Рецепция притчи о блудном сыне в "Слове о полку Игореве"

Автор: Ужанков Александр Николаевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 4 (51), 2019 года.

Бесплатный доступ

Уже в самом начале произведения автор «Слова о полку Игореве» заявляет о своем нежелании говорить о походе Игоря Святославича на половцев в 1185 г. «старыми словами». В сознании древнерусских книжников XI-XII вв. понятие «старый» отождествлялось с язычеством, «новый» - с христианством. В качестве нравственной оценки поступка древнерусского князя выступает евангельская притча о блудном сыне. В статье рассматриваются толкования исследователей ее отражения в «Слове о полку Игореве». В мифопоэтической концепции Б.М. Гаспарова замкнутое циклическое время мифа отразилось в «Слове» в смысловой антитезе гибель/воскресение, а действие героев происходит в художественном пространстве двух миров - живых и мертвых. По сути, Б.М. Гаспаров приписал образной системе христианского литературного произведения свойства дохристианского языческого мифа. Такому взгляду противопоставляется религиозно-символический подход А. Александрова. В «Слове» отражаются линейное христианское время и конкретные географические реалии. Настоящее складывается из отрезков времени, образуя единый временной поток из прошлого в настоящее, при этом художественное пространство произведения разделяется на символическое и географическое, что не наблюдается в чисто мифопоэтических текстах. Автор «Слова» использует закольцованную композицию, со смысловыми параллелями: было/стало, начало/конец. Отражение в «Слове» евангельской притчи о блудном сыне свидетельствует, что это творение христианское, и не выделяется из религиозного контекста произведений Древней Руси XII в.

Еще

Время, пространство, свет, тьма, притча о блудном сыне, историческое событие, мифопоэтика, символизм, образ, "слово о полку игореве"

Короткий адрес: https://sciup.org/149127239

IDR: 149127239   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00093

Список литературы Рецепция притчи о блудном сыне в "Слове о полку Игореве"

  • Александров О. Лiтература Киïвськоï Русi: Мiж мiфопоетикою i християнським символiзмом. Статтi. Монографiя. Одеса, 2010.
  • Гаспаров Б.М. Поэтика "Слова о полку Игореве". М., 2000.
  • Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.
  • Полное собрание русских летописей. Т. 2. Ипатьевская летопись / отв. ред. В.И. Буганов. М., 1998.
  • Клейн Й. "Слово о полку Игореве" и апокалиптическая литература (К постановке вопроса о топике древнерусской литературы) // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) АН СССР. Л., 1976. Т. 34. С. 104-115.
  • Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы // Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т. Т. 1. Л., 1987. С. 260-654.
  • Притча в русской словесности: от Средневековья к современности / отв. ред. Е.Н. Проскурина, И.В. Силантьев. Новосибирск, 2014.
  • Тюпа В.И. Притча о блудном сыне в контексте "Повестей Белкина" как художественного целого // Болдинские чтения. Горький, 1983. С. 67-81.
  • Тюпа В.И. Аналитика художественного. М., 2001.
  • Ужанков А.Н. Будущее в представлении писателей Древней Руси XIXIII вв. // Русская речь. 1988. № 6. С. 78-84.
  • Ужанков А.Н. "Слово о полку Игореве" и его эпоха. М., 2015.
  • Jakobson R. L'authenticité du Slovo // La Geste du Prince Igore'. Epopee russe du douzième siècle. New York, 1948. P. 297-306.
Еще
Статья научная