Развитие российско-китайских миграционных отношений в первой четверти ХХ века

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению миграционных потоков в сложный период революционных потрясений начала ХХ в. На примере российско-китайских отношений дана характеристика мобильности населения двух стран. Рассмотрены некоторые особенности влияния различных военно-политических и экономических факторов развития российско-китайской миграционной политики.

Миграция, российско-китайские отношения, квжд (китайская восточная железная дорога), белоэмигранты, первая мировая война, революционные события России и китая начала хх в

Короткий адрес: https://sciup.org/142143050

IDR: 142143050

Текст научной статьи Развитие российско-китайских миграционных отношений в первой четверти ХХ века

Революционные настроения начала XX в. ‒ закономерный итог развития большинства стран мира. Взаимная заинтересованность ближайших соседей в построении, расширении и углублении всесторонних взаимоотношений является объективной реальностью. Поэтому закономерно, что время революционных потрясений вызвало активизацию российско-китайских миграционных потоков.

В это время Китай окончательно потерял свою независимость и превратился в полуколонию европейских держав. Синьхайская революция как революция национально-освободительная и антидеспотическая уничтожила монархический строй, ликвидировав маньчжурское господство. Но борьба между либералами и демократами привела к образованию своеобразного вакуума, старые политические элиты были уничтожены, а новые находились в стадии становления. Ожидание социально-экономических преобразований создавало атмосферу напряженности, боязнь новых потрясений в стране. Неблагополучное социальнополитическое и экономическое положение в Китае стало основной причиной ослабления международного статуса Китая, но заставило рабочих искать работу на территории России.

Важной вехой в развитии миграционных отношений стали революционные движения начала ХХ в., происходившие на территории обоих государств. Китай был единственной страной Азии в тот момент, где были хорошо развиты предпринимательство и торговля, что стало основной причиной привлечения российских граждан на территорию Китая. В Маньчжурии уже действовали предприятия, фабрики, мастерские, открытые в дореволюционное время. Здесь обрабатывалась кожа, производились лесоматериалы, фанера, шерсть, пушнина, мука, крупа, пиво, сыр, водка, сено, дрова, парфюмерия, мыло, шилась одежда, обувь и др.

Анализ показывает, что эмиграция гражданского населения из России в Китай имела и другие социально-экономические особенности. Например, в Китае отсутствовала система государственной поддержки беженцев из России. Поэтому эмигранты сами решали многие свои проблемы. А фактически открытая граница обусловила большие миграционные потоки на русско-китайской границе.

Миграция как важный фактор саморегуляции социальной системы выступает неотъемлемой составной частью жизни народов в меняющейся действительности. Образование национальных государств явилось следствием мобильности и распределения населения с целью сохранения этнической и культурной целостности, определенного уровня жизни. Этот многогранный общественный процесс затрагивает различные стороны нашей жизни.

«Первая волна» миграции из России в XX в. была вызвана революцией 1917 г. В силу революционных и военных событий мощный социальный взрыв выбросил за пределы России к началу 1920-х гг. до 3 млн. чел. Утрата интеллектуального и духовного пласта культуры и военного опыта, созданного лучшими представителями страны, не оценена и не осознана еще в полной мере.

Накануне Первой мировой войны были проведены внутренние межрегиональные насильственные миграционные действия. Массовые перемещения сельского населения из центральных и южных регионов европейской части СССР в северные области, на Урал и в Сибирь, зачистка государственных границ накануне военных кампаний, так называемые превентивные депортации.

До 1917 г. эмиграция из Российской империи имела не только политический характер, но и религиозный и экономический. Эмигранты того времен – это люди, которые не приняли революцию и все связанные с ней события, а также русская интеллигенция, запуганная гонениями, арестами и тюрьмами. Миграция – сложное историческое явление, заставляющее людей покидать Отечество. Но в то же время миграционные процессы имеют благотворное влияние на культурное, социальное и политическое развитие страны-реципиента за счет взаимодействия людей различных наций, имеющих абсолютно разную ментальность.

В связи с тем что последние и самые крупные события периода Гражданской войны в России происходили в восточных регионах европейской части, в Сибири и на Дальнем Востоке, самый крупный уход из России в Китай происходил именно из этих регионов.

