Реализация государственной политики в сфере культуры и искусства в Ульяновской области в период советской власти (историко-правовой аспект)

Автор: Ершова Оксана Владимировна

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Рубрика: Юриспруденция

Статья в выпуске: 1-2 (39-40), 2020 года.

Бесплатный доступ

Духовная культура на протяжении истории человечества считалась высшей ценностью, объектом особого социального внимания. В статье рассматривается реализация партийно-государственной политики в сфере культуры и искусства на примере библиотечного дела на территории Ульяновской области в период СССР, исследуются исторические документы, характеризующие формирование и реализацию государственной культурной политики в Ульяновской области. Актуальность изучения проблемы взаимодействия государства и культуры диктуется необходимостью переосмысления многих страниц отечественной истории, а также политическими интересами сегодняшнего дня, когда в общественных и государственных структурах ведется острая полемика по вопросу создания действенного механизма управления различными сферами жизни страны, в том числе и культурой. В ходе исследования использовался когнитивный и исторический подход, применялся метод исторического, сравнительного анализа, структурно-функциональный анализ. Эмпирическую базу исследования составляют нормативно-правовые документы периода СССР из электронно-нормативной базы; документы из фондов Государственного архива новейшей истории Ульяновской области, отражающие реализацию партийно-государственной политики в сфере культурного строительства, становления и развития учреждений культуры, творческих коллективов.

Еще

Культура, искусство, библиотека, политика, государство

Короткий адрес: https://sciup.org/14117492

IDR: 14117492

Текст научной статьи Реализация государственной политики в сфере культуры и искусства в Ульяновской области в период советской власти (историко-правовой аспект)

В годы Великой Отечественной войны работа учреждений культуры и творческих коллективов, в том числе и библиотек, была полностью переориентирована на агитационно-пропагандистскую деятельность. Рассмотрим вопрос о работе библиотек в годы Великой Отечественной войны в Ульяновском регионе.

В отчете директора Дворца книги — одной из главных библиотек города и области вырисовывается картина работы библиотеки в первые годы Великой Отечественной войны (см. [5]). Констатируется, что c первых дней Великой Отечественной войны советского народа против фашистских захватчиков Дворец книги всю массово-политическую и воспитательную работу перестроил в соответствии с условиями военного времени как в стенах библиотеки, так и вне её. С первого дня войны в читальном зале была организована агитвитрина на тему «Отечественная война советского народа», которая включала в себя материалы: а) передовая «Правды»; б) сводки Информбюро; в) официальный материал; г) боевые эпизоды и фотоиллюстрированный материал (см. [5]). Вне стен Дворца книги было развернуто три агитвитрины в колхозах и две агитвитрины в госпиталях города.

С получением первого газетного материала о военных действиях было организовано два альбома газетных вырезок:

  • 1.    Отечественная война советского народа: правительственные сообщения.

  • 2.    Отечественная война советского народа: вести с фронта и боевые эпизоды.

Кроме того, подготовлена доска текущих событий в детском отделе с использованием газетного материала (см. [5]).

Дворец книги организовал за указанный период 36 книжных выставок с целью ознакомления читателей с имеющейся в библиотеке литературой по военному прошлому нашей Родины. Также был сделан акцент на литературу, способствующую приобретению знаний, связанных с обороной, мобилизующую внимание читателей вокруг поставленных задач в условиях военного времени.

Тематика выставок:

  • а)    текущего характера — «Отечественная война советского народа против фашистских за-

  • хватчиков», «Сталинская авиация героически крушит фашистских захватчиков» и т. д.;
  • б)    исторического характера — с информацией об истории войн, великом прошлом русского народа, патриотизме русского народа в художественной литературе, Первой империалистической войне 1914—1918 гг., Военно-морском флоте в боях за Родину и т. д.;

  • в)    учебно-оборонного характера — «Учись обороняться от воздушного нападения», «Учись оказывать первую помощь, правила противовоздушной и противохимической обороны»;

  • г)    литературного характера — к 100-летию со дня смерти М. Ю. Лермонтова, к 5-летию со дня смерти Н. А. Островского, к 50-летию памяти И. А. Гончарова, к 175-летию памяти историка Карамзина — патриота русского народа (см. [5]).

