Развитие рынка адвокатских услуг в России на рубеже XX - XXI веков: социально-экономический, правовой и культурный контекст

Автор: Меньшиков М.С.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 4 (35), 2017 года.

Бесплатный доступ

Статья освещает процесс становления системы юридических услуг в рамках российского адвокатского сообщества в условиях развития рыночной экономики и модернизации правовой сферы в России в 1990 - 2000-е гг. Автор показывает динамику правовых, социально-экономических, информационных факторов, определявших профессиональную деятельность частнопрактикующих адвокатов, адвокатских коллегий и других форм корпоративной организации адвокатуры в рассматриваемый период. В статье раскрывается специфика адвокатской деятельности, сочетающей черты частного предпринимательства с правозащитными функциями, развитие адвокатуры рассматривается как важный компонент модернизационного транзита России на рубеже XX - XXI вв.

Еще

Адвокатура, юридический сервис, юридические кадры, рыночные реформы в России, рыночные институты, правовое государство, гражданское общество

Короткий адрес: https://sciup.org/140123518

IDR: 140123518

Текст научной статьи Развитие рынка адвокатских услуг в России на рубеже XX - XXI веков: социально-экономический, правовой и культурный контекст

Одним из малоизученных аспектов в истории отечественной адвокатуры новейшего времени является участие адвокатов в становлении рынка юридических услуг в России. Данная тема затрагивается, главным образом, в публикациях юридического профиля по проблемам эволюции российского законодательства и практике правоприменения в сфере регулирования профессиональной деятельности адвокатов. Отдельные аспекты становления и развития рынка адвокатских услуг в России в 1990 – 2000-е гг. рассматриваются в работах, посвященных развитию системы адвокатуры в том или ином регионе страны [7].

Исторический опыт развития отечественной системы адвокатских услуг в новейший период восходит к периоду «перестройки» второй половины 1980-х гг., когда в стране зарождаются новые формы экономических отношений, включая юридические кооперативы. Некоторые из созданных в те годы центры юридических услуг успешно развивались и продолжают действовать и в настоящее время. Так, например, известный адвокат и правовед, государственный деятель М.Ю. Барщевский в 1990 г. основал частную юридическую фирму «Московские юристы», в настоящее время - адвокатская коллегия «Барщевский и партнеры». Юридический кооператив, открытый в ноябре 1988 г. в г. Люберцы Московской области, в 1992 г. был преобразован в юридическую консультацию «Защита», а через десять лет - в Московскую областную коллегию адвокатов «Фемида» во главе с Э.И. Эзрохи, известным юристом и автором мемуаров [8], и т.п.

В то же время одним и проявлений либерализация общественной жизни явился рост социальной активности советской адвокатуры, добивавшейся расширения сферы корпоративного самоуправления, в том числе создания всероссийской адвокатской организации. В 1990-е гг. стремление адвокатов выйти из-под административного контроля в лице органов юстиции находило отражение в организации адвокатских кабинетов, фирм или бюро, имевших статус юридических консультаций. Следует отметить, что до 2002 года, когда был принят Федеральный закон № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», общие параметры профессиональной деятельности адвокатов регулировались «Положением об адвокатуре РСФСР» 1980 г., включая возможность открытия юридических консультаций. В 1992 г. Министерство юстиции Российской Федерации дало разрешение на создание новых адвокатских коллегий, которые (также до 2002 г.) действовали параллельно с коллегиями адвокатов, созданными еще в советский период, но при этом могли иметь межрегиональный и даже всероссийский статус.

Институционализация российского адвокатского сообщества коррелировала с общей структурной динамикой хозяйственно -экономической и социальной сферы, связанной с восстановлением института частной собственности и с соответствующими изменениями в законодательстве и в системе административного регулирования экономики. Значительные трансформации происходили в системе трудовых отношений, в семейном праве и др. Появление частных коммерческих предприятий, финансовых корпораций, иностранных инвесторов, выход российского бизнеса в международное пространство, в то же время, становление электоральной системы и других компонентов демократической государственности, развитие разнообразных общественных институтов - все это многократно повышало востребованность юридических услуг: составление и экспертизы договоров, лицензий и других документов, защиты прав и интересов граждан и юридических лиц в судах и т.п. [1, с.4-7].

