, Франкфурте-на-Майне, Женеве,
Цурцахе, а позже в Лионе, Лейпциге и Антверпене [Кулишер, 2004. С. 300].
Для возникновения ярмарочного города необходимо было наличие следующих факторов: выгодное для организации ярмарки географические положение; покровительство ярмарке со стороны сеньориальной, церковной или городской власти; активное участие в организации и деятельности ярмарки самих горожан.
Одной из первых международных ярмарок в средние века были ярмарки в Шампани, функционировавшие в XII–XIV вв. Шампань соединяла Англию с Италией, Фландрию с Германией, граничила с промышленным фламандским районом с одной стороны, хлебородными и винодельными областями Германии – с другой. Через Шампань протекали такие крупные реки, как Сена и Маас, до ее границ доходили Сонна на юге и Мозель на востоке. Графство Шампань было независимой территорией, поэтому графы не жалели усилий для того, чтобы обеспечить приезжающим купцам полную безопасность на ярмарках.
Шесть ярмарок в Шампани действовали в четырех городах, практически без перерыва в течение года. Начинались они июне в городе Труа, расположенном на Сене, продолжались в Бри в Провансе, затем опять в Труа, переходили в города Ланьи на реке Марна и Бар на реке Об, и завершались в Бри в июне следующего года.
Пошлины, взимаемые с купцов за право торговли, шли в казну графа, а его люди исполняли различные служебные функции на ярмарке. Однако все важные дела решались при участии самих купцов. Для разрешения спорных вопросов на ярмарке функционировал ярмарочный суд, состоящий из купцов. Для защиты своих интересов купцы имели своего консула. Так, у итальянцев в конце XIII в. таких консулов было 23, а во главе, в качестве их представителя, стоял ректор [Брокгауз, Ефрон, 1903. С. 135].
В конце XIII в. значение ярмарок в Шампани падает, так как Шампань становится провинцией Франции. Во время Столетней войны в Шампани разворачивались основные военные действия между Францией и Англией, что сильно подорвало экономическое могущество графства. Путь на ярмарку стал небезопасен. Поэтому итальянские и немецкие купцы стали искать новый торго- вый путь и место для организации международной ярмарки.
Тем не менее ярмарки в Шампани продолжали функционировать, правда, на местном уровне, осуществляя обмен между городом и деревней. А города Шампани сохранили свое значение ярмарочных городов [Бродель, 1997. С. 137].
С падением ярмарок в Шампани новый путь, найденный немецкими и итальянскими купцами, позволил установить ежегодные рейсы между Италией и Фландрией. Благодаря этому в XIV–XV вв. международное значение приобрела ярмарка во фламандском городе Брюгге, куда стекались купцы со всей Европы. Город стал общим рынком германских и фламандских народов. Здесь встречались немцы, англичане и скандинавы с нормандцами, флорентийцами, португальцами, испанцами и жителями Лангедока [Пиррен, 2001. С. 211].
С развитием ярмарки в Брюгге сокращается активная торговля фламандских городов. Отныне фламандские купцы перестали перевозить товары самостоятельно, предпочитая перекладывать эту заботу на других. Для многих второстепенных портов Бельгии этот отказ стал разорительным. Но не для Брюгге, так как Брюгге стал местом встречи иностранных судов, что обеспечило его благосостояние [Там же. С. 213].
Однако не только географическое положение позволило Брюгге стать ярмарочным городом. Как и в Шампани, функционированию ярмарки в Брюгге содействовали местные графы, что выражалось в широких привилегиях, предоставляемых иностранным купцам. К примеру, в 1252 г. графиня Маргарита даровала ряд привилегий немецким купцам, в соответствии с которыми те имели право поселения в Брюгге. Вместе с тем они не могли быть арестованы за долги, если не были основными должниками, а при аресте не заключались в тюрьму, если предоставляли залог. Арест на купеческие суда налагался только на основании законной жалобы. Позднее подобные привилегии получили французские и испанские купцы [Штиллих, 1992. С. 46]. В Брюгге содержатели крупных гостиниц одновременно вели дела своих постояльцев. С этой целью они нанимали помощников, из которых впоследствии и выделились маклеры. По выражению И. Кулишера Брюгге стал «маклером христианских народов» [2004. С. 295].
Таким образом, условия, созданные для торгового обмена, сыграли важную роль в превращении Брюгге в центр международной торговли. Не удивительно, что многие иностранные купцы селились в Брюгге на постоянное жительство. В XIV в. здесь упоминаются поселения гасконцев, испанцев, генуэзцев, португальцев. Однако численностью членов и размерами привилегий особо выделялась немецкая фактория [Пиррен, 2001. С. 215–216].
Значение Брюгге заключалась еще и в том, что Брюгге стал первым банкирским городом [Там же. С. 218]. В 1406 г. в Брюгге была основана первая биржа около дома богача Ван де Бурса [Коноплева, 2010. С. 142].
