Развитие культуры даурского автономного хошуна Морин-Дава в 1950-1980-х гг

Автор: Цыбенов Базар Догсонович

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Отечественный опыт

Статья в выпуске: 3, 2019 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена становлению сферы культуры даурского автономного хошуна Морин-Дава во второй половине XX в. Автор освещает такие вопросы, как развитие художественной самодеятельности, получение научных знаний, школьного образования. Особое внимание уделяется становлению отдела культуры хошуна, развитию радио и телевидения, деятельности книжного магазина «Синьхуа».

Дауры, морин-дава, культура, творческая самодеятельность, ансамбль, наука, образование, радио, книжный магазин

Короткий адрес: https://sciup.org/170171329

IDR: 170171329   |   DOI: 10.31171/vlast.v27i3.6448

Текст научной статьи Развитие культуры даурского автономного хошуна Морин-Дава в 1950-1980-х гг

И зучение культуры народа является необходимой составной частью комплексного исследования вопросов Новейшей истории. В настоящей работе мы решили обратиться к изучению отдельных аспектов культуры даурского народа в 50–80-х гг. XX в. Территориальные рамки исследования ограничены пределами даурского автономного хошуна Морин-Дава, расположенного в Хулун-Буирском аймаке Автономного района Внутренняя Монголия КНР.

В годы правления марионеточного государства Маньчжоу-Го культура дауров развивалась в русле японской культурной политики. Большое развитие получило школьное образование, в 1940-х гг. начальные школы были открыты во многих отдаленных селениях [Цыбенов 2018б: 118]. Есть мнение, что до 1945 г. культурная жизнь в хошуне Морин-Дава не отличалась особым развитием и разнообразием. Лишь по праздничным дням и на свадьбах можно было услы- шать народные песни, благопожелания, загадки. Популярностью пользовались сказители легенд и былин, которые наизусть знали их стихотворные варианты. Высоко ценились образованные люди, которых специально приглашали для чтения китайской классической литературы периода Средневековья, в т.ч. таких книг, как «Троецарствие», «Сказание о династиях Суй и Тан», «Речные заводи», «Путешествие на Запад», «Записки о необычном» [Morindabaγa… 1988: 174; Лянь Лю 2017: 93]. Равномерное течение культурной жизни дауров было нарушено новыми веяниями, привнесенными китайскими коммунистами. После окончания гражданской войны и образования КНР новое правительство стало проводить культурную политику в тесной увязке с политическими задачами и идеологическим воспитанием [История… 2004: 138]. В эти годы местные органы власти и партийный комитет вели активную пропаганду политики КПК. Особое внимание уделялось торжествам по случаю праздничных и памятных дат. Культурная работа в хошуне первоначально была возложена на отдел пропаганды хошунной администрации. В дальнейшем было решено передать полномочия отделу культуры и образования, который в период 1952– 1962 гг. несколько раз трансформировался и менял свое название. В годы «культурной революции», с 1966 по 1973 г., культура хошуна находилась под контролем политического и культурно-просветительского отделов ревкома. В 1973 г. был восстановлен отдел культуры и образования, в 1981 г. создан отдел культуры [Tielinga 1998: 941]. Можно констатировать, что становление отдела культуры хошунной администрации проходило в непростых условиях постоянных преобразований. Очевидно, непростой проблемой для руководства хошуна было разграничение образовательной и культурной сфер.

