Развитие социального интеллекта как компонента психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях
Автор: Фетисова М.М.
Журнал: Психопедагогика в правоохранительных органах @pp-omamvd
Рубрика: Психолого-педагогические аспекты становления и воспитания личности
Статья в выпуске: 4 (31), 2007 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14988725
IDR: 14988725
Текст статьи Развитие социального интеллекта как компонента психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях
Тверской филиал Московского университета МВД России
Проблема социального интеллекта – это бурно развивающаяся, но еще недостаточно разработанная область психологии. В последнее время эта проблема привлекает все большее внимание исследователей, имеется несколько причин. С одной стороны, социальный интеллект как характеристика общества является чрезвычайно важным в практическом смысле качеством, причем с развитием исследований выясняются новые и совсем неочевидные области его применения. С другой стороны, проблема социального интеллекта оказывается важной теоретически, так как этот объект продолжает оставаться трудноуловимым для теории.
Понятие социального интеллекта является очень актуальным в современной психологии. По мнению многих специалистов, этот конструкт обладает высокой экологической валидностью, так как позволяет объяснить и предсказывать успешность социальных взаимодействий человека, что, в свою очередь, обусловливает успешность в широком круге деятельностей, в том числе и в профессиональной деятельности сотрудников МВД.
События последних лет показали, насколько важна психологическая готовность сотрудников правоохранительных органов к работе в экстремальных ситуациях. Их служебная деятельность предполагает не только избегание опасности, ответственность за жизнь людей, нуждающихся в данный момент в помощи, но и требует оптимального уровня нервно-психического состояния, адекватности и успешности социального взаимодействия.
По мнению В. А. Петровского, важной основой стремления навстречу опасности является ценностно обусловленное стремление к опасности в виде социальных установок, диктующих предпочтительность рискованных действий в противоположность осторожным (4).
В экстремальной ситуации социальный интеллект является одним из основных мотивационно-смысловых установок индивидуальности и «неким ориентиром», обусловливающим поведение человека. По нашему мнению, активность человека в экстремальных ситуациях обусловлена готовностью к деятельности и невозможна без правильного понимания не только поведения окружающих людей, но и своего поведения. Согласно теоретическим положениям, сформулированным В. Н. Куницыной, понимание поведения людей определяет меру активности в кризисной ситуации, поэтому можно говорить о том, что социальный интеллект определяет степень готовности сотрудников МВД к деятельности в экстремальных ситуациях (3).
У формирующейся личности определяется наличие особой потребности в социальном опыте . Она может искать выход в стихийном поиске в виде неорганизованных, неуправляемых поступков и действий, но может быть реализована и в специально созданных условиях. Как видим, существуют и необходимые для полноценного развития личности две формы приобретения социального опыта – и организованное социальное научение, и стихийная практика социальных взаимодействий, обеспечивающая спонтанное и активное развитие личности (7).
Социально-психологическое развитие личности предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих ее социальную адекватность (на практике выделяют адекватное поведение человека в условиях макро- и микросоциальной среды). Такими важнейшими способностями выступают социальное воображение и социальный интеллект . Под первым понимается способность человека помещать себя в реальный социальный контекст и намечать свою линию поведения в соответствии с «воображением». Социальный интеллект – это способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере. Он расценивается как особая способность человека, формирующаяся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий. И принципиально важно, что уровень «общего» интеллектуального развития не связан однозначно с уровнем социального интеллекта. Высокий интеллектуальный уровень является лишь необходимым, но не достаточным условием собственно социального развития личности. Он может благоприятствовать социальному развитию, но не замещает и не обусловливает его. Более того, высокий интеллект может полностью обесцениваться социальной слепотой человека, социальной неадекватностью его поведения, его установок и т. д.
