Развитие русского купечества в XVI веке
Автор: Ярославцев В.Г.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 12-2 (18), 2016 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена основным вехам развития русского купечества в XVI веке. Автором рассмотрена внешнеторговая политика Ивана Грозного, а также развитие внутренней торговли в ходе освоения Сибири.
Русское купечество, внешнеторговая политика, торговля, промышленность, мангазея, англо-русская торговая компания
Короткий адрес: https://sciup.org/140268012
IDR: 140268012
Текст научной статьи Развитие русского купечества в XVI веке
В отечественной промышленности XV–XVI вв. наибольшее значение имели солеварение, поташное дело, текстильное производство, металлургия. В начале XVI в. близ Москвы появляются царские хамовные (ткацкие) слободы, вотчины промыслового типа, крепостные мануфактуры, в которых зависимое промышленное население за государево жалованье отбывало хамовную повинность издельем, выработкой полотна для великокняжеского, затем царского двора.
Уверенные шаги к промышленной деятельности начинало делать российское купечество, занимавшее благодаря торговле высокое общественное положение в Московском централизованном государстве. Особо привилегированное место занимали так называемые царские гости – группа именитого столичного профессионального купечества, обладавшая крупными капиталами. Гости вели торговлю от имени царя и казны: в середине XVI в. в руках царя и государственной казны находилась торговля хлебом, пенькой, икрой, поташом и другими товарами, хотя собственная, самостоятельная торговля крупного купечества преобладала над казенной. Кроме столичного, торговлю вело крупное провинциальное купечество. Строгановы, родоначальники торгово-промышленной буржуазии, вышедшие в купцы еще в XIV в., далее вели торговлю по всему государству и за границей. Они торговали солью, хлебом, рыбой, железом, мехами, воском, кожей, пушниной, шелком, сукном и другими товарами. Им принадлежали крупные промышленные предприятия, прежде всего солеварни, на которых работало одновременно до 5 тысяч крепостных и до 10 тысяч вольных рабочих. В 1570 г. Аникей Строганов получил от Ивана Грозного жалованную грамоту на дикое место по Вымь-реке в Пермской земле и разрешение искать в тех диких местах рассольные места и ставить варницы, пашню распахивать и лес расчищать. Запасы соли в этом районе нынешней республики Коми, между Вычегдой и Печорой, достаточно велики и сегодня для того, чтобы обеспечить соляной промысел на неограниченную перспективу. Строгановы с 1572 г. финансировали экспедицию Ермака, одного из своих наемников, за камень, в Сибирское ханство1. Простые казаки из дружины Ермака дали позднее архиепископу Киприану письменные показания о походе в Сибирь, куда, судя по старинным новгородским сказаниям, стремились русские люди лет за пятьсот до похода Ермака. Приходили сюда торговать, заключали союзы с вождями здешних племен, предлагали им дружбу, вступали в споры. После овладения столицей Сибири Искером (1582) Строгановы добились жалованной грамоты на весь бассейн реки Тобол.
Вдобавок к казакам и купцам-профессионалам, в беспримерном колонизационном движении на Восток в XVI в. участвовали многочисленные торговцы-крестьяне, а также служилые и ратные люди, пушкари, стрельцы, духовенство, посадские ремесленники. Златокипящая Мангазея в Сибири получила известность при Борисе Годунове (1552– 1605), которому разведчики доложили, что в незнаемых странах восточных на реке Таз и на реке Пур полным-полно русских людей. Они там давно: кто торгует, кто охотится, а кто дань с самояди берет в свою пользу, облыжно. До тысячи гостей принимала в иные годы вольная Мангазея. До ста тысяч соболиных шкурок проходило через городские ярмарки зимой. Купцы московские, нижегородские, вологодские, ярославские везли товары, и Мангазея становилась большим, хорошо укрепленным городом. За трехсаженными стенами стояло более двухсот домов, две церкви, съезжая изба, воеводский двор, склады, таможня, два кабака, торговые бани, тюрьма2. В речном порту швартовались десятки судов.
