Реализация прав граждан на медицинскую помощь: философско-правовые аспекты

Автор: Соколова Наталья Александровна

Журнал: Вестник Омской юридической академии @vestnik-omua

Рубрика: Актуальные проблемы цивилистической науки

Статья в выпуске: 1 (14), 2011 года.

Бесплатный доступ

статье анализируются философско-правовые аспекты взаимосвязи права на жизнь, права на достойное существование и права на медицинскую помощь с учетом исторических и современных тенденций.

Право на жизнь, медицинская помощь, достойное существование, отношения по социальному обеспечению

Короткий адрес: https://sciup.org/14317334

IDR: 14317334

Текст научной статьи Реализация прав граждан на медицинскую помощь: философско-правовые аспекты

Right to life, health care, a dignified existence, the relationship of social security.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на медицинскую помощь. Содержание указанного правомочия, несмотря на отсутствие единого подхода среди ученых, можно свести к субъективным правам граждан в области профилактики, диагностики, лечения заболеваний и медицинской реабилитации.

Гражданин, обратившейся за медицинской помощью, одновременно является субъектом не только здравоохранительных, но и социальнообеспечительных отношений в рамках основных организационно-правовых форм социальной защиты населения – обязательного социального страхования и государственного социального обеспечения. Указанный дуализм правового статуса лица, получающего медицинскую помощь, далеко не случаен. С момента закрепления прав граждан «второго поколения» право на медицинскую помощь неразрывно связывается с правом на социальное обеспечение. Так, Всеобщая декларация прав человека указывает, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам»1. Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» также устанавливает обязанность государств выплачивать несколько видов пособий, в том числе на медицинскую помощь профилактического и лечебного характера2.

Взаимосвязь прав граждан на социальное обеспечение и медицинскую помощь детерминирована, прежде всего, общими целями их закрепления. Как указывает в своих решениях Конституционный Суд РФ3, основным содержанием социального обеспечения является именно материальное обеспечение, предоставление человеку средств к существованию. Фактически речь идет об обеспечении права человека жить, существовать. Таким образом, основной задачей социального обеспечения является защита граждан от социального риска, обусловленного утратой заработка (иного дохода) или невозможностью трудиться. По общему правилу невозможность человека самостоятельно себя обеспечивать должна быть вызвана причинами, признаваемыми в обществе уважительными, социально-значимыми. Но и в том случае, если невозможность удовлетворить основные жизненные потребности связана с действиями самого нуждающегося (нежелание трудиться, деградация личности и т. д.), государство не оставляет его на произвол судьбы, а обеспечивает минимальными социальными благами. Схожая ситуация складывается и в сфере предоставления медицинской помощи. Расстройство здоровья влечет как медицинские, так и социальные последствия. Первые выражаются в потребности медицинского вмешательства, вторые – в невозможности трудиться и необходимости социального обеспечения гражданина в такой ситуации. Непредставление своевременной и достаточной медицинской помощи, равно как и надлежащего социального обеспечения, может привести к прекращению биологического существования человека. Иными словами, названные обстоятельства создают угрозу наивысшему нематериальному благу – жизни.

Право на жизнь имеет чрезвычайно важное и многогранное значение для юридической науки. В общем смысле право на жизнь рассматривается как первоисточник всех прав. Как справедливо указывает Н. И. Матузов, «право на жизнь – первое фундаментальное естественное право человека, без которого все другие права лишаются смысла, ибо покойникам никакие права не нуж-ны»4. Говоря о праве на жизнь как о естественном праве человека, следует иметь в виду, что речь идет о категории «современного естествен- ного права». Как отмечает С. С. Алексеев, естественное право, в котором выражаются требования жизнедеятельности людей как разумных существ, в годы Великой французской революции наполнилось «принципиально новым современным содержанием, стало носителем основополагающих социальных ценностей современной исторической эпохи – величия разума и свободы человека, его высокого статуса, неотъемлемых прав»5. Несмотря на то что в юридических исследованиях право на жизнь рассматривается с позиций естественного права в части его источника, в качестве которого выступает природа человека6, следует с особым вниманием относиться к иной, более значимой функции естественного права. С. С. Алексеев предлагает рассматривать естественное право как методологическую категорию. «Истинно философское видение правовых явлений – это и есть в первую очередь их рассмотрение под углом зрения естественного права»7.