Ю. Н. Емельянов изучал социальный интеллект в рамках практической психологической деятельности, в сфере повышения коммуникативной компетентности индивида с помощью активного социально-психологического обучения. Определяя социальный интеллект, он указывает, что сферу возможностей субъект – субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом. Под этим понимается устойчивая, основанная на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события (2). Автор вводит понятие «коммуникативная компетентность», сходное с понятием социального интеллекта. Коммуникативная компетентность формируется благодаря интериоризации социальных контекстов. Это процесс бесконечный и постоянный. Он имеет вектор от интер- к интра-, от актуальных межличностных событий к результатам осознания этих событий, которые закрепляются в когнитивных структурах психики в виде умений и навыков. Таким образом, социальный интеллект является относительно независимым праксеологичес-ким образованием.
Анализ современных публикаций показал, что авторы вкладывают в понятие «социальный интеллект» различное содержание. Это связано, на наш взгляд, с тем, что «социальный интеллект» – относительно новое понятие социальной психологии, которое находится в процессе развития, уточнения, верификации. Но в целом можно выделить три варианта объяснения природы социального интеллекта как способности понимать людей и социальные ситуации:
-
1. Социальный интеллект представляет собой особую способность, отличную от таких известных видов интеллекта, как вербальный, пространственный, математический и т. д. Достоинством этого подхода является его логичность: социальный интеллект – это вид познания, отличающийся от других спецификой своего объекта. В то же время этот подход не позволяет объяснить специфические черты социального интеллекта: невысокую нагрузку по фактору общего интеллекта и корреляцию с личностными чертами.
-
2. Социальный интеллект представляет собой не столько способности, сколько знания, умения и навыки, приобретенные в течение жизни. То есть социальный интеллект – это, скорее, компетентность в сфере социального познания, чем специальная способность. Такая точка зрения не учитывает того факта, что приобретение любой компетентности предполагает способности.
-
3. Социальный интеллект – личностная черта, определяющая успешность социального взаимодействия. Такой подход позволяет объяснить относительно низкие корреляции социального интеллекта с общим и относительно высокие – с личностными свойствами. Но охарактеризовать социальный интеллект как личностную черту означает свести социальное познание к мнению, зависимому от наших эмоциональных свойств (6).
Таким образом, социальный интеллект рассматривается нами как способность, возникающая на базе интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обус- ловливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений.
Следовательно, социальный интеллект обеспечивает умение оценивать поступки и действия людей, понимать речевую продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек-человек». Социальный интеллект определяет наличный для данного отрезка времени, нервно-психического состояния и социально-средовых факторов уровень адекватности и успешности социального взаимодействия, а также позволяет сохранить его в условиях, которые требуют концентрации энергии и сопротивления эмоциональным напряжениям, психологическому дискомфорту в стрессе, чрезвычайных ситуациях, кризисах личности. Социальный интеллект помогает человеку преодолевать внезапные кризисы, длительные стрессы, ситуации, угрожающие самоуважению, а также прогнозировать развитие межличностных событий, обостряет интуицию, предусмотрительность и обеспечивает психологическую выносливость.
Наше исследование проводилось на базе Тверского филиала Московского университета МВД России. В нем приняли участие 51 человек в возрасте от 18 до 22 лет мужского пола (последняя группа – выпускники). Для определения уровня развития социального интеллекта был использован тест (методика «Социальный интеллект Гилфорда»), с помощью которого было выявлено 3 уровня социального интеллекта в каждой группе курсантов – низкий (31,0%), средний (61,0%) и высокий (8,0%).
В целом уровень социального интеллекта курсантов соответствует среднему значению, т. е. испытуемым свойственны средние способности к познанию поведения. Следовательно, они умеют предвосхищать поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, предсказывать события, основываясь на понимании их чувств, мыслей и т. д. Но их прогнозы могут оказаться ошибочными, если они будут иметь дело с людьми, ведущими себя неожиданным, нетипичным образом, что может привести к напряженным ситуациям. Эти испытуемые в общении в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений: они могут часто ошибаться в понимании смысла слов собеседника, так как не учитывают сопровождающие их невербальные реакции. Кроме того, результаты показали, что курсанты испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и понимании внутренних мотивов поведения людей. Как следствие, они плохо адаптируются к различным системам взаимоотношений между людьми.