Выставки устраивались как в стенах Дворца книги, так и в госпиталях, воинских частях, школах, ФЗО, колхозах.

В первые месяцы Великой Отечественной войны сотрудники библиотеки организовали 11 лекций на тему:

  • —    «Кто такие германские фашисты, и почему они напали на Советский Союз»;

  • —    «Расовые бредни германского фашизма»;

  • —    «Звериное лицо фашизма в художественной литературе»;

  • —    «Великая Отечественная война советского народа (обзор военных действий)»;

  • —    «Лермонтов — патриот русского народа»;

  • —    «Астрономия на службе обороны» [8, с. 26].

Сотрудники библиотеки проводили среди населения города и колхозов читки-беседы с обзором военных действий, героических эпизодов на фронтах войны. Работники коллектива провели большую массово-разъяснительную работу среди населения по организации помощи фронту, в результате чего было собрано 173 теплые вещи для Красной Армии.

Сотрудники библиотеки осуществили перестройку справочно-биографической работы в связи с военным положением в стране. Это нашло отражение в том, что в картотеке «Международное положение» были выделены новые разделы: «Отечественная война советского народа», «Германский фашизм» и др. По запросу военных специалистов был составлен указатель на тему «Страны-агрессоры». Были составлены картотеки-указатели журнально-газетного и книжного материала о Ледовом побоище, Куликовской битве, об Александре Невском.

Библиотека оказывала также справочноконсультационные услуги. Дворец книги пере- строил свою работу в соответствии с запросом и интересом читателей, усилил обслуживание военно-инженерного и технического персонала. По запросу читателей инженерно-технического персонала Дворец книги организовал консультацию по иностранным языкам (немецкому, английскому, французскому). Были даны консультации по военному законодательству, о значении военной типографии в военном искусстве и др. (см. [5]).

В связи с изменившимися условиями работы и контингента читателей значительно вырос спрос на историческую, общественно-политическую, тематическую и мемуарную литературу, а также на литературу на иностранных языках. «Особый спрос имеют книги: Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин — статьи военного характера, Генри — «Гитлер против СССР», Гейден — «История германского фашизма», Осипов — «Суворов», «Фельдмаршал Кутузов», Борисов — «Багратион», из художественной литературы — Толстой Л. Н. «Война и мир», Тарле «Наполеон» и т. д.» [8, с. 25].

Приведем еще один интересный факт из культурной жизни Ульяновской области в годы войны. В июле 1941 года в город Мелекесс Куйбышевской области была эвакуирована часть книжного фонда Ленинградской государственной ордена Трудового Красного Знамени публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина. Также были эвакуированы 14 научных работников, специалистов соответствующих фондов с членами их семей, всего из Ленинграда выехало 28 человек (см. [7]).

В годы войны и в послевоенные годы активную роль в культурно-просветительском деле играли избы-читальни (см. [1]). Так, к примеру, отдел пропаганды и агитации Тереньгуль-ского райкома ВКП(б) в своем докладе обкому партии отметил культурно-созидающую функцию избы-читальни. В избе-читальне население регулярно проводит читки, обсуждения газетных статей, журналов, художественных книг. В избе-читальне организовывалась художественная самодеятельность, представленная хоровым, драматическим, музыкальным кружками, которые давали концерты для населения. В избе-читальне осуществлялось чтение лекций на исторические, научно-естественные, медицинские темы; выпускалась стенная газета и боевые листки (см.: Информация отдела пропаганды и агитации Тереньгульского райкома ВКП(б) обкому партии о лучшей избе-читальне от 04.12.1946 [1]). Изба-читальня являлась культурным центром колхозной деревни.

Таким образом, в рассматриваемый период избы-читальни выполняли не только функции библиотеки, но и эстрадно-концертную, информационно-пропагандистскую, воспитательно-образовательную.