В Москве появился Сибирский приказ, в котором именитые гости занимались оценкой мехов, обслуживали обширное дворцовое хозяйство, включавшее царский двор с его многочисленными службами и производствами, подмосковные усадьбы и обширные угодья по всей стране3. Массовая местная торговля в центральной России сочетала продажу продуктов личного производства с реализацией купленных оптом товаров и глубоко входила в быт товаропроизводителей. В сельской местности торговля развертывалась вокруг монастырей, около речных пристаней и перекрестков гужевых дорог. На подобных торжках приезжие и местные торговцы скупали сельскохозяйственные продукты, а затем перепродавали их в городах, приобретая для деревни соль, железо, инструменты, а также дорогие ткани, верхнюю одежду, сукно, обувь и т.д. В процессе этих взаимосвязей промышленного и сельскохозяйственного производств на всероссийском рынке, кроме форм ярмарочной и базарной торговли, развивалась передвижная форма внутренней торговли, представителями которой стали скупщики, прасолы, офени.
Продолжалась эпоха Великих географических открытий, начавшаяся экспедициями Колумба и появлением в Европе первых тонн латиноамериканского золота, которое стимулировало первоначальное накопление капитала. В 1553 г. английский мореплаватель Ричард Ченслер
(?-1556) в поисках северо-восточного пути в Индию заплыл в Белое море. Вместо Индии корабль Ченслера попал в устье Северной Двины и пристал к поселку Ново-Холмогоры, впоследствии переименованному в Архангельск. Капитан Ченслер был привезен в Москву и обласкан государем. Ради политического союза царь обещал английским купцам и промышленникам серьезные привилегии: «государь, царь и великий князь в свое государство российское с торгом из-за моря на кораблях им велел ходить безопасно и дворы им покупать и строить невозбранно». Открытие северного морского пути в Московию англичане приравнивали к открытию морского пути в Индию, а открытие самой Московии - к открытию Америки: они не хотели уступать морской славы ни португальцам, ни испанцам.
Внешнеторговая политика Ивана Грозного предусматривала допущение иностранного капитала в Россию. Англо-русской торговой компании («Moscovy company»), организованной по образцу и в подражание Ганзейскому союзу, в 1555 г. Иван IV даровал льготные грамоты на свободный въезд в Москву и выезд из нее. В 1567 г. ей была разрешена беспошлинная торговля в Казани и Астрахани, Нарве и Дерпте; свободный транзит товаров в Бухару, Китай, Персию. Были устроены торговые дворы в Холмогорах и Вологде. Английским предпринимателям предоставлялось право монопольной торговли в устье Северной Двины, разрешалось искать руду, строить фактории, обучать русских людей металлургическому делу, заводить на Вычегде вододействующую мануфактуру с правом вывоза железа в Англию с уплатой пошлины. В Холмогорах ими была построена прядильня, в Вологде - канатная мануфактура. Гавани Ледовитого океана и Белого моря были открыты только для Англо-русской компании. В 1569 г. к этому прибавилось право чеканить английскую монету на русских монетных дворах и привилегия жить везде в России по своему закону. Компания получила хартию на исключительное право торговли с Московским государством и со стороны королевской власти в Лондоне. Капитал «Moscovy company» был определен в 6000 ф. ст. и составлялся из акций по 25 ф. ст., размещенных в 1555 г. между 207 акционерами. Компанию возглавляли представители высшего английского дворянства, среди которых было 6 лордов, тесно связанных с двором королевы4. К 1565 г. число акционеров выросло до 400. Но политического союза с Англией не получилось. Арестовав в припадке злобы товары английских купцов, Иван Грозный прибавлял в послании королеве: «И без английских гостей Московское государство не скудно было»5. Как только припадок прошел, царь вернул товары.
При царе Федоре льготы англичанам были восстановлены в прежнем размере, несмотря на сильный таможенный недобор; запрещена им была только розничная торговля. К исходу XVI в. в Московском государстве вели торговлю купцы различных наций: шведы и французы – с 1587 г., литовцы и поляки – после Тявзинского мира 1595 г., ливонцы, гамбургцы и бременцы, датчане. Правда, с них велено было взимать пошлины как встарь.
Список литературы Развитие русского купечества в XVI веке
- Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке / Пер. с англ. - Л., 1937.
- Мартынов Л.Н. Черты сходства. - М.: Современник, 1982.
- Помпеев Ю.А. История экономической культуры: Учебное пособие. - СПб.: СПб ГАК, 1998.
- Ярославцев В.Г. История российского предпринимательства: учеб.пособие/Новосиб.гос.ун-т экономики и управления. - 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск, 2012.