Развитие права ЕАЭС в области противодействия легализации преступных доходов

Автор: Жданов И.Н.

Журнал: Правопорядок: история, теория, практика @legal-order

Рубрика: Международное право

Статья в выпуске: 3 (38), 2023 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена развитию права Евразийского Экономического Союза в свете противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Автор анализирует последние принятые акты Союза в данной области, а также исследует гармонизацию законодательств государств-членов ЕАЭС со стандартами Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег. В статье подчеркивается важность участия Евразийского Экономического Союза в Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма и развития собственной юрисдикции ЕАЭС в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Автором высоко оценена степень правового регулирования и взаимодействия государств-членов ЕАЭС по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу ЕАЭС, также в исследовании определены пробелы в правовом регулировании и пути совершенствования союзного права, связанные с цифровизацией экономик, оборотом безналичных денежных средств и цифровых валют.

Еще

Противодействие отмыванию доходов, полученных преступных путем, финансирование терроризма, финансирование распространения оружия массового уничтожения, группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, евразийский экономический союз, Россия

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14129126

IDR: 14129126   |   DOI: 10.47475/2311-696X-2023-38-3-151-156

Текст научной статьи Развитие права ЕАЭС в области противодействия легализации преступных доходов

Договор о создании Евразийского Экономического Союза1 (далее — ЕАЭС) стал отправной точкой в создании права ЕАЭС. К числу задач права Союза относится и регулирование в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения(далее ПОД/ФТ/ОМУ). Движущей силой в процессах евразийской интеграции выступает Россия. Регулирование ПОД/ФТ/ОМУ не является исключением.

Еще в 2001 г. в России был принят № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»2. Были изданы многочисленные подзаконные акты и внесены изменения в законодательство об административной и уголовной ответственности за указанные деяния.

Описание исследования

Российская Федерация с 2003 г. является полноправным членом универсальной международной организации в сфере противодействия ПОД/ФТ/ОМУ — Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (далее — ФАТФ).

В 2004 г. Указом Президента РФ № 314 «О системе и структуре федеральных органов власти»3 была создана Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Ее функции как ключевого надзорного органа в этой сфере были детально определены4.

С 2012 г. в рамках ФАТФ действуют обязательные международные стандарты, которые были успешно имплементированы в российское законодательство. В последнее время наше государство вошло в первую пятерку стран по эффективности национальной «ан-тиотмывочной» системы в мире5.

Как известно, в ФАТФ имеется девять Региональных органов по типу ФАТФ6 (далее — РОТФ). Важной инициативой России стало создание в октябре 2004 г. Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (далее — ЕАГ). В состав этой РОТФ входят девять государств: Беларусь, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Индия, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Представлены в качестве наблюдателей еще 15 государств и 19 международных организаций. Данная группа играет важную роль в региональном сотрудничестве, общей гармонизации законодательства с рекомендациями и стандартами ФАТФ.

В рамках ЕАГ функционируют три рабочие группы: Рабочая группа по взаимным оценкам и правовым вопросам, Рабочая группа по типологиям и противодействию финансированию терроризма и преступности, Рабочая группа по техническому содействию.

Очевидно, что ЕАЭС обладает большим потенциалом в выработке новых подходов для «продвинутого сотрудничества» в сфере ПОД/ФТ/ОМУ, что неоднократно отмечалось и в отечественной науке [1, c. 204; 2, c. 217].

Что касается сферы деятельности ФАТФ, то Договор о ЕАЭС (ст. 64), во-первых, установил таможенный союз его государств-членов [3, с. 427]; во-вторых, провозгласил унификацию банковских систем [4, с. 11]; и, в-третьих, определил подходы к организации финансового рынка и единой валютной политики [5, с. 38].

Вместе с тем длительное время единственным документом, относящимся к праву Союза в сфере ПОД/ФТОМУ, были: а) Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза1; б) нормы о валютном контроле, содержащиеся в Таможенном кодексе ЕАЭС2 и актах органов ЕЭК3.