Ход Гражданской войны и массовые репрессии в отношении офицерства, дворянства, казачества и купечества привели к тому, что все, кто выступал против Советской власти и поддерживал белое движение, под напором наступающей Красной Армии ушли в Китай. В эту страну эмигрировали части войск Колчака, Каппеля, Семенова, Дитерихса, Бакича, терские, уральские, оренбургские, сибирские, иркутские, забайкальские, амурские, уссурийские казаки, члены их семей.

Российская эмиграция в Китае складывалась из 3 основных компонентов:

  • 1)    русские подданные, проживавшие в полосе отчуждения до 1917 г.;

  • 2)    беженцы из Советской России периода Гражданской войны;

  • 3)    солдаты и офицеры отступивших в Китай белых армий.

События Первой мировой войны серьезно повлияли на международные отношения на Дальнем Востоке, в частности, заметно обострился интерес ведущих держав мира к КВЖД.

Строительство и функционирование дороги привели к появлению в Маньчжурии своеобразного «государства в государстве» ‒ так называемой полосы отчуждения КВЖД.

В 1898 г. был основан Харбин, уникальный город русского зарубежья, административный центр Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), принадлежащей России. Преобладание европейской архитектуры, русскоязычное население, русская администрация и полиция, использование русского языка как основного средства обучения и одновременно присутствие китайского населения и его культуры обусловили особенности жизни и деятельности российской эмиграции в Харбине.

После Октябрьской революции многие дворяне, офицеры и белогвардейцы бежали в Харбин и внесли большой вклад в его развитие. После 1917 г. число жителей Харбина перевалило за 100 тыс., из них русских насчитывалось более 40 тыс. [4]. Харбинская диаспора

ВЕСТНИК Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления существовала как самостоятельная часть населения страны пребывания, заставляя признавать за собой определенные права и способы существования. Аккумулируя и транслируя российский образ жизни (религиозные и светские праздники, художественную жизнь, уклад повседневной жизни), русский язык, периодические издания, а также систему среднего и высшего образования, харбинская эмиграция создала неповторимое культурное пространство. Харбинская художественная интеллигенция: поэты, художники, артисты, музыканты и т.д. внесли заметный вклад в формирование и поддержке коллективной памяти о России.

Харбин был возведен в самом центре богатой черноземной маньчжурской равнины, поэтому стал привлекать деловых людей. Со всех концов Российской империи сюда хлынули коммерсанты, подрядчики, биржевики, а также простой люд – рабочие, ремесленники, лавочники, прислуга и т.д. Особенно быстро богатели люди, занимавшиеся подрядами на строительстве дороги и работавшие в лесообрабатывающей промышленности, торговле. Это благополучие достигалось за счет значительных государственных вливаний в развитие КВЖД. Администрация КВЖД вкладывала огромные средства в строительство жилых зданий, школ, больниц, средств связи. «По своей идее, по своему географическому положению Харбин задуман превосходно. Немного найдется таких искусственно созданных городов, которые в 5-8 лет своего существования успели бы вырасти из никому не известной деревушки в огромный город и зажить собственною широкою торговою жизнью. Правда, Харбин был озолочен сперва постройкой железной дороги, а затем пребыванием в Маньчжурии миллионной русской армии. Какова бы ни была дальнейшая судьба Маньчжурии, Харбин навсегда останется важным торговым и административным центром благодаря своему блестящему положению на перекрестке различных водных, сухих, железных и торговых дорог» [1].

Особенностью российской эмиграции в Китае в период Первой мировой войны было то, что эмигранты из России стремились не просто спастись от ужасов войны, но и найти работу и кров, а главное ‒ привычный русский уклад жизни, устоявшийся в Харбине. Поэтому их первоначальная адаптация проходила быстрее и легче. Заметной отличительной особенностью российского зарубежья являлось прибытие в полосу отчуждения различных категорий российских граждан: государственные, политические и общественные деятели, руководители белого движения, участники белогвардейских формирований, беженцы из России, представлявшие все социальные слои общества, и отсутствие громких аристократических имен царской России.

Еще одной отличительной чертой российской эмиграции в Китае было участие русских в конфликте на стороне Китая. Русская эмиграция в Китай является одной из своеобразных страниц истории. Ее необычность вызвана прежде всего политическими и военными событиями, происходившими в Китае.

