Развитие "территорий роста": от свободных экономических зон к территориям с особыми экономическими режимами

Бесплатный доступ

В статье проведено исследование теории и практики функционирования мировых и отечественных особых экономических зон и территорий с особыми экономическими режимами. Исследована эволюция создания и развития данных территорий. Подтверждена и доказана гипотеза о том, что территории с особыми экономическими режимами являются наиболее эффективным инструментом ускоренного развития региональной экономики. Дополнена и усовершенствована сущность понятия «территория опережающего социально-экономического развития» и «свободный порт». Выделены основные элементы, характеризующее зоны со специальными режимами хозяйствования. Установлено превосходство ТОР над ОЭЗ в плане льгот и преференций. Определено, что ТОР соответствуют всем критериям высокоэффективного инструмента социально-экономического развития региона.

Еще

Территория с особыми экономическими режимами, особая экономическая зона, территория опережающего социально-экономического развития, территории роста, регион, инвестор, предприниматель

Короткий адрес: https://sciup.org/170197660

IDR: 170197660   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2023-1-2-221-225

Текст научной статьи Развитие "территорий роста": от свободных экономических зон к территориям с особыми экономическими режимами

Формирование высокотехнологичной экономики является наиболее эффективной антикризисной мерой государства. На мировой практике высокая технологичность лидирующих экономик в период антикризисных мер формируется способом «иного качества роста», который обеспечивает создание новых предприятий, новых технологических объектов, современной инфраструктуры, эффективных технологий менеджмента и административного регулирования. Таким образом, у государства появляется необходимость определения четко ограниченного экономического пространства («территорий роста») в рамках национальной экономки.

Результаты исследования. Тематика зон со специальными режимами хозяйствования и особых экономических зон и их влияния на развитие социальноэкономической политики государства рассмотрена в работах иностранных ученых: Дж. Йанга, Джин Пин Сяо Линга, Г. Гранберга, Д. Холмса, Ф. Томсона, а также российских: А.В. Виленский, В.А. Коптева, М.А. Никонова, Е.В. Акинфеева, Г.Г. Рубцов, А.Н. Литвиненко, А.Х. Евстафьева, Е.В. Прачева и др.

Исследуя эволюцию создания данных территорий, можно отметить, что во второй половине XX века такие территории получили название свободных (особых) экономических зон, однако самая первая территория с особым экономическим режимом появилась в 1547 году в порту г. Ливорно, и впервые стала называться «свободным портом».

Дефиниция «особая экономическая зона» или «свободная экономическая зона» достаточно современное, оно впервые появилось в конце XIX века в США для обозначения территорий, на которых действует специальный режим экономикоправового регулирования. Однако особые (преференциальные) режимы существовали и за долго до XIX века. Первым в истории мировой экономики стал свободный порт г. Ливорно, начавший свое функционирование еще в 1547 году. Режим в то время носил название «порто-франко» или «свободный порт», однако ведущие управленцы-экономисты XVI века еще не давали порту г. Ливорно классификационную дефиницию особой или свободной экономической зоны. Режим «порто-франко» просуществовал в г. Ливорно 127 лет [9], в настоящее время порт Ливорно - это один из крупнейших портов мира. Стоит также отметить, что с 2010 года в г. Ливорно вновь установлен особый экономический режим, но уже рекреационной зоны. В российской практике данный режим имеет название «рекреационный парк», сущность режима заключается в развитие эконаправлений в экономике, создании крупнейших зон отдыха, санаториев и различных развлекательных парков. Наиболее распространенной преференцией для таких режимов является безвизовый режим или облегченный вариант получения электронной визы. В настоящее время порт г. Ливорно также сохранил свое прямое назначение и функционирует как один из крупнейших мировых логистических узлов. Численность логистических парков порта составляет 58 компаний, более 50% из которых были построены еще в период функционирования режима «порто-франко» в XVIXVIII веке за счет иностранных инвестиций. Однако режим свободного порта и свободной таможенной зоны в порту Ливорно более не реализуется, все компании, зарегистрированные на территории порта, функционируют согласно установленным нормам законодательства в рамках национальной экономики.