Большую роль в развитии даурской культуры играли художественная самодеятельность и народное творчество. В 1959 г. в даурском автономном хошуне Морин-Дава был создан ансамбль народной песни и танца. Помимо даурского большинства, в него входили и представители других народов – эвенки, маньчжуры, китайцы, монголы. При проведении различных культурно-массовых мероприятий участники ансамбля использовали даурский и китайский языки. Они выступали не только в своем хошуне, но и неоднократно принимали участие в концертах более высокого уровня [Morindabaγa…1988: 175]. По всей видимости, основу ансамбля составили самодеятельные артисты, которых, как и в других регионах КНР, направляли профессиональные деятели культуры [История… 2004: 141]. В годы «большого скачка» и «культурной революции» многие достижения в сфере культуры в АРВМ были утрачены [Жамсран 1996: 135]. В середине 80-х гг. XX в. творческий коллектив даурского автономного хошуна Морин-Дава специализировался на исполнении даурских песен и танцев, неуклонно повышался уровень исполнительского мастерства. Высоких наград от Хулун-Буирского аймака и АРВМ были удостоены танцевальные номера «Счастливое горное селение», «Девушка-водовоз», «Утро»; песни «Весна в Морин-Дава», «Восхваление КПК», «Песня Родины»; постановки «Песня моей души в варгане», «Посвящение любимой Родине». В 1982–1983 гг. даурский ансамбль песни и танца с успехом выступил на торжественных культурно-массовых мероприятиях в Хух-Хото и Пекине. В августе 1984 г. ансамбль песни и танца даурского автономного хошуна Морин-Дава был направлен на 4-месячные гастроли в провинцию Сычуань и Тибетский автономный район КНР. В декабре 1984 г. на торжественном собрании участники даурского ансамбля песни и танца были награждены почетными знаками и дипломами, памятным кубком и денежной премией. Для вручения наград из Пекина специально прибыли два высокопоставленных чиновника из Государственного комитета по делам национальностей КНР.

В культурно-просветительской жизни даурского автономного хошуна Морин-Дава немалую роль играли и другие самодеятельные коллективы. Среди них заметно выделялись самодеятельные кружки сел Тэнкэ и Алла. Так, Буювэ – исполнитель на народном даурском инструменте мукулене (варган) из с. Тэнкэ – занял 2-е место на конкурсе художественной самодеятельности в АРВМ. Известно, что в 1964 г. кружки участвовали в концерте государственного уровня, посвященном культуре малочисленных национальных меньшинств КНР. Из других достижений можно отметить 1-е место даурского самодеятельного коллектива в смотре художественной самодеятельности Хулун-Буирского аймака в августе 1983 г. [Morindabaγa…1988: 177-179].

В 80-х гг. XX в. в даурском автономном хошуне Морин-Дава были открыты Дом театра и кино, Дворец культуры, Дворец детства и юношества, библиотека. В 12 селах были открыты дома культуры, ставшие площадками для различных культурно-массовых мероприятий, направленных на развитие ремесел, жанров устного народного творчества, рисования, постановку спектаклей.

В культурной жизни населения даурского автономного хошуна Морин-Дава особую роль сыграл книжный магазин «Синьхуа». 1 сентября 1949 г. состоялось его открытие в г. Нирги – административном центре даурского автономного хошуна Морин-Дава. Поначалу магазин располагался в маленьком помещении (около 30 кв. м), первые шкафы для книг были сколочены из старых досок. К 1952 г. объемы продаж книг увеличились; соответственно, появились и новые торговые точки. Книжный магазин стал организовывать выезды в сельские районы, что существенно облегчало доступ любителей книг к их источнику. В селах были открыты торговые точки по продаже книг. В 1954 г. книжный магазин приобрел новое, более просторное помещение. В продажу книг были вовлечены сельские кооперативы, число торговых точек увеличилось до 10. В 1966 г. для оперативной продажи книг в сельской местности был приобретен трехколесный мотоцикл. В начале «культурной революции» книжный магазин «Синьхуа» работал в прежнем режиме, однако со временем был вынужден закрыться. Очевидно, застой продолжался недолго, поскольку уже в 1968 г. книжный магазин продал 15 тыс. статуэток Мао, а также его произведения, включая «Цитаты Председателя Мао Цзэдуна». В 1976 г. коллектив книжного магазина «Синьхуа» в г. Нирги был признан лучшим в провинции Хэйлунцзян (в этот период территория даурского автономного хошуна Морин-Дава была выведена из состава АРВМ). В начале 1980-х гг. книжный магазин «Синьхуа» расширил сферу своей деятельности и улучшил качество обслуживания [Tielinga 1998: 943].

