Reflexivity as a subject resource of overcoming complex situations in sports activity

Бесплатный доступ

The article is devoted to a problem that is insufficiently studied in sports psychology, namely reflexivity. The objective of the research is to analyze approaches to the study of the integral phenomenon of reflexivity and to justify its importance as a subject resource of the athlete’s personality. The article presents the results of the analysis of the main psychological and pedagogical approaches and concepts to the understanding of the multidimensional and heterogeneous phenomenon of reflection and its mechanisms. It is noted that reflection determines the variability and qualitative heterogeneity of the forms of self-regulation, self-organization in the process of interaction of an athlete with problem situations in sports activity, sets the structural integrity of a person’s subject activity. At the same time, there are conflicting data in the scientific literature on what type of reflection is optimal for achieving goals, forecasting activities and overcoming problems and contradictions...

Еще

Reflexivity, efficiency of sports activity, problem situations in sports, athlete's subject resource

Короткий адрес: https://sciup.org/142219816

IDR: 142219816

Текст научной статьи Reflexivity as a subject resource of overcoming complex situations in sports activity

Неготовность личности к самодистанцированию отрицательно влияет на различные аспекты саморегуляции, результирует в беспомощность и выбор механистических, по сути, эскапистских способов разрешения проблемной ситуации – разрыв с тренером, уход из команды, вплоть до переезда в другую страну. Причем даже лица с развитой рефлексией и способностью к самодистанцированию не всегда предпринимают усилия к многомерной рефлексии в сложных ситуациях, предпочитая действовать автоматически, что говорит о флуктуациях субъектности [20]. Р.М. Загайнов отмечает, что многократно был свидетелем конфликтов, инициируемых спортсменом, которые затрудняли тренировочный процесс, «распыляли» энергию спортсмена и тренера, вплоть до конфликтного расставания с последним, что нередко осложняло в дальнейшем спортивный путь спортсмена [6]. Типичным случаем является преждевременное виденье и мысленное проигрывание спортсменом своей победы на этапе, когда соревнование заканчивается, но его окончательный исход еще не ясен, поскольку соперник все еще сохраняет шансы на победу. Предвкушение «сладости»

победы и недооценка соперника на финальном этапе создают рефлексивные «ловушки», становятся непреодолимым препятствием для мобилизации и инициативы в финальном поединке, приводят к поражению. Повышенная сложность профессионального становления личности в спорте делает закономерным интерес к проблеме управления спортсменом своими внутренними состояниями – рефлексивности, которая имманентно свойственна психике и предстает как ведущий атрибут человеческого бытия.

Современные научные подходы к пониманию феномена рефлексии .

Теоретические построения, касающиеся рефлексивности, или способности смотреть на себя со стороны и анализировать свои возможности, способности и действия, с давних пор находятся в фокусе внимания философских и психологических направлений. В научной литературе понятие «рефлексия» (от лат. reflexio – обращение назад) употребляется в следующих значениях:

– метаспособность, входящая в когнитивную подструктуру психики, выполняющая регулятивную функцию для всей системы (А.В. Карпов) [8];

– преобразовательный процесс, структура и принцип развертывания схем деятельности, предполагающий рефлексивный выход из прежней позиции деятеля и переход во внешнюю по отношению к выполненным и будущим проектируемым деятельностям независимую позицию (Г.П. Щедровицкий) [10];

– фундаментальный механизм самопознания, значимый компонент самопонимания и понимания мира, с помощью которого человек объясняет смысл своих чувств, поступков, а также отношение к себе и другим людям (В.В. Знаков) [7];

– забота о себе – созидательная практика, включающая управление собой, изменение направления взгляда и его перенесение с внешнего мира на внутренний, позволяющая индивидуализировать разные уровни безличного бытия и концептуализировать собственное Я (М. Фуко) [18];

– характеристика способа существования, выходящего за пределы непосредственных связей, реализующегося в метапозиции (С.Л. Рубинштейн) [14].

Очевидно, что одним понятием исследователи описывают разновидности рефлексии, которая является многоаспектным и неоднородным конструктом, основным механизмом которого является внутренний диалог [13].

Общесистемное представление о рефлексии было сформулировано В.А. Лефевром, который выявил различия между знанием о себе и осознанием себя как носителя такого знания, проанализировал процессы выбора в сложных ситуациях, когда альтернативы представляют для субъекта не только разную выгодность, но и моральный смысл [10, 11]. Теория рефлексивных процессов открыла возможности для предсказаний стратегических решений, поскольку позволяет анализировать усложненные ситуации, в которых вы- бор субъекта оказывает потенциальное воздействие на будущие события [11].

Определяя сущность и специфику данного понятия, А.В. Карпов считает, что рефлексия предстает как синтетическая психическая реальность, проявляющаяся в разных модусах, одновременно выступающая как уникальное свойство человека, состояние осознания чего-либо и как процесс репрезентации психике своего собственного содержания. В рамках метакогнитивного подхода именно синтез указанных модусов составляет качественную определенность интегрального феномена рефлексивности [8].

Рефлексия как базовый механизм самоорганизации субъектной активности и ресурс преодоления проблемных ситуаций в спортивной деятельности.