Более конкретное понимание права на жизнь включает в себя различные правомочия человека, направленные на обеспечение существования индивида. В представлениях ученых-юристов совокупность указанных правомочий различна, но систематизация точек зрения, высказанных в литературе, позволяет выделить две основные составляющие права на жизнь – это неприкосновенность жизни (ее охрана и защита8, свобода от посягательств9) и распоряжение жизнью10. О. С. Капинус дополняет этот ряд правом на спасение жизни11. Н. А. Рубанова, помимо названного, включает в содержание права на жизнь право требовать от государства создания условий обеспечения жизни и право на охрану здоровья и медицинскую помощь12.

Иной подход демонстрирует Г. Б. Романовский, который рассматривает право на жизнь в объек- тивном и субъективном смысле. В первом случае речь идет о принципе взаимодействия человека, общества и государства, благодаря которому человек становится центром государственной политики. Во втором случае субъективное право предполагает наличие, во-первых, юридического механизма защиты именно права на жизнь, во-вторых, эффективного механизма по расследованию каждого случая прекращения жизни и установления ответственности за неправомерное лишение жиз-ни13. Широкий спектр мнений исследователей не способствует формированию целостного представления о праве на жизнь. Очевидно, что такое сложное понятие, как жизнь, предопределяет неизбежность его рассмотрения с различных позиций.

М. В. Лушникова и А. М. Лушников указывают, что в общем смысле жизнь определяется как форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях и в процессе ее развития14. В рамках рассмотрения проблем философского обоснования права социального обеспечения и с учетом подхода к пониманию жизни как многообразного существования человека авторы предлагают рассматривать только социальную ее сторону, т. е. бытие человека в обществе как социального существа и сущности15.

Ретроспективный анализ развития социального обеспечения показывает, что общественные отношения в данной сфере развивались двумя путями. Первый был обусловлен идеями гуманизма, милосердия, благотворительности, зачастую имел под собой религиозное, в частности христианское, начало и заключался в «призрении бедных и больных», которое зародилось как частная форма поддержки нуждающихся лиц, а затем переросло в государственную. Указанная форма является прообразом современной системы го- сударственного социального обеспечения. Данная система имеет несколько подсистем, для которых свойственны различные подходы к вопросу об основаниях социального обеспечения. Вместе с тем важное значение имеет государственное социальное обеспечение, характеризующееся взаимоотношениями между гражданином и государством по поводу предоставления социальных благ вне связи с их трудовой деятельностью.

Другой путь развития социально-обеспечительных отношений сформировался гораздо позже и, в отличие от первого варианта, напрямую был связан с правом на труд. Осознание социального риска нетрудоспособности работающих членов общества привело к созданию системы социального страхования наемных работников, источником которой изначально служили корпоративные нормы, а затем и нормы закона. Неразрывная связь между категорией «право на существование», трудовым правом и правом социального обеспечения нашла отражение в трудах многих философов и правоведов16.

В целях настоящего исследования следует особо подчеркнуть, что функции социального обеспечения на ранних стадиях его развития в большинстве случаев заключались именно в материальной поддержке нуждающихся, призванной удовлетворить их основные жизненные потребности. Более сложные, многоэлементные системы социальной защиты населения появляются только в ХХ веке. Отметим, что на первоначальном этапе развития социально-обеспечительных отношений речь о медицинской помощи как о виде социального предоставления не шла. Это было обусловлено объективными причинами, связанными с низким уровнем знаний людей в области медицины. Право на существование практически не зависело от своевременного, качественного медицинского вмешательства. Уход из жизни вследствие различных заболеваний воспринимался как естественный процесс. Ситуация коренным образом изменилась с развитием науки, в том числе медицинской, и производства. Так, в России появляется понятие «фабричная медицина», призванная удовлетворить потребность в медицинских услугах именно работников раз-

Актуальные проблемы цивилистической науки личных производственных предприятий. Однако качество этих услуг оставляло желать лучшего, в том числе и в силу отсутствия надлежащего правового регулирования17.

