Рефлексивность как субъектный ресурс преодоления сложных ситуаций в спортивной деятельности
Автор: Гусейнов А.Ш., Шиповская В.В.
Журнал: Физическая культура, спорт - наука и практика @fizicheskaya-kultura-sport
Рубрика: Физическая культура и массовый спорт
Статья в выпуске: 2, 2019 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена недостаточно изученной в спортивной психологии проблеме рефлексивности. Цель работы: проанализировать подходы к изучению интегрального феномена рефлексивности и обосновать ее значение в качестве субъектного ресурса личности спортсмена. В статье представлены результаты анализа основных психолого-педагогических подходов и концепций к пониманию многоаспектного и неоднородного феномена рефлексии и ее механизмов. Отмечается, что рефлексия определяет вариативность и качественную неоднородность форм саморегуляции, самоорганизации в процессе взаимодействий спортсмена с проблемными ситуациями спортивной деятельности, задает структурную целостность субъектной активности личности. Вместе с тем в научной литературе приводятся противоречивые данные о том, какой тип рефлексии оптимален для достижения целей, прогнозирования деятельности и преодоления проблем и противоречий. На уровне теоретического анализа и проведенных ранее эмпирических исследований проанализированы психологические механизмы поверхностной и углубленной рефлексии, рассмотрен вклад этих разновидностей в содержание субъектной активности спортсмена...
Рефлексивность, эффективность спортивной деятельности, проблемные ситуации в спорте, субъектный ресурс спортсмена
Короткий адрес: https://sciup.org/142219816
IDR: 142219816
Текст научной статьи Рефлексивность как субъектный ресурс преодоления сложных ситуаций в спортивной деятельности
Неготовность личности к самодистанцированию отрицательно влияет на различные аспекты саморегуляции, результирует в беспомощность и выбор механистических, по сути, эскапистских способов разрешения проблемной ситуации – разрыв с тренером, уход из команды, вплоть до переезда в другую страну. Причем даже лица с развитой рефлексией и способностью к самодистанцированию не всегда предпринимают усилия к многомерной рефлексии в сложных ситуациях, предпочитая действовать автоматически, что говорит о флуктуациях субъектности [20]. Р.М. Загайнов отмечает, что многократно был свидетелем конфликтов, инициируемых спортсменом, которые затрудняли тренировочный процесс, «распыляли» энергию спортсмена и тренера, вплоть до конфликтного расставания с последним, что нередко осложняло в дальнейшем спортивный путь спортсмена [6]. Типичным случаем является преждевременное виденье и мысленное проигрывание спортсменом своей победы на этапе, когда соревнование заканчивается, но его окончательный исход еще не ясен, поскольку соперник все еще сохраняет шансы на победу. Предвкушение «сладости»
победы и недооценка соперника на финальном этапе создают рефлексивные «ловушки», становятся непреодолимым препятствием для мобилизации и инициативы в финальном поединке, приводят к поражению. Повышенная сложность профессионального становления личности в спорте делает закономерным интерес к проблеме управления спортсменом своими внутренними состояниями – рефлексивности, которая имманентно свойственна психике и предстает как ведущий атрибут человеческого бытия.
Современные научные подходы к пониманию феномена рефлексии .
Теоретические построения, касающиеся рефлексивности, или способности смотреть на себя со стороны и анализировать свои возможности, способности и действия, с давних пор находятся в фокусе внимания философских и психологических направлений. В научной литературе понятие «рефлексия» (от лат. reflexio – обращение назад) употребляется в следующих значениях:
– метаспособность, входящая в когнитивную подструктуру психики, выполняющая регулятивную функцию для всей системы (А.В. Карпов) [8];
– преобразовательный процесс, структура и принцип развертывания схем деятельности, предполагающий рефлексивный выход из прежней позиции деятеля и переход во внешнюю по отношению к выполненным и будущим проектируемым деятельностям независимую позицию (Г.П. Щедровицкий) [10];
– фундаментальный механизм самопознания, значимый компонент самопонимания и понимания мира, с помощью которого человек объясняет смысл своих чувств, поступков, а также отношение к себе и другим людям (В.В. Знаков) [7];
– забота о себе – созидательная практика, включающая управление собой, изменение направления взгляда и его перенесение с внешнего мира на внутренний, позволяющая индивидуализировать разные уровни безличного бытия и концептуализировать собственное Я (М. Фуко) [18];
– характеристика способа существования, выходящего за пределы непосредственных связей, реализующегося в метапозиции (С.Л. Рубинштейн) [14].
Очевидно, что одним понятием исследователи описывают разновидности рефлексии, которая является многоаспектным и неоднородным конструктом, основным механизмом которого является внутренний диалог [13].
Общесистемное представление о рефлексии было сформулировано В.А. Лефевром, который выявил различия между знанием о себе и осознанием себя как носителя такого знания, проанализировал процессы выбора в сложных ситуациях, когда альтернативы представляют для субъекта не только разную выгодность, но и моральный смысл [10, 11]. Теория рефлексивных процессов открыла возможности для предсказаний стратегических решений, поскольку позволяет анализировать усложненные ситуации, в которых вы- бор субъекта оказывает потенциальное воздействие на будущие события [11].
Определяя сущность и специфику данного понятия, А.В. Карпов считает, что рефлексия предстает как синтетическая психическая реальность, проявляющаяся в разных модусах, одновременно выступающая как уникальное свойство человека, состояние осознания чего-либо и как процесс репрезентации психике своего собственного содержания. В рамках метакогнитивного подхода именно синтез указанных модусов составляет качественную определенность интегрального феномена рефлексивности [8].
Рефлексия как базовый механизм самоорганизации субъектной активности и ресурс преодоления проблемных ситуаций в спортивной деятельности.
Развитие и становление рефлексивных механизмов оформляется в поведении человека от отдельного психомоторного действия и привычек вплоть до организации поведения в целом [1]. В последнее время наблюдается сдвиг в содержательном анализе механизмов рефлексии, исследователи все чаще обращаются к изучению ее онтологических аспектов. Например, С.Ю. Степанов и И.Н. Семенов трактуют механизм рефлексии как процесс активного личностного переосмысления субъектом содержаний своего сознания. Осуществление конструктивной рефлексии предполагает вычленение в качестве базового представления, которое задает не только целостность понимания содержания проблемной ситуации, но и конкретную схему действий [15, 17]. Не менее интересен взгляд А.С. Шарова на механизмы рефлексии. Он полагает, что «рефлексия является базовым механизмом самоорганизации психической активности, которая осуществляется на различных уровнях психики (сознания, бессознