Рецепция античности в русской литературе первой трети XIX века (на материале альманаха «Северные цветы»)

Бесплатный доступ

В первой трети XIX века возросла роль периодической печати в развитии русской литературы. «Северные цветы» был одним из наиболее авторитетных и продолжительных альманахов, который издавался А. А. Дельвигом (1825-1831) и А. С. Пушкиным (1832). Авторов и издателей объединяли эстетические взгляды: интерес к гармонической античности, пластическим искусствам, категориям философии и культуры. Исследование рецепции античности на материале всех выпусков альманаха «Северные цветы» как единого комплекса текстов предпринимается впервые. Метод контент-анализа позволяет осветить конкретные случаи рецепции и рецензии античной традиции и на основе статистических данных выявить наиболее частотные реминисценции. В ходе исследования были рассмотрены следующие вопросы: рецепция античности в критической литературе; вопросы теории перевода; публикация переводов из античных авторов; отсылки к античным авторам и случаи прямого цитирования; рецепция античных жанров; образы пластического искусства и мифологии. Предпринятый анализ материала показал, что античная тема является не только средством стилизации и усиления эстетической ценности художественных текстов. Рецепция форм классического искусства служит основой для развития идей и духовной составляющей национальной литературы.

Еще

Античность, реминисценции, русская литература, альманах, северные цветы

Короткий адрес: https://sciup.org/147242932

IDR: 147242932   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2024.993

Список литературы Рецепция античности в русской литературе первой трети XIX века (на материале альманаха «Северные цветы»)

  • Вацуро В. Э. Дельвиг и искусство // Вацуро В. Э. Записки комментатора. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1994. С. 172-202.
  • Вацуро В. Э. «Северные цветы». История альманаха Дельвига - Пушкина // Вацуро В. Э. Избранные труды. М.: Языки славянской культуры, 2004. C. 3-222.
  • Егунов А. Н. Гомер в русских переводах XVIII-XIX веков. М.: Индрик, 2001. 397 с.
  • Кибальник С. А. Русская антологическая поэзия первой трети XIX в. Л.: Наука, 1990. 267 с.
  • Классицизм и неоклассицизм в русской литературе XVIII-XIX вв.: Сб. ст. Вып. 1, 2. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2011-2012.
  • Кнабе Г. С. Пушкин и античная литература // Пушкин. Исследования и материалы: Пушкин и мировая литература. Материалы к «Пушкинской энциклопедии». СПб.: Наука, 2004. Т. XVIII-XIX. С. 24-31.
  • Литинская Е. П. Рецензия и рецепция античной поэзии в творчестве В. А. Жуковского. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2011. 311 с.
  • Литинская Е. П. Греческая антология на страницах журнала «Современник» (1836-1866) // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2023. Т. 45, № 7. С. 71-79. DOI: 10.15393/uchz. art.2023.960
  • Мальчукова Т. Г. Античные традиции в русской поэзии: Учеб. пособие по спецкурсу. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1990. 103 с.
  • Мальчукова Т. Г. О жанровых традициях в «Анфологических эпиграммах» А. С. Пушкина // Жанр и композиция литературного произведения: Межвуз. сб. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1986. С. 64-82.
  • Манина И. О. Античная тема в журнале «Вестник Европы» (1802 г. № 1-12) // Перекрестки взаимодействий: диалог русской и зарубежной литературы во времени и пространстве: Материалы Восьмых Междунар. науч. чтений: В 2 ч. Ч. 2. Калуга: КгУ им. К. Э. Циолковского, 2022. С. 74-86.
  • Нилова А. Ю. Жанрово-стилистические традиции в лирике М. Ю. Лермонтова (послание, элегия). Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. 169 с.
  • Нилова А. Ю. Античные традиции в лирике М. Ю. Лермонтова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2016. Научное электронное издание. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  • Патроева Н. В. Античные образы в книге стихов Е. А. Баратынского «Сумерки» // Россия и Греция: диалоги культур: Материалы V Междунар. конф.: Сб. науч. статей. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2020. С. 127-135.
  • Рецепция античного наследия в русской литературе XVIII-XIX вв.: Сб. статей. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. 272 с.
  • Савельева Л. И. Античность в русской поэзии конца XVIII - начала XIX века. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1980. 120 с.
  • Савельева Л. И. Античность в русской романтической поэзии. (Поэты пушкинского круга). Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1986. 77 с.
  • Свиясов E. B. Сафо и русская любовная поэзия XVIII - начала XX веков. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 397 с.
  • Словарь античности / Редкол.: В. И. Кузищин (отв. ред.) и др. М.: Прогресс, 1989. 704 с.
  • Скоропадская А. А. Рецензия античности на страницах русских литературных журналов начала XIX в. // Национально-культурные коды мировой литературы в контексте аудиовизуальных практик искусства. Н. Новгород: Издатель А. В. Щепинский, 2022. С. 232-239.
  • Суворова И. М., Скоропадская А. А. Античные реминисценции в русской поэзии начала XIX в. (по материалам альманаха «Свиток муз») // Проблемы исторической поэтики. 2022. Т. 20, № 4. С. 112-128. DOI: 10.15393/j9.art.2022.11623
  • Тахо-Годи А. А. Эстетико-жизненный смысл античной символики Пушкина // Писатель и жизнь: Сб. историко-литературных, теоретических и критических статей. М.: Сов. писатель, 1986. Вып. 5. С. 102-120.
  • Фридлендер Г. М. Батюшков и античность // Русская литература. 1988. № 1. С. 44-49.
  • Фризман Л. Г. А. С. Пушкин и «Северные цветы» // Северные цветы на 1832 год. М.: Наука, 1980. С. 295-337.
Еще
Статья научная