Белоэмигранты воевали в составе китайских войск в ходе Гражданской войны 1926 г., в Сяньцзяне участвовали в подавлении восстания мусульман, в Шанхае охраняли порядок на территории иностранных представительств.

Синьхайская революция 1911-1912 гг. не ликвидировала ни социально-экономических, ни национальных, ни политических противоречий в китайском обществе. Она послужила отправной точкой новых социальных и политических катаклизмов, вызвала противостояние между центробежными силами, начало распада государства. В 1912-1918 гг. формально Китайская Республика сохранила единство и территориальную целостность, но реально единое Китайское государство перестало существовать. Вся страна была разделена на независимые «уделы».

К концу Первой мировой войны Китайская Республика была поделена на сферы влияния между военными группировками: в Маньчжурии хозяйничало автономное мукденское правительство, опиравшееся на Японию; в Центральном Китае – У Пэйфу, ориентировав- шийся на США и Англию. Наряду с центральным правительством в Пекине на юге существовало демократическое правительство Сунь Ятсена, которое поддерживалось иностранными государствами.

Крушение Российской империи, сложные политические процессы в полосе отчуждения, стремление китайских властей взять дорогу под свое управление сделало положение КВЖД неопределенным.

«В конце 1918 г. по инициативе правительства США начались переговоры об установлении общего контроля США, Японии и некоторых стран Европы над железными дорогами Сибири и КВЖД. Основная борьба во время этих переговоров развернулась между делегациями США и Японии. Американцы требовали поставить во главе руководства дорогами инженера Дж. Стивенса, японцы добивались назначения на равных с американцем правах своего представителя. Высказывалось японцами и предложение о разделе дорог между обеими странами: КВЖД ‒ во «временную передачу» Японии, Сибирскую дорогу – США» [1].

Попытка установить режим интернационализации КВЖД со стороны американских и японских властей потерпела провал. Вопрос о КВЖД ‒ это предмет переговоров только Китая и России, так как Россия построила дорогу, а Китай владеет территорией, по которой она проходит.

Достигнутый уровень отношений между Россией и Китаем в начале ХХ в. являлся фактором развития и совершенствования миграционной политики обоих государств. В силу определенных экономических, социальных и политических проблем в период Первой мировой войны произошел рост миграционных потоков не только из Российского государства в Китай, но и китайских подданных в Россию.

Россия с ее огромными ресурсами, слабой заселенностью отдельных территорий страны, требующих для своего развития привлечение людских ресурсов извне, на протяжении последних нескольких столетий становилась одним из крупнейших центров притяжения иммигрантских потоков. По причине географической близости появление китайцев на территории Забайкалья выглядит вполне закономерным.

С конца XIX в. до 1918 г. происходила первая массовая иммиграция китайцев в Россию. С началом Первой мировой войны в России резко возрос спрос на рабочую силу. В Китае была организована широкая вербовка рабочих для строительства железной дороги в Семиречье. В этих условиях правительство Китайской Республики предприняло серию мер, чтобы защитить своих соотечественников. Были составлены документы, регулирующие наем рабочих, такие как «Положение о выезде за границу на работу», «Закон о защите выезжающих на работу» и др. [3].

В 1912 г. была образована Китайская Республика, которая положила конец императорскому правлению в Китае. Республиканское правительство уделяло большое внимание защите интересов своих граждан за рубежом, поощряло общественную деятельность эмигрантов, проводило политику укрепления их связей с родиной.

Китайская администрация пыталась добиться того, чтобы китайским рабочим были предоставлены те же условия работы и права, что и русским. Китайская сторона пыталась посылать своих рабочих в те места, где преобладало число коммерческих агентов – умелых и опытных чиновников со знанием русского языка, способных защищать их интересы. Еще одним важным требованием Пекина было то, что труд китайцев не должен быть использован на работах, имеющих отношение к военным действиям. Но для российских властей эти условия были неприемлемы, фактически данные требования не выполнялись.

