Рецепция образа и творчества А.Е. Крученых в стихотворных посвящениях Т.В. Толстой (вечорки)
Автор: Катанаев Н.С.
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Русская литература
Статья в выпуске: 3 (66), 2023 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена рецепции образа и творчества А.Е. Крученых в посвящениях Т.В. Толстой (Вечорки) - стихотворениях «Эскиз», «Эклесиаст» и поэме «Нечаянно». В стихотворении «Эскиз» поэтесса осмысляет создание футуристом заумного языка, а также двойственность его характера. В «Эскизе» и «Эклесиасте» Вечорка использует христианские мотивы, указывающие на религиозный аспект ее художественной рецепции творчества Крученых. Во втором стихотворении будетлянин сравнивается с ветхозаветным пророком, под пророческим словом футуриста вновь понимается заумь. Наиболее детальный портрет Крученых создан поэтессой в поэме «Нечаянно». Текст поэмы насыщен отсылками к культурной жизни Тифлиса рубежа 1910-1920-х гг. и аллюзиями на стихотворения Крученых. В первой части произведения Вечорка описывает обретение Алексеем Крученых славы поэта-заумника в Тифлисе. Вступительная часть представляет собой описание одного из публичных выступлений Крученых в «Фантастическом кабачке». Здесь Вечорка обращается к часто используемому футуристом мотивы плевка и цитирует его стихотворения «Хо бо ро» и «Деймо». При помощи приема персонификации поэтесса создает образ славы Крученых, за которым скрывается муза поэта С.Г. Мельникова. Вечорка использует неологизмы Крученых (стихины, поюзги) и И. Терентьева (зиятельство). Финальная строфа поэмы имеет общие мотивы со стихотворением Крученых «Опять влюблен нечаянно некстати произнес он.». Все эти детали позволяют сделать вывод о творческом влиянии Крученых на Вечорку. Однако в поэме поэтесса дает и критическую оценку ограниченности поэтического метода футуриста.
Русский авангард, футуризм, тифлис, а.е. крученых, т.в. толстая, вечорка, посвящение, рецепция, авторская маска, заумный язык, литературный портрет
Короткий адрес: https://sciup.org/149143528
IDR: 149143528 | DOI: 10.54770/20729316-2023-3-108
Список литературы Рецепция образа и творчества А.Е. Крученых в стихотворных посвящениях Т.В. Толстой (вечорки)
- Вечорка Т. Воспоминания о Хлебникове // Записная книжка Велимира Хлебникова / сост., примеч. А. Крученых; обл. В. Кулагиной-Клуцис. М.: Всероссийский союз поэтов, 1923. С. 21–30.
- Жив Крученых!: сб. ст. / обл. Г. Клуциса. М.: Изд-е Всероссийского союза поэтов, 1925. 44 с.
- Крученых А.Е. 15 лет русского футуризма 1912–1927 гг. М.: Изд-е Всероссийского союза поэтов, 1928. 67 с.
- Крученых А.Е. Возропщем / рис. Розановой и Малевича. СПб.: Тип. т-ва «Свет», 1913. 12 с.
- Крученых А.Е. К истории русского футуризма. Воспоминания и документы. М.: Гилея, 2006. 496 с.
- Никольская Т.Л. Муза футуристов // Ново-Басманная, 19. М.: Худож. лит., 1990. С. 590–598.
- Никольская Т.Л. Творческий путь Татьяны Вечорки // Авангард и окрестности. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2002. С. 89–97.
- Никольская Т.Л. «Фантастический город». Русская культурная жизнь в Тбилиси (1917–1921). М.: Пятая страна, 2000. 192 с.
- Софии Георгиевне Мельниковой. Фантастический кабачек: сб. Тифлис: 41°, 1919. 192 с.
- Тименчик Р.Д. Последний поэт. Анна Ахматова в 1960-е годы. Т. 2: Сноски и выноски. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2014. 632 с.
- Толстая Т.В. Магнолии: Стихи. Тифлис: Кольчуга, 1918. 27 с.
- Толстая Т.В. Портреты без ретуши: стихотворения, статьи, дневниковые записи, воспоминания / вступ. ст., публ., подгот. текста к воспоминаниям и автобиографии, коммент. и примеч. А.Е. Парниса; сост. и подгот. текста Н.А. Громовой, Т.А. Тепляковой. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2007. 318 с.
- Толстая Т.В. Соблазн афиш: Третья книга стихов. Баку: [Б. и.], 1920. 16 с.
- Циглер Р. Поэтика А.Е. Крученых поры «41°». Уровень звука // L’avanguardia a Tiflis. Venezia: Venezia: Università degli Studi di Venezia, 1982. С. 231–258. (Quaderni del Seminario di Iranistica, Uralo-Altaistica e Caucasologia dell’Università degli Studi di Venezia, 13).