Договор 2011 г. был утвержден в новой редакции в 2021 году4. Он регламентирует контроль операций с наличными денежными средствами и инструментами, но не распространяется на безналичные транзакции, что является очевидным пробелом.

В настоящее время происходит активное развитие права ПОД/ФТ/ОМУ. Совсем недавно в рамках ЕАЭС было принято два важных документа, которые демонстрируют гибкость и «осознанность» Союза в развитии своей юрисдикции.

Первый документ — Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Он был одобрен распоряжением Коллегии ЕЭК от 15 сентября 2020 г.5 и относится к категории «мягкого права» Союза. Он демонстрирует сотрудничество Союза с другими региональными организациями в области ПОД/ФТ/ОМУ.

Меморандум закрепил следующие направления взаимодействия ЕАЭС и ЕАГ в сфере ПОД/ФТ/ОМУ: а) обмен информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес; б) участие в мероприятиях, проводимых Сторонами (включая взаимные оценки государств — членов ЕАГ); в) проведение консультаций, конференций, учебно-практических семинаров и иных мероприятий; г) обмен статистическими и иными материалами; д) координация деятельности по вопросам, возникающим в процессе сотрудничества; е) реализация иных форм сотрудничества. Для участия в совместных мероприятиях приглашаются представители компетентных органов государств Союза и государств — членов ЕАГ (п. 3 Меморандума).

Второй документ констатирует факт непосредственного расширения права Союза. Соглашение об обмене информацией в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Евразийского экономического союза от 20 июля 2021 г.1 является полноценным международным договором и вступило в силу 26 февраля 2023 г.

Согласно ст. 2 Соглашения, государства-члены осуществляют взаимодействие и информационный обмен в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении через таможенную границу ЕАЭС наличных средств и (или) денежных инструментов. Информационное взаимодействие по Соглашению осуществляется путем представления сведений, заявленных физическим лицом при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в пассажирской таможенной декларации и декларации на товары, что указано в п. 2 ст. 2 Соглашения.

ЕЭК координирует деятельность и ведет перечень ответственных органов за формирование базы данных о перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

В силу п. 1 ст. 4 Соглашения информационное взаимодействие осуществляется между правоохранительными и таможенными органами государств-членов посредством письменных запросов. Их содержание, в принципе, традиционное2. В п. 3 ст. 4 регламентировал предельный срок исполнения запроса — по общему правилу, он не может превышать 30 календарных дней с даты его получения запрашиваемым органом. При необходимости допустимо исполнения в более короткие сроки (10 дней), если это прямо закреплено в запросе с указанием основания.

Взаимодействие органов государств, ответственных за формирование базы данных о перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством.

В Соглашении закреплены основания отказа в исполнении запроса в следующих случаях: а) если запрос не соответствует требованиям, указанным в п. 2 ст. 4 Соглашения (содержания запроса и необходимой обязательной информации); б) если запрашивающий орган не представил необходимую информацию запрашиваемому органу в течение 2-х месяцев со дня направления в его адрес запроса о предоставлении дополнительной информации, необходимой для исполнения запроса; в) если запрос объективно не может быть исполнен по причинам, независящим от запрашиваемого органа; г) если выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету и (или) национальной безопасности государства-члена запрашиваемого органа.

В целях имплементации Соглашения в России были изданы соответствующие акты3.

Активно в реализации положений права ФАТФ участвует Верховный Суд РФ (см., напр., Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем»4, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»1, Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям2), Генеральная прокуратура РФ (см., напр., приказ Генпрокуратуры России от 03.06.2020 № 297 «О порядке осуществления международного сотрудничества органами и организациями прокуратуры Российской Федерации»3, указание Генпрокуратуры России от 31 августа 2020 г. № 442/35 «О мерах по организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по возвращению активов из-за рубежа»4, указание Генпрокуратуры РФ от 9 марта 2022 г. № 133/35 «О порядке организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской федерации по вопросам оказания содействия в сфере правоохранительной деятельности»5, приказ Генпрокуратуры России от 08.02.2017 № 87 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма»6 и другие ведомства (см., напр., указание Банка России от 08.10.2020 № 5591-У «О предоставлении лицами, указанными в статье 7.1-1 Федерального закона „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“, в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной указанной статьей)7, приказ Росфинмониторинга от 08.02.2022 № 18 «Об утверждении Особенностей представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“»8, Многостороннее соглашение о взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной таможенной службой и Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, осуществляемом в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»9).