Конец XV в. ознаменовался упадком Брюгге, вследствие внутренних раздоров жителей города. Благосостояние города также подорвали большие переселения во время смут в царствование Филиппа II. На смену ярмаркам в Брюгге пришли ярмарки в Антверпене.
В XIV и в первой половине XV вв. широкую известность приобрела Женева со своими ярмарками, так же как и Брюгге частично заменившая ярмарки в Шампани. В этот период Женева становится важным торговым центром для стран Южной Европы – Италии, Франции, южной Германии [Кулишер, 2004. С. 297–298]. Как и прочие ярмарочные города, Женева имела выгодное географическое положение. В Женеве сходились дороги на Лион, в долину Роны, на Базель и далее – в Южную Германию и Фландрию. Для обеспечения безопасности проезда на ярмарку женевские власти организовывали почтовые станции, где можно было поменять и накормить лошадей, а также охрану купеческих караванов. В дальнейшем появились своего рода транспортные компании, доставлявшие товар, и первые страховые компании. В XIV–XV вв. в Женеве стали появляться банки [Ионина, 2006].
К XV в. по торговому обороту ярмарки Женевы достигали уровня ярмарок Лейпцига, Лиона, Франкфурта. Наплыв иностранцев в Женеву был так велик, что они иногда становились в тягость жителям города. Многие иностранцы приобретали гражданские права, и, таким образом, население постоянно обновлялось. Благодаря этому городская жизнь Женевы находилась в постоянном движении [Порозовская, 1891].
Однако с началом Великих географических открытий женевские ярмарки стали приходить в упадок. Причиной этому послужили смещение торговых путей и появление новых, а также разрыв многих католических стран с Женевой, которая в XVI в. становится крупнейшим центром протестантизма. Тем не менее, Женева продолжала оставаться торгово-промышленным центром Европы, а также одной из крупнейших европейских бирж и основным банкиром.
С конца XV в. товарный обмен между Францией, Италией и Южной Германией переходит из Женевы в Лион. Лионские ярмарки получили свой размах благодаря привилегиям, полученным от Людовика XI, проводившего политику, направленную на уничтожение женевских ярмарок. В XVI в. Лион стал центром международной торговли. Огромную роль в процветании Лиона сыграли итальянские банкиры, которым этот город приносил большие доходы. Историк Ф. Бродель пишет, что через Лион они выкачивали деньги из Франции, так как занимали господствующее положение в Лионской торговле. Итальянцы обосновали в Лионе свою общину, объединившую около восьмидесяти семей. Во второй половине XVI в. начался упадок Лиона. Лион терял Европу, но продолжал держать под контролем финансовые капиталы Франции [Бродель, 1997. С. 256–257].
Первой немецкой международной ярмаркой стала ярмарка во Франкфурте-на-Майне, на которую съезжались купцы югозападной, северной и южной Германии, а иногда из Италии. Франкфурт-на-Майне приобрел международное торговое значение благодаря своему географическому положению: здесь сходились пути из Швейцарии, Голландии и Франции, а также из южной Германии и с востока – из Гале и Эрфурта.
Начало организации ярмарочной торговли во Франкфурте было положено еще в XI в. В 1077 г. король Генрих IV гарантировал реймским купцам беспошлинный проезд через королевские таможни Франкфурта. Вместе с тем возникновение первой ярмарки во Франкфурте ускорила знаменитая грамота Фридриха Барбаросса, установившая беспошлинный проезд, практически через все таможенные пункты Франкфурта. С 1160 г. во Франкфурте впервые упоминается поселение евреев, а к 1440 г. Франк- фурт уже фигурирует как международная ярмарка [Rotman, 1998. S. 48].
Большое значение для организации ярмарки во Франкфурте-на-Майне имело получение этим городом независимости и статуса города-республики. В 1257 г. он стал управляться собственными бургомистрами, собственной полицией и городским советом. Вследствие этого Франкфурт получил право устраивать у себя сначала одну, а потом две ежегодные ярмарки и чеканить собственную монету. В XVI–XVII вв. на ярмарках во Франкфурте торговый обмен производили купцы из Кельна, Нюрнберга, Аугсбурга, Ульма, Мюнхена, Женевы, Базеля, Страсбурга и Меца с генуэзцами, флорентийцами, нидерландцами.
Таким образом, средние века были периодом расцвета ярмарочной торговли. С наступлением нового времени крупные международные ярмарки теряют свое значение. Тем не менее, одни ярмарки продолжали играть важную роль в развитии торговли, правда, на региональном уровне, а другие возрождались под видом выставок.
DEVELOPMENT OF FAIR TOWNS IN WESTERN EUROPE DURING THE MIDDLE AGES