Необходимо отметить, что в то же время (XVII-XIX век) особые экономические зоны так же активно использовались и Правительством Российской Империи, только опять же - в виде режима «порто-франко» или «свободного порта». Наиболее известными стали зоны, созданные в целях освоения Северного Причерноморья и Дальнего Востока: свободный порт Одесса и свободный порт Владивосток.

История мировой экономики продолжила свое развитие и в середине XIX века на Восточном и Западном побережье США создается ряд приграничных территорий, на которых Правительством возложены стратегические цели развития государственной экономики. Определение таким территориям дает ведущий экономист того времени, профессор Калифорнийского университета г. Лос-Анджелес (UCLA) Д.М. Уальд, который называет их «special economic zones» (особые экономические зоны) [4].

Со временем дефиниция СЭЗ или ОЭЗ стала использоваться для обозначения специальной территории с льготными валютно-финансовыми и налоговыми режимами, при которых поощряется совместная с иностранным капиталом деятельность.

Стоит отметить, что для восточных стран Азиатско-Тихоокеанского региона понятие «особая экономическая зона» заменено понятиями «внешнеторговая зона» (ВТЗ) и «зона свободной торговли» (ВТЗ). Внешнеторговая зона в восточных странах АТР - это приграничная территория, на которой установлен преференциальный режим, предусматривающий отмену экспортных и импортных пошлин, снижение фискальной нагрузки для резидентов ВТЗ. Понятие «зоны свободной торговли» подразумевает обособленную территорию, границы которой определены Правительством, на которой также установлен преференциальный режим, предусматривающий административные преференции и создание инфраструктуры для резидентов ЗСТ. Таким образом, ВТЗ отличается от ЗСТ, во-первых, тем, что находится на приграничной территории (для ЗСТ не обязательно данное условие), и, во-вторых, преференциальным режимом: для ВТЗ характерна программы поддержки импорта и экспорта, плюс налоговые льготы, для ЗСТ - административные преференции и создание инфраструктуры. Ярким примером внешнеторговой зоны АТР может послужить порт Тайбэй (Республика Китай); ЗСТ - Шанхайская зона свободной торговли.

Исследуя практику Российской Федерации, можно выделить проблемы, решение которых в перспективе позволяло бы усовершенствовать механизм развития национальной экономики: до 2005 г. отсутствовала полноценная законодательная база, регламентирующая функционирование особых зон; проявлялась несогласованность действий федерального и регионального центров по вопросам предоставления льгот и прочих преференций для СЭЗ, контроля их деятельности; резиденты использовали СЭЗ главным образом для снижения налоговых платежей и не проявляли реальной производственной активности; СЭЗ создавались на большой по площади территории, что значительно затрудняло обеспечение этих территорий инфраструктурой [2].

Именно ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ положил основу для упорядочивания функционирования различных зон и «территорий роста». Нельзя также не обратить внимание на то, что согласно закону «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» № 473-ФЗ [4] и закону № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» [5], ни ТОР, ни СПВ не являются особой экономической зоной. Исходя из чего, нам необходимо дать свое усовершенствованное определение для ТОР и СПВ. Итак, необходимо обозначить их ключевое отличие. Таковым отличием является цель создания территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта. Целью ТОР является развитие внутреннего рынка РФ, а целью свободного порта - интеграция региона в систему мирохозяйственных связей, то есть развитие внешней экономики.

Итак, взяв вышесказанное во внимание, сформулируем и усовершенствуем существующее в научной литературе определение для ТОР и свободного порта.

Территория опережающего социальноэкономического развития - это такая территория Российской Федерации, на которой установлен преференциальный режим, состоящий из совокупности налоговых льгот и административных преференций, созданная в целях развития внутренней экономики Российской Федерации. Тогда как свободный порт - это обособленная территория, например, Дальнего Востока, на которой установлен преференциальный режим, состоящий из совокупности налоговых льгот и административных преференций, созданная в целях развития внешней экономики Российской Федерации путем установления новых внешнеэкономических связей.

На мировой практике в 90% случаев «особая экономическая зона» - это при- граничная территория, для Российской Федерации - это ограниченный участок территории государства, который не обязательно является приграничным. Данное отличие обусловлено тем, что территория Российской Федерации является крупнейшей в мире, а укрепление и развитие региональных экономик требуется не только в приграничных регионах, но и на всей территории государства [7].