В 1916 г. российское правительство разрешило китайским рабочим въезд без паспортов, по свидетельствам, выдававшимся на местах российскими консульствами, что увеличило миграционный поток из Китая в Россию. Так, за 1915 г. через Харбин было завербовано и уехало в Россию 7212 чел. В 1916 г. к июню, т.е. всего за полгода, было вывезено почти столько же ‒ 7243 [3]. Обе стороны были заинтересованы в использовании китайского труда.

Сплоченность, эффективная организация дали возможность представителям китайской нации выжить и обеспечить себе пространство в любом принимающем государстве. Неформальные, тесные связи друг с другом объединяли их в общества, служившие опорой для их внутренней самоорганизации и самоуправления.

«Российская администрация, ощущая собственную слабость, нуждалась в китайских национальных организациях как вспомогательных органах управления китайским населением. В то же время она смотрела на эти организации с подозрением, как на источник альтернативной теневой власти в крае. Ее отношение к китайским обществам было двойственным, и, пробуя разные варианты, она то разрешала открывать их, ограничивая при этом, однако, их деятельность достаточно узкими рамками, то закрывала» [3].

На долю китайских рабочих выпало немало трудностей и страданий. Практически все предложенные условия работы при найме не соблюдались. Согласно правилам, нанятым рабочим предусматривались проживание в бараках до момента отъезда, тщательный медосмотр, питание, комплект одежды и обуви.

Фактически китайским рабочим нередко приходилось терпеть лишения, произвол начальства, дискриминацию. Явным доказательством были многочисленные бегства китайцев с работы. Это привело к появлению китайцев без определенных занятий и крова, перебивавшихся мелкой уличной торговлей или случайными заработками. С начала войны часть «бродячих китайцев» стали высылать на родину, а другую часть ‒ из крупных городов в провинциальные городки. Российские власти в целях поддержания добрососедских отношений стремились проводить действия полагающим образом: оплачивали переезд, выдавали пособия на высланных лиц. Участие России в Первой мировой войне принесло бедствия не только ее народу, но и китайцам, количество которых на российской территории за годы войны значительно увеличилось.

Нужно добавить к вышесказанному и то, что после Октябрьской революции в Россию выехала еще одна особая (достаточно образованная) группа китайских мигрантов, в основном молодежи, увлеченная марксистскими идеями и охваченная революционными настроениями. Среди них был 18-летний Дэн Сяопин – великий реформатор Китая второй половины ХХ столетия (тогда носивший свое подлинное имя – Дэн Сисянь, но вскоре получивший русский псевдоним Дроздов) [2].

Проведенный выше анализ событий, с одной стороны, позволяет выделить основные факторы, обусловившие российскую эмиграцию в Китай в период Первой мировой войны: ход боевых действий гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке, пути отступления белогвардейцев, близость Китайского государства, наличие русских поселений в зоне КВЖД, в Харбине и Шанхае.

С другой стороны, к наиболее значимым факторам китайских миграционных потоков в Россию в данный период можно отнести такие, как низкий уровень социально-экономического развития Сибири, слабая заселенность территории и потребность в привлечении китайского труда, наличие богатых природных ресурсов Забайкалья (пушнина, рыба, лес, золото, природные ископаемые), противоречивая, сложная обстановка в Китае.

Таким образом, глубокие социальные катаклизмы и революционные потрясения сопутствовали Первой мировой войне. Революционные события первой четверти ХХ в. были мощным катализатором многих сложных и неоднозначных социально-политических, экономических и культурных перемен в России и Китае, протекавших в контексте мировой истории. Именно эти годы стали временем, активно включившим Забайкалье и Дальний Восток в общероссийское и мировое экономическое и политическое пространство.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-03-18039.

Список литературы Развитие российско-китайских миграционных отношений в первой четверти ХХ века

  • Аблова Н.Е. История КВЖД и российская эмиграция в Китае (первая половина ХХ в.). -Минск: Изд-во БГУ, 1999. -316 с.
  • Антонов В.И. Имена в мировой политике: мозаика портретов и образов (вторая половина ХХ и начало ХХ1 столетия). Ч. 1. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2008.
  • Ларин А.Г. Китайские мигранты в России. История и современность. -М.: Восточная книга, 2009. -512 с.
  • Русский хлеб в китайском Харбине//Эхо планеты. -2006. -№ 42. -С. 30.
Статья научная