Под влиянием вышеназванных факторов активно формировалась конкурентная среда, в которой действовали разнообразные адвокатские образования, частнопрактикующие адвокаты и большое число юридических консалтинговых предприятий, которые предлагали широкий спектр юридических услуг, нередко с нарушением норм действующего законодательства и корпоративной этики, не обладая соответствующим статусом и профессиональными знаниями, порой по необоснованно высоким расценкам, что можно рассматривать как проявление недобросовестной конкуренции в отношении адвокатской корпорации/

В 2002-2003 гг. было осуществлено приведение институциональной системы российской адвокатуры в соответствие с Законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», который предусматривал возможность частной (индивидуальной) адвокатской практики, в форме адвокатского кабинета и три организационно-правовых формы коллективных адвокатских образований: коллегию, адвокатское бюро и юридическую консультацию, различавшихся численностью штата, требованиями к продолжительности стажа учредителей, спектром предоставляемых услуг. Существовавший в советский период территориальный принцип организации адвокатуры стал частью системы корпоративного самоуправления в форме региональных адвокатских палат, председатели которых составляли Федеральную палату адвокатов Российской Федерации (ФПА РФ). Одновременно в 2000-е гг. внедрялся механизм контроля за качеством работы адвоката: адвокатский экзамен и «Кодекс профессиональной этики адвоката», несоблюдение которого позволяло адвокатским палатам налагать на своего коллегу дисциплинарные взыскания вплоть до лишения адвокатского статуса.

Тот или иной тип адвокатского образования оговаривался в его уставе и учредительных документах, которые должны были соответствовать определенным критериям и только в этом случае вносились в региональные реестры адвокатских образований. При этом названия учреждаемых адвокатских фирм отличались значительным разнообразием, являясь частью их рекламной политики. Адвокатские образования, созданные известными деятелями права или молодыми адвокатами, стремящимися утвердить свое имя в системе российской адвокатуры, как правило, включали в свое наименование фамилии учредителей, например: адвокатское бюро «Падва и Партнеры», коллегия адвокатов «Яковлев и партнеры» (Москва), коллегия адвокатов «Шпагин и партнеры» (Красноярский край), Балтийская коллегия адвокатов им. Анатолия Собчака (Санкт-Петербург), Коллегия адвокатов «Муратов и партнеры» (Республика Башортостан), и др. Название адвокатского образования могло отражать профиль его деятельности, создавать ощущение традиционности и респектабельности, например, коллегия адвокатов «Правовая защита» (Уфа), коллегия адвокатов «Мой семейный адвокат» (Республика Северная Осетия) и др. Ряд адвокатских коллегий, действовавших уже не одно десятилетие, сохраняли свои исторические наименования, имевшие известность и авторитет в субъектах Российской Федерации, как например, Башкирская республиканская коллегия адвокатов и др. (Выше приведены адвокатские образования, получившие в 2011 году за высокое качество профессиональной деятельности корпоративные награды «Триумф»). По состоянию на 1 января 2015 года в Российской Федерации действовало 25 193 адвокатских образования, в том числе 21 500 адвокатских кабинетов, 2 796 коллегий адвокатов, 747 адвокатских бюро и 150 юридических консультаций. 44 545 адвокатов (более 63%) в этот период работали в коллегиях адвокатов, которые показали себя традиционной и наиболее устойчивой формой адвокатского объединения [6, c.8].

Модернизация системы российской адвокатуры 2000-х гг., с одной стороны, способствовали поддержке и развитию общественного имиджа адвокатского сообщества как наиболее квалифицированного сегмента рынка юридических услуг и информации. Адвокатские образования решали наиболее сложные задачи не только в сфере судопроизводства, но и в области юридического сопровождения крупных инвестиционных проектов, оформления сделок, защиты авторского права, ювенальной юстиции и т.д. В 1990 – 2000-е гг. через переводную и отечественную художественную литературу (включая жанр «адвокатского романа»), телевизионные сериалы и правовые ток-шоу в информационном пространстве России утверждаются яркие образы адвокатов – предприимчивых, профессиональных, стремящихся к торжеству закона и справедливости. Определенный вклад в формирование позитивного имиджа адвокатской профессии вносят и сами адвокаты, появляясь на экранах телевизоров, выступая с публикациями и интервью в популярных СМИ и т.п.

По мере развития рыночной экономики и усложнения различных отраслей гражданского и коммерческого права развивалось такое явление, как специализированные адвокатские услуги, в том числе бизнес-адвокатура. Принятие «Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре» 2002 г. и «Кодекса профессиональной этики адвоката» оказали существенное воздействие на развитие рынка адвокатских услуг в плане повышения качества услуг, оказываемых гражданам и юридическим лицам, совершенствования деловой культуры, определенной стандартизации гонорарной практики, которая складывалась в зависимости от рыночной конъюнктуры на основе рекомендаций адвокатских палат. В отношении адвокатской корпорации действовали надзорные и контрольные функции со стороны Министерства юстиции. С другой стороны, разнообразные юридические фирмы и частнопрактикующие юристы, не входившие в реестры адвокатов, действовали на рынке без всяких ограничений и дополнительных обязанностей, налагавшихся адвокатским статусом [5, c.124].

