Реальное и символическое пространство тунгусской культуры: движение и путь
Автор: Алексеева Евдокия Кимовна, Варавина Галина Николаевна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: История
Статья в выпуске: 6, 2017 года.
Бесплатный доступ
В любом традиционном обществе жизнь человека проходила на двух уровнях: повседневного бытия и символической реальности. Мифологическое мышление было главным способом осознания и поддержания гармоничного равновесия Природы и Человека. В статье рассмотрены такие категории этнической культуры эвенов и эвенков, как путь и движение, их роль в повседневной кочевой жизни тунгуса: на земле и в жизни после смерти. Реки и горы - это не только путь/дорога, ведущая от центра (истока) мира к периферии, но и всегда граница между мирами, пространство встречи и расхождения. В повседневной кочевой жизни тунгусов в освоении жизненных территорий и религиозно-мифологическом осмыслении пространства важную роль сыграла ландшафтная триада «тайга - реки - горы», на основе которой сформировались особые картина мира и ментальная культура кочевых тунгусских этносов.
Эвены, эвенки, геопространство, культурный ландшафт, сакральная география, тайга, реки, горы, граница, образ, символ, мировоззрение
Короткий адрес: https://sciup.org/14941300
IDR: 14941300 | DOI: 10.24158/fik.2017.6.13
Список литературы Реальное и символическое пространство тунгусской культуры: движение и путь
- Алексеева Е.К. Горно-таежный ландшафт как арена жизнедеятельности северных тунгусов//Успехи современной науки и образования: международный научно-исследовательский журнал. 2016. Т. 8, № 11. С. 54-55.
- Ермолова Н.В. Река в трех мирах эвенкийской Вселенной//Реки и народы Сибири: сборник научных статей/отв. ред. канд. ист. наук Л.Р. Павлинская. СПб., 2007. С. 87-127.
- Анисимов А.Ф. Космологические представления народов Севера. М.; Л., 1959. 107 с.
- Василевич Г.М. Дошаманские и шаманские верования эвенков//Советская этнография. 1975. № 5. C. 53-60.
- Сирина А.А. Эвенки и эвены в современном мире: самосознание, природопользование, мировоззрение. М., 2012. 604 с.