Развитие и становление рефлексивных механизмов оформляется в поведении человека от отдельного психомоторного действия и привычек вплоть до организации поведения в целом [1]. В последнее время наблюдается сдвиг в содержательном анализе механизмов рефлексии, исследователи все чаще обращаются к изучению ее онтологических аспектов. Например, С.Ю. Степанов и И.Н. Семенов трактуют механизм рефлексии как процесс активного личностного переосмысления субъектом содержаний своего сознания. Осуществление конструктивной рефлексии предполагает вычленение в качестве базового представления, которое задает не только целостность понимания содержания проблемной ситуации, но и конкретную схему действий [15, 17]. Не менее интересен взгляд А.С. Шарова на механизмы рефлексии. Он полагает, что «рефлексия является базовым механизмом самоорганизации психической активности, которая осуществляется на различных уровнях психики (сознания, бессознательного) для достижения в процессе взаимодействия человека с миром синергизма и проявляется в простраивании и связывании границ, их организации в ходе движения к основаниям собственной деятельности» [19, с. 88]. Организующим началом этих механизмов ограничения, оформляющих интенциональную психическую активность и психику в целом, выступает эффективность регуляции взаимодействия человека в мире [там же, с. 77].

Рефлексивным по своей природе является контроль поведения, который является основой самоконтроля. В рамках системно-субъектного подхода этот конструкт рассматривается как психологический уровень регуляции поведения, который реализует индивидуальные ресурсы психической организации человека, обеспечивает соотношение внутренних возможностей и внешних целей [16, с. 191]. Ресурсную основу контроля поведения составляют индивидуальные когнитивные, эмоциональные и волевые способности и их соотношение у каждого субъекта представлено в разных пропорциях. Эффективность контроля поведения определяет выраженность и согласованность его параметров. Е.А. Сергиенко подчеркивает, что именно кризисы и трудные ситуации проявляют специфику контроля по- ведения, поскольку предъявляют высокие требования к индивидуальным ресурсам регуляции [16, с. 195].

Зарубежные авторы в качестве разновидности рефлексии рассматривают некоторые из аспектов самомо-ниторинга, сущностью которого является отслеживание, корректирование своих экспрессивных действий и управление впечатлением, оказываемым на других в различном ситуационном контексте. Обнаружено, что для лиц с высоким уровнем самомониторинга характерны высокая вариативность поведения, декодирование и понимание эмоциональных проявлений и невербального поведения, чувствительность к социальной информации [22, 23].

Д.А. Леонтьев и Е.Н. Осин обращают внимание на амбивалентность рефлексии, ее способность приводить не только к позитивным, но и негативным последствиям [9]. В частности, получены эмпирические подтверждения связи рефлексии с патологическими состояниями – депрессией, беспомощностью, пессимизмом, а также неконструктивными стратегиями преодоления сложной ситуации [9, 16, 20]. Признаками негативной рефлексии является чрезмерное «застревание» на пессимистических размышлениях, неспособность перейти от навязчивых мыслей к взгляду на себя со стороны и активным действиям [12]. Позитивные последствия рефлексии проявляются в самоэффективности – выборе наиболее привлекательных альтернатив, усилении мотивации и включенности в деятельность, ожидании успеха, контролируемости ситуаций и меньшей подверженности их негативному влиянию [4, 6, 9].

В разработанной нами концепции протестной активности личности подробно описаны разновидности рефлексии – поверхностная и углубленная. Доказано, что низкий уровень рефлексивности, препятствующий достижению высокого результата в спорте, характерен для лиц, реализующих деструктивные формы протестной активности. В частности, при негативизме спортсмен, не способный к проблематизации сложных ситуаций спортивной деятельности, упрощенно понимает свободу как вседозволенность. В связи с желанием обесценить авторитет тренера, он протестует против его требований, саботирует тренировки и соревнования ради того, чтобы удовлетворить свою потребность в преодолении установленных правил и ограничений и уйти от ответственности за результат [4, 5]. В конструктивных формах протеста отмечена связь объемной рефлексии с нравственными ценностями, гармонично выстроенной иерархией жизненных целей [там же]. Объемная рефлексия связана с конструктивно-преобразовательным вариантом самоопределения, позволяющим занять метапозицию по отношению к проблемным ситуациям и, что важно, противостоять идеологии жестокости и насилия, иногда встречающейся в спорте.

Таким образом, развитие многомерной рефлексии у спортсмена становится одновременно задачей и способом конструктивного преодоления проблем и противоречий, позволяющим достичь эффективности спортивной деятельности.

Выводы.

Осуществление спортсменом определенного варианта рефлексии (объемной/одномерной) не только проявляет, но и формирует способ организации субъектной активности личности. Рефлексия задает структурную целостность субъектной активности, определяет вариативность и качественную неоднородность форм саморегуляции, самоорганизации и взаимодействий личности с миром.

Рефлексивность как индивидуальная характеристика личности, формирование и актуализация которой происходят в соприкосновении со сложными ситуациями спортивной деятельности, сопряжена с потенциалом субъектности. Сформировавшаяся форма рефлексии, позволяющая отслеживать противоречия, наблюдаемые в спортивной деятельности, предопределена сложившимися и взаимообусловленными компонентами личностного психологического опыта спортсмена и играет ключевую роль в его спортивных достижениях.

Варианты рефлексии проявляют индивидуальность и субъектный потенциал спортсмена. Способность к объемной и многомерной рефлексии является ценным субъектным ресурсом спортсмена, позволяющим вырабатывать и реализовывать оптимальную для конкретной ситуации субъектную активность, в том числе давать продуктивный ответ на неопределенность соревновательных ситуаций.

Конкретизация и спецификация содержания разновидностей рефлексии в структуре спортивной деятельности открывает широкие возможности для содержательного наполнения и развития этого конструкта. Перспективным направлением дальнейших исследований представляется психологический анализ флуктуаций типов рефлексии у спортсменов различной квалификации на разных этапах спортивной деятельности.

Статья научная