С помощью метода СО-25 мы получили прямую самооценку курсантами важных личностных и коммуникативных свойств, входящих в структуру социального интеллекта: 1-й блок – предприимчивость (М = 7 при σ = 2,32); 2-й блок – проницательность (М = 8 при σ = 1,87); 3-й блок – коммуникативная компетентность (умение ладить с людьми) (М = 7 при σ = 2,34); 4-й блок – социальная компетентность (М = 7 при σ = 1,81). Данные результаты свидетельствуют о наличии высокой адекватной самооценки у курсантов своих коммуникативных и личностных качеств.
Корреляционный анализ (был использован критерий Пирсона) показал, что уровень развития социального интеллекта коррелирует с общей самооценкой курсантами своих профессионально-коммуникативных качеств – х2 = 0,366 при р < 0,05. Следовательно, чем выше уровень социального интеллекта, тем более развиты предприимчивость, проницательность, организованность, дальновидность в отношениях, безошибочность решений, умение ладить с людьми, знание себя и жизни, а также готовность жертвовать для блага других своими интересами.
Далее мы сопоставили уровни психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях с уровнями развития социального интеллекта. Оказалось, что выделенные уровни психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях коррелируют с тремя уровнями социального интеллекта. Это означает, что, во-первых, низкий уровень психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях у сотрудников МВД соответствует низкому уровню социального интеллекта, а остальные два уровня – по аналогии; во-вторых, одним из показателей степени готовности к деятельности в экстремальных ситуациях можно считать уровень социального интеллекта (чем он выше, тем выше готовность к деятельности); в-третьих, высокий уровень социального интеллекта способствует преодолению экстремальных ситуаций.
Результаты корреляционного анализа позволили нам предположить, что уровень психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях у сотрудников МВД можно повысить за счет развития социального интеллекта с помощью социально-психологического тренинга, направленного на повышение уровня данного явления.
После формирующего эксперимента нами была проведена повторная психодиагностическая процедура измерения уровня социального интеллекта в двух группах. Качественно-количественный анализ данных и дескриптивная статистика показали, что общий уровень социального интеллекта у экспериментальной группы после проведения социально-психологического тренинга увеличился, а у контрольной остался на прежнем, среднем уровне.
Результаты корреляционного и факторного анализа показали, что уровни психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях и социального интеллекта хорошо коррелируют между собой и входят в один и тот же фактор (т. е. чем выше уровень социального интеллекта, тем выше уровень психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях). Следовательно, первоначальная гипотеза о том, что одним из компонентов психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях является социальный интеллект, высокий уровень которого способствует преодолению экстремальных ситуаций, подтвердилась.
После проведения формирующего эксперимента (т. е. социально-психологического тренинга, направленного на повышение уровня социального интеллекта) результаты повторной психодиагностической процедуры и критерия достоверности сдвига показали, что уровень социального интеллекта повысился в экспериментальной группе, а в контрольной группе нет. Таким образом, социально-психологический тренинг, направленный на повышение уровня социального интеллекта, является одним из способов повышения готовности к деятельности в экстремальной ситуации.
Список литературы Развитие социального интеллекта как компонента психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях
- Дружинин В.Н. Метафорические модели интеллекта//Психологический журнал. 1999. № 6.
- Емельянов Ю.И. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
- Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2003.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1992.
- Психология межличностного познания/под ред. A.А. Бодалева. М., 1981.
- Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования/под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2004.
- Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.
- Федотов С.Н. Психологические основы формирования профессиональной пригодности сотрудников ОВД: дис.... д-ра психол. наук. Тверь, 2000.
- Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности//Проблемы оценивания в психологии. Саратов, 1984.