Новым явлением в культурной жизни хошуна стали радио и телевидение. Проводная радиосеть с 1952 г. охватила сельские районы Китая [Юехун, Шеин 2009: 109]. В том же 1952 г. в хошуне Морин-Дава была создана первая кинооператорская группа, и с этого времени население стало смотреть кинофильмы. С 1958 г. кино показывали в Национальном дворце культуры, рассчитанном на 700 мест. В 1982 г. был построен новый кинотеатр на 1 200 мест. В середине 1980-х гг. в хошуне работали 43 кинооператорские площадки. Первая радиостанция начала работать в хошуне в 1955 г. Число радиоточек со временем достигло 17, общая протяженность проводной сети – 266 км. С увеличением доходов населения появились радиоприемники. В 1973 г. радиостанция начала вести передачу на даурском языке. В этот период радио играло важную роль в жизни хошуна. Население получало новости как государственного, так и регионального уровня. Середина 80-х гг. XX в. ознаменовалась быстрым распространением телевидения. Более 1 тыс. семей в г. Нирги имели телевизоры. С 1988 г. в хошуне стала функционировать телевизионная станция [Morindabaγa…1988: 175-176; 180]. С появлением радио и телевидения в хошуне интерес к даурам, их богатому историческому наследию начали проявлять китайские кинорежиссеры. На основе исторических событий XVII в. был снят кинофильм «Аолий илан» («Свет горы»). На киносъемки в качестве актеров были приглашены 4 артиста из самодеятельных коллективов.

Помимо исторического прошлого, интерес китайских специалистов вызывало устное народное творчество дауров. В 1979 г. издательство отдела культуры г. Шанхая опубликовало на китайском языке сборник «Даурские народные сказки». Большинство вошедших в этот сборник сказок были собраны в селах даурского автономного хошуна Морин-Дава. Информаторами Мэн Чжидуна (составителя сборника) были сказители Мэн Чжуаньхай, Бэлгэтэй, Ао Хэюн, Ду Чиндэ, Дахалжин и др. [Men Zhidun 1983: 23-58]. В 1983 г. данный сборник был переиздан в г. Хух-Хото на монгольской письменности. Особое внимание было уделено и песенному наследию дауров. В 1978 г. работники Дома культуры собрали немало старинных и новых народных песен, некоторые из которых вошли в сборник «Народные песни дауров, эвенков и орочонов», изданный в 1981 г. в АРВМ [Morindabaγa…1988: 182].

В этот период получили развитие и научные знания. Плодотворно трудился известный в регионе ученый и каллиграф Мэн Сишунь, автор учебника для преподавания даурского языка. В 1953 г. он завершил написание рукописи монографии «История даурского народа». Эта работа состояла из 12 глав, посвященных происхождению и этнической истории, материальной и духовной культуре дауров [Manduertu 2007: 480]. Начиная с 1958 г. даурские исследователи предприняли новые шаги по написанию истории даурского народа. Исследовательские работы были прекращены в годы «культурной революции», но в 80-х гг. XX в. коллектив авторов во главе с Мэн Чжидуном возобновил написание монографии, и в 1989 г. она была издана. Следует заметить, что одновременно велась работа по изучению истории даурского автономного хошуна Морин-Дава. В ней приняли участие представители передовой научной интеллигенции Телинга, Насанбо, Ао Фэнчжу и др. [Цыбенов 2018а: 137-138].

Образование традиционно высоко ценилось в даурском обществе. В изучаемый период школьное образование в хошуне претерпевало серьезные преобразования. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. школьные учителя совершили, по сути, трудовой подвиг, сумев подготовить первые школьные выпуски к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения. В то время школы повсеместно испытывали трудности, связанные с нехваткой инвентаря и учебных материалов. С 1952 г. в школах проводилась политика всестороннего развития учащихся, включавшая нравственное, интеллектуальное, физическое и культурное совершенствование. Большое значение в школьном обучении придавалось идеологической составляющей, «служению Родине во имя народа». В результате некоторые ученики, следуя призыву о строительстве «новой деревни», возвращались в родные селения, чтобы участвовать в сельскохозяйственном производстве. В 1958 г. ЦК КПК и Госсовет КНР официально обнародовали новую политику в сфере образования. Идеологическое воспитание учащихся усилилось, особое внимание уделялось осознанию учащимися таких понятий, как «классы», «производительный труд», «массы», «диалектический материализм». В 1963 г. в школах хошуна прошла кампания «Учимся у товарища Лэй Фэна». Краткая, но яркая биография сироты, обретшего семью в лице КПК, была популярна в КНР, поскольку отвечала конфуцианскому учению об идеальном человеке [Ишутина 2017: 42].