Учитывая все трудности военного времени, можно утверждать, что культура не пришла в упадок, а численность даже самых массовых организаций культуры — клубов и библиотек — не претерпела серьезных изменений.

В послевоенный период сеть учреждений культуры и средств массовой информации планомерно расширялась. В середине 50-х годов XX века ситуация в Ульяновской области с библиотечным делом складывалась следующим образом. В области отмечалось расширение сети культурно-просветительских учреждений, и они укреплялись кадрами. На данный период имелось 459 государственных, 48 партийных, 41 профсоюзная и большая сеть ведомственных, колхозных и клубных библиотек. Книжные фонды всех библиотек превышали 3,5 миллиона экземпляров [2].

В соответствии с постановлением ЦК КПСС от 22 сентября 1959 года «О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране» массовые библиотеки в районах области стали теснее связывать свою работу с жизнью колхозов и совхозов, улучшили пропаганду передового опыта и достижений сельскохозяйственной науки (см. [6]). Все районы и многие сельские библиотеки в 1960—1961 гг. провели читательские конференции на тему «Больше произвести сельскохозяйственной продукции при меньших затратах труда и средств» и др. Книговыдача литературы по всем отраслям выросла с 5,8 миллиона экземпляров в 1959 году до 6,4 миллиона экземпляров в 1960 году, а количество читателей возросло с 312 тысяч до 337,4 тысячи человек.

В соответствии с вышеуказанным постановлением ЦК КПСС из 464 государственных библиотек в области перешли на свободный доступ читателей к книжным фондам 370, в том числе на полный — 283 библиотеки (см. [6]). За 1960 год и за первую половину 1961 года было построено за счет местных средств 26 библиотек, для 60 библиотек расширены помещения и представлены более благоустроенные здания, 20 библиотек капитально отремонтированы, 15 помещений находились в стадии строительства (см. [6]).

В области библиотечного дела особое значение приобрело приобщение к книге массового читателя. Для этого в начале 1960-х годов был проведен ряд мероприятий по увеличению сети передвижных библиотек, пунктов выдачи книг, по привлечению к библиотечной работе книгонош. В итоге к 1961 году библиотеками региона обслуживалось 80 % жителей.

Альтернативный подход в выстраивании картины библиотечного дела в Ульяновской области в 60-х годах дает директор Ульяновского Дворца книги в одном из писем секретарю обкома КПСС. Он пишет, что в нашем городе имеется широкая сеть массовых, профсоюзных, технических, школьных и ведомственных библиотек с книжным фондом (без технических) в 2 027 321 экземпляр. По всем библиотекам города состоят читателями и пользуются библиотечными книгами 113 208 человек. По этим данным можно было бы сказать, что библиотечные книги читают более 50 % населения. Но на самом деле большее количество читателей лишь состоят в ряде библиотек города, кроме того, в это количество входят читатели области, которые обслуживаются книгами через передвижки профсоюзных библиотек и через заочный абонемент Областной библиотеки (см. [3]).

С точки зрения директора Ульяновского Дворца книги, в городе плохо решается задача доведения библиотечной книги до каждой семьи. В районах Заволжья, в северной части города и Киндяковке «не обслуживаются книгой» более 10 тысяч семей. Такое положение объясняется тем, что в городе очень неправильно размещена библиотечная сеть: в центре города на 70 тысяч жителей приходится 56 библиотек с книжным фондом 1 410 500 книг, т. е. на каждого жителя приходится по 20 книг; в Засвияжье размещено 17 библиотек с книжным фондом 250 тысяч на 30 тысяч населения, в этом районе на каждого жителя приходится по 8,3 книги; в Заволжье на 45 тысяч населения имеется всего 7 библиотек, в том числе 2 массовые, одна профсоюзная с книжным фондом 96 260 экземпляров, книгообеспеченность на каждого жителя равна 2,1 книги (см. [3]). Несколько библиотек в центре города превратились в книжные склады, и их книжные фонды лежат неиспользованные.