Заключение

Таким образом, право ЕАЭС в области ПОД/ФТ/ОМУ демонстрирует разнонаправ-ленность и гибкость.

С одной стороны, достаточно успешно урегулированы и продолжают дополняться нормы ПОД/ФТ/ОМУ при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу ЕАЭС. При этом данное регулирование возможно как собственно правом Союза, так и другими международными договорами, не противоречащими ему.

С другой стороны, до сих пор не учтены безналичные операции и цифровизация государств-членов ЕАЭС. Вместе с тем, они уже урегулировали оборот цифровых валют в национальном праве [6, с. 128]. Данный опыт может быть включен в стратегию развития права Союза в указанной области.

Высоко оценивая развитие права Союза, замечу, что нынешние реалии требуют ускорения гармонизации права ЕАЭС как с нормами ФАТФ, так и формирования своей уникальной юрисдикции в сфере ПОД/ФТ/ОМУ.

Политическое давление и санкции привели к приостановлению членства России в ФАТФ в феврале 2023 г. Глава Росфинмониторинга подчеркнул, что данное решение ФАТФ является «безосновательным» и «не влечет никаких обязательств и ограничений для финансовых институтов в России и за рубежом. Российская «антиотмывочная» система продолжит функционирование в соответствии с действующим законодательством»10.

Таким образом, Россия продолжит имплементацию права ФАТФ в национальную правовую систему.

щения: 10.04.2023).

  • 9    URL: https://legalacts.ru/doc/mnogostoronnee-soglashenie-o-vzaimodeistvii-mezhdu-tsentralnym-bankom-rossiiskoi-federatsii/ (дата обращения: 10.04.2023).

  • 10    Заявление Росфинмониторинга в связи с решением о приостановке членства Российской Федерации в ФАТФ от 24 февраля 2023 г. // Федеральная служба по финансовому мониторингу. URL: https://www.fedsfm . ru/releases/6372 (дата обращения: 10.04.2023).

Список литературы Развитие права ЕАЭС в области противодействия легализации преступных доходов

  • Шохин С. О. Перспективы развития правовой базы ПОД/ФТ в Евразийском экономическом союзе // Повышение эффективности форм и методов распространения среди населения знаний по вопросам экономической и финансовой безопасности России, борьбы с теневыми доходами, противодействия финансированию терроризма, экстремизма, антигосударственной и деструктивной деятельности: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 20 апреля 2017 года). Москва, 2017. С. 203-206. EDN: YLGNTV
  • Бирюков П. Н. Международное право: учебник для бакалавров. В 2 томах. Том 1. Москва: Юрайт, 2020. 365 с.
  • Носырева В. С., Морозов Н. В. Проблемы легализации преступных доходов перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС // Отраслевые задачи в эпоху цифровизации. Перспективы реализации и риски: материалы Международной практической конференции (Москва, 22-23 апреля 2020 года). Москва: НИЯУ МИФИ, 2020. С. 425-431. EDN: YPPXFH
  • Понаморенко В. Е. О путях оптимизации ПОД /ФТ в банковской системе России в условиях евразийской интеграции // Евразийский юридический журнал. 2015. № 8 (87). С. 11-13. EDN: UMHAPP
  • Струков В. М. Опыт развития органов валютного контроля и валютного регулирования Российской Федерации как предпосылка к интеграции финансовых и валютных рынков ЕАЭС // Инновации и инвестиции. 2017. № 4. С. 35-41. EDN: IDJNEH
  • Бирюков П. Н. Валютное право России: учебник. Москва: Юстиция, 2022. 300 с. EDN: LWAKEW
Еще
Статья научная