Современные взгляды исследователей на социальное обеспечение в широком смысле очень близки концепции права на достойное существование. Значительный вклад в ее развитие внес выдающийся русский ученый П. И. Новгородцев, который, в частности, писал: «В каждом обществе, в каждом положении есть свой уровень жизни, который считается нормой, и есть свой предел, за которым начинается недопустимая крайность»18.

Жизнь современного человека практически немыслима без надлежащей медицинской помощи, что обусловлено ее важнейшим значением. Развитие науки и техники, влияние деятельности человека на окружающую среду, природные и техногенные катаклизмы, с одной стороны, и достижения современной медицины – с другой, делают медицинскую помощь неотъемлемым элементом достойного существования человека в XXI веке. П. И. Новгородцев также указывал, что «понятие о достойной человеческой жизни открывает простор для бесконечных требований и предположений во всю меру бесконечного человеческого идеала. Но когда говорят о праве на достойное человеческое существование, то под этим следует разуметь не положительное содержание человеческого идеала, а отрицание тех условий, которые совершенно исключают возможность достойной человеческой жизни… Речь идет в данном случае о том, чтобы обеспечить для каждого возможность человеческого существования и освободить от гнета таких условий жизни, которые убивают человека физически и нравственно». И сегодня здравоохранение как раз может добиваться нивелирования многих негативных аспектов, прежде всего заболеваний, влияющих на психическое и физическое здоровье граждан.

В целом же отношения по предоставлению медицинской помощи имеют под собой глубокие философские корни, которые требуют осмысления как в теоретическим, так и в практическом плане для дальнейшего совершенствования указанных отношений.

Список литературы Реализация прав граждан на медицинскую помощь: философско-правовые аспекты

  • Рос. газ. 1998. 10 дек.
  • По делу о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апр. 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20 апр.1996 г.: постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 16 дек. 1997 г. № 20-П//Собр. законодательства Рос. Федерации.1997. № 51, ст. 5878.
  • Матузов Н. И. Право на жизнь в свете российских и международных стандартов//Правоведение. 1998. № 1. С. 198.
  • Алексеев С. С. Право: азбука -теория -философия: опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. С. 439.
  • Резник Е. С. Право на жизнь: гражданско-правовые аспекты: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 4.
  • Головистикова А. Н. Философское содержание категории «жизнь» и ее реализация в праве//Государство и право. 2005. № 6. С. 12, 38.
  • Права человека/отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 2001. С. 143.
  • Золотых А. П. Конституционное право человека на жизнь и корреспондирующие ему обязанности государства: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2008. С. 6.
  • Капинус О. С. Эвтаназия как социально-правовое явление (уголовно-правовые проблемы): автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 25.
  • Рубанова Н. А. Право человека на жизнь в законодательстве Российской Федерации: понятие, содержание, правовое регулирование: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов на/Д, 2006. С. 8.
  • Романовский Г. Б. Теоретические проблемы права человека на жизнь: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 12.
  • Лушникова М. В., Лушников А. М. Курс права социального обеспечения. М.: Юстицинформ, 2008. С. 246.
  • Лушников А. М. Право на существование как социально-правовая категория//Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания права социального обеспечения: материалы всерос. научно-практ. конф./под ред. Э. Г. Тучковой. М.: ТК Велби, 2004.
  • Новгородцев П. И. Право на достойное человеческое существование/П. И. Новгородцев, И. А. Покровский. О праве на существование. СПб, М.: Изд-во тов-ва Вольфъ, 1911. С. 8.
Еще
Статья научная