В целом в начале 60-х годов библиотечная сеть города Ульяновска была представлена 17 массовыми библиотеками, 1 областной, 1 детской областной, 3 детскими, 28 профсоюзными, 38 школьными, 10 библиотеками средних учебных заведений, 3 библиотеками высших учебных заведений, 4 прочими; всего насчитывалось 100 библиотек.

Как отмечается в отчетных документах, у работников культпросветучреждений области имелся большой опыт внешкольной работы с детьми и молодежью. В области насчитывалось 27 библиотек и 5 детских отделений при библиотеках для взрослых. В 1965 году количество читателей в детских библиотеках области составило 39 316 человек. Большинство детских библиотек осуществили 100 % охват чтением учащихся 1—8 классов в райцентрах (см. [4]).

Во всех библиотеках были взяты на учет дети, которые имели устойчивый интерес к какой-либо теме. Для таких ребят библиотекари составляли индивидуальные списки для чтения. Читатели Сенгилеевской, Большенагаткинской и Тагайской детских библиотек под руководством библиотекарей создали альбомы: «Прошлое и настоящее города Сенгилея», «История села Б. Нагаткино», «Тагай за 50 лет Советской власти». Они подбирали и изучали всю литературу о родном крае, встречались со старожилами, записывали их беседы, собирали фотографии, делали рисунки (см. [4]).

Группа молодежи в массовых библиотеках области составляла почти 50 % всех читателей, в сельских, если не считать читателей-детей, — около 20—30 %. Для усиления роли книги требовались читальные залы, которые имелись только в 10 библиотеках. Особенно большой ущерб работе с юношеством наносило отсутствие специальных юношеских библиотек. Дети до 8 класса включительно обслуживались специальными детскими библиотеками, после 8 класса юношество переходило в библиотеки для взрослых. Но во взрослых библиотеках не имелось юношеских отделений, фонды были расставлены все вместе, в открытом доступе; не было специалистов, изучавших потребности этой группы молодежи. Кроме того, не велась работа с молодежью, которая временно не работала и не училась (см. [4]).

Было очевидно, что назрела острая необходимость образовать областные юношеские библиотеки и специальные юношеские отделения при районных, городских и сельских библиотеках.

ВЫВОД

В годы Великой Отечественной войны работа учреждений культуры и творческих коллективов была полностью переориентирована на агитационно-пропагандистскую деятельность. Учитывая все трудности военного времени, можно утверждать, что культура не пришла в упадок, а численность даже самых массовых организаций культуры — клубов и библиотек — не претерпела серьезных изменений. В послевоенный период сеть учреждений культуры, в том числе и библиотек, планомерно расширялась. Несмотря на то, что в начале 60-х годов XX века правительством и партией была введена экономия средств, выделяемых на сферу культуры, учреждения культуры, в том числе и библиотеки, активно развивались. В области библиотечного дела особое значение приобрело приобщение к книге массового читателя. Для этого в начале 1960-х годов был проведен ряд мероприятий по увеличению сети передвижных библиотек, пунктов выдачи книг, по привлечению к библиотечной работе книгонош.

Список литературы Реализация государственной политики в сфере культуры и искусства в Ульяновской области в период советской власти (историко-правовой аспект)

  • ГАНИУО. - Ф. 8. - Оп. 5. - Д. 168. - Л. 104.
  • ГАНИУО. - Ф. 8. - Оп. 14. - Д. 1. - Л. 69-74.
  • ГАНИУО. - Ф. 8. - Оп. 5. - Д. 211. - Л. 62-69.
  • ГАНИУО. - Ф. 8. - Оп. 45. - Д. 306. - Л. 64-77.
  • ГАНИУО. - Ф. 13. - Оп. 1. - Д. 1925. - Л. 128, 128 об., 129, 129 об., 130, 130 об.
  • ГАНИУО. - Оп. 20. - Д. 209. - Л. 21-23.
  • ГАНИУО. - Ф. 919. - Оп. 1. - Д. 122. - Л. 124.
  • Полянская О. А. Развитие библиотечного дела на территории Ульяновской области в период 1941-1949 гг. / О. А. Полянская // Поволжский педагогический поиск. - 2015. - № 2(12). - С. 22-26.
Статья научная