В период «культурной революции» школьное образование находилось в тяжелой ситуации. Обучение в школах проводилось на основе специальных инструкций, принятых в 1967 г. После окончания «культурной революции» в развитии школьного образования наметились улучшения [Tielinga 1998: 891]. Осенью 1977 г. в КНР началась разработка новых школьных программ, были намечены меры по повышению квалификации преподавателей. Министерство образования КНР утвердило 10-летнюю систему среднего образования [История Китая… 2016: 56-57]. По данным на июль 1983 г., в хошуне насчитывалось 412 начальных школ, из них 58 национальных. Из 24 средних школ национальными считались 7 школ. Во всех начальных школах хошуна обучались 34 293 учащихся, в т.ч. 3 835 дауров. В неполной средней школе обучались 7 647 учеников, включая 1 589 дауров. В полной средней школе – 1 058 чел., из них 256 дауров. В административном центре автономного хошуна г. Нирги имелись 3 начальные школы, из них 1 национальная. В Нирги имелись также национальная средняя школа, спортивная школа, школа заочного обучения, школа переподготовки учителей. В 1983 г. число учащихся в школах г. Нирги составило 5 040 чел. Большим достижением школьного образования было поступление в начальную школу детей по достижении школьного возраста. С 1952 по 1982 г. неполные средние школы окончили 12 658 чел., в т.ч. 8 692 даура. Из 6 642 учеников, окончивших полные средние школы высшей ступени, дауров было 2 310 чел. Из 420 студентов высших учебных заведений 189 были даурами. Успешно развивались дошкольное и заочное обучение. В хошуне работали 4 детских сада, в школах – 39 дошкольных групп. Была налажена подготовка преподавателей даурской национальности, а также направлялись учителя в даурские села хошуна. Из 2 666 учителей дауры составляли 525 чел. В хошуне была основана школа переподготовки учителей, был открыт центр по управлению учителями начальных школ, расположенных в основных даурских селах. В середине 80-х гг. XX в. 49 учителей средних школ прошли подготовку по специальной программе для учителей высшей категории [Morindabaγa…1988: 198200, 265].

Культура даурского автономного хошуна Морин-Дава в 1950–1980-х гг. претерпевала постоянные изменения в соответствии с политикой и идеологией конкретных исторических периодов развития КНР. Несмотря на негативные моменты, в основном связанные с периодом «культурной революции», в развитии культуры наблюдается положительная динамика. Новым явлением в культурной жизни хошуна стала художественная самодеятельность – выступления творческих коллективов были неоднократно отмечены на государственном и региональном уровнях. Появление радио и телевидения вывело сферу культуры на другой, соответствующий духу времени уровень развития. К началу 80-х гг. XX в. стабилизировалось положение дел в школьном образовании, научная интеллигенция завершила крупные монографические издания по истории и культуре дауров.

Работа выполнена в рамках государственного задания ИМБТ СО РАН по проекту № 0338-2016-0003 «Межкультурное взаимодействие, этнические и социальнополитические процессы в Центральной Азии».

Список литературы Развитие культуры даурского автономного хошуна Морин-Дава в 1950-1980-х гг

  • История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Т. IX. Реформы и модернизация (1976-2009) (отв. ред. А.В. Виноградов). 2016. М.: Наука. 996 с
  • История Северо-Восточного Китая XVII-XX вв. Кн. 3. Северо-Восточный Китай в 1945-1978 гг. (отв. ред. Г.П. Белоглазов). 2004. Владивосток: Дальнаука. 344 с
  • Ишутина Ю.А. 2017. О формировании и эволюции нравственного идеала в Китайской Народной Республике. - Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. № 28. С. 36-45
  • Лянь Лю. 2017. Жанры народных песен дауров в Китае. - Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. № 25. С. 89-96
  • Цыбенов Б. Д. 2018а. Историография истории даурского народа (XVII- начало XXI в.) - Известия Иркутского государственного университета. Сер. История. Т. 23. С. 134-143
Статья научная