Президент Федеральной палаты адвокатов Е. В. Семеняко, выступая на пресс-конференции в редакции газеты «Аргументы недели» 16 февраля 2011 г., отметил, что России «действуют две корпорации юристов. Одна корпорация официальная – адвокатура, адвокатское сообщество, Федеральная палата адвокатов РФ, другая – совершенно неформальная и не объединенная на какой-либо основе: так называемые юридические консультанты или вольно практикующие юристы» [2, c.138]. При этом, по мнению многих авторитетных представителей адвокатского сообщества, регламентация рынка юридических консалтинговых услуг не может негативно повлиять на те его структуры, которые ведут высокопрофессиональную деятельность в своем сегменте, в том числе сотрудничая с адвокатскими образованиями, а также выполняя традиционные функции юрисконсультов предприятий, которые успешно представляют свои организации в арбитражных судах, и т.п.

Столкновение интересов между адвокатурой и «вольной» системой юридического консалтинга в какой-то степени было связано с двойственной природой адвокатской деятельности, которая в российском законодательстве определена как некоммерческая: адвокаты работают не с целью получения прибыли, но получая гонорар за услуги, а также оказывают помощь своим доверителям бесплатно. Соответственно, адвокатские образования не имеют общего капитала и доходов, не могут использовать наемный персонал и другие инструменты бизнеса, которые доступны коммерческим юридическим структурам. С другой стороны, профессия адвоката имеет черты индивидуальной предпринимательской деятельности, что с 2016 г. закреплено в системе налогообложения адвокатов.

По мере развития высокотехнологичной информационной среды все более существенную роль в успехе адвокатских бюро и коллегий на рынке юридических услуг оказывает отражение их деятельности в интернете: качество сайтов и рекламных объявлений, он-лайн консультации потенциальных клиентов, в том числе, бесплатные, широкий спектр дополнительной информации (отзывы в социальных сетях, биографические сведения об адвокатах и т.п.). Положительным фактором адвокатского имиджа является участие в преподавательской деятельности и научная работа в области правоведения. А.И. Муранов, управляющий партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» (Москва), профессор Российской школы частного права и доцент МГИМО, имеющий известность в адвокатской среде как интеллектуал, автор научных публикаций, в интервью Интернет-порталу «Право.ру» 18 февраля 2011 г. отметил: «Сегодня некоторые клиенты приходят к нам, просто увидев научную публикацию» [3]. Существенное значение имеет активная позиция Федеральной палаты адвокатов РФ и представителей адвокатуры, работающих в выборных органах власти, в области совершенствования законодательства, в том числе по вопросам регулирования и модернизации рынка юридических услуг, обеспечения прав и свобод граждан России.

Особое положение адвокатуры в системе юридических услуг определяется также участием адвокатских образований в реализации Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», согласно которому работа адвокатов по назначению следственных органов или судов компенсируется из государственного бюджета. В 2000-е гг. не только была преодолена проблема бюджетных задолженностей перед адвокатами: современную систему бесплатной юридической помощи характеризует «быстрота и полнота расчетов бюджета с адвокатами» [4, c.9], возрастает средняя сумма ежемесячных вознаграждений адвокатам. Так, только за 2014 год адвокатам Республики Башкортостан, участвующим в данной категории дел было перечислено из республиканского бюджета 180 млн. рублей. Кроме того, многие адвокатские образования принимают участие в Дне бесплатной юридической помощи, который регулярно проводится Союзом юристов России, и в других социальных акциях. Данное направление в деятельности адвокатского сообщества подчеркивает его роль как публично-правого института и расширяет возможности участия адвокатуры в системе государственно-частного партнерства и других механизмах современной рыночной экономики.

Таким образом, формирование рынка адвокатских услуг в России в 1990 – 2000-е гг. необходимо рассматривать не только как часть процесса коммерциализации информационного пространства и сферы сервиса, но и как важный фактор повышения качества правовой и деловой культуры, модернизации судебной системы и развития других позитивных тенденций в социально-экономической области, в системе гражданского общества.

Список литературы Развитие рынка адвокатских услуг в России на рубеже XX - XXI веков: социально-экономический, правовой и культурный контекст

  • Андрианов Н.В. Адвокатура и юридическая помощь//Адвокатские вести. 2001. № 10.
  • Грядущие изменения в сфере юридических услуг и стандарты адвокатской профессии//Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2011. № 2 (32).
  • Интервью А. Муранова и Д. Чернякова //Право.Ru. 18 февраля 2011 г. URL: http://www.pravo.ru/review/view/48611/
  • Конференция Нижегородской областной коллегии адвокатов 11 февраля 2017 г.//Нижегородский адвокат. 2017. № 02(172).
  • Копылов С.В. Возникновение, становление и перспективы развития адвокатских палат (на примере Адвокатской палаты Удмуртской республики)//Экономика и право. 2015. Т. 25. Вып. 5.
  • Отчет о деятельности Совета ФПА РФ за период с апреля 2013 года по апрель 2015 года//Вестник Адвокатской палаты Ростовской области. 2015. № 73.
  • Рогаткин А.А. Очерки истории московской адвокатуры. М., 2006
  • Эзрохи. Э.И. Служу закону. О близких, друзьях и службе. М., 2017.