Проведя сравнительный анализ понятийно-категориального аппарата исследования, выделим основные элементы, характеризующее данные зоны со специальными режимами хозяйствования: являются обособленной территорией страны (частью национального пространства); на их территории установлен особый режим ведения предпринимательской деятельности [8]; для управления их деятельностью создан специальный управляющий орган; цели создания территорий могут различаться в зависимости от уровня социальноэкономического развития страны; деятельность территорий направлена как на отечественных, так и на зарубежных предпринимателей.

В России функционируют следующие ОЭЗ: 10 промышленно-производственных ОЭЗ (в т.ч. ОЭЗ «Липецк» в Липецкой области, ОЭЗ «Алабуга» в Республике Татарстан, ОЭЗ «Титановая долина» в Свердловской области); 6 техниковнедренческих ОЭЗ (в т.ч. ОЭЗ «Дубна» в Московской области, ОЭЗ «Иннополис» в Республике Татарстан, ОЭЗ «Зеленоград» в г. Москве); 7 туристско-рекреационных зон (в т.ч. ОЭЗ «Ворота–Байка ла» в Иркутской области, ОЭЗ «Архыз» в Зелен-чукском районе Карачаево-Черкесской Республики, ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае). Еще пять ОЭЗ создано на основе отдельных федеральных законов: Республика Крым и город Севастополь, Магаданская область, Калининградская область, свободный порт Владивосток, ИЦ «Сколково» в Московской области [1].

Однако развитие национальной экономики не ограничивается только созданием режимов, нацеленных на укрепление внешнеэкономических связей. Как уже было упомянуто ранее, Российскому государству необходимо было создание территорий с особыми экономическими режимами в целях стимулирования внутренней экономики. Территории опережающего социально-экономического развития были введены в российскую хозяйственную практику в конце 2014 г. в качестве улучшенного варианта ОЭЗ, ФЗ «О территори- ях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ [5]. На сегодняшний день в стране действует более ста территорий опережающего социальноэкономического развития (ТОР). Наиболее близкими типовыми аналогами для проекта территорий с особыми экономическими режимами в странах АТР являются индустриальные парки, технопарки и рекреационные парки, нацеленные на оснащение внутренних рынков.

Заключение. Таким образом, использование особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития в целях формирования высокотехнологичной экономики России является инструментом ускоренного экономического развития регионов и государства в целом. Исследование показало превосходство ТОР над ОЭЗ в плане льгот и преференций, также определено, что ТОР соответствуют всем критериям высокоэффективного инструмента социальноэкономического развития региона.

Список литературы Развитие "территорий роста": от свободных экономических зон к территориям с особыми экономическими режимами

  • Виленский А.В. От свободных экономических зон к территориям опережающего развития // Федерализм. - 2020. - №1. - C. 44-65.
  • Рубцов Г.Г. Территории опережающего социально-экономического развития в системе свободных экономических зон РФ: реалии и перспективы / Г.Г. Рубцов, А.Н. Литвиненко // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2019. - № 2. - С. 91-98.
  • Данько Т.П. Свободные экономические зоны - катализатор развития рыночной экономики / Т.П. Данько, З.М. Окрут, А.А. Халдей. - Краснодар, 2014. - 44 с.
  • US Census Bureau. California: Population of Counties by Decennial Census: 1900 to 201 / US Census Bureau- CA: CRC Press, 2016. - 131 p.
  • О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962.
  • О Свободном порте Владивосток: федеральный закон от 13.07.2015 №212-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182596.
  • Developing a Supply Chain Subsystem to Manage the Process of Obstacle Elimination for the Innovative Development of Business Entities / A.A. Kuzubov, N.V. Shashlo, G.V. Petruk, A.A. Korostelev // International Journal of Supply Chain Management. - 2018. - Vol. 7. - № 5. - P. 621-631.
  • Osipov V. A. Evaluation of economic sustainability of entrepreneurship on the basis of the valuebased efficiency theory / V.A. Osipov, N.V. Shashlo, A.A. Kuzubov // Espacios. - 2017. - Vol. 38. - № 62. - P. 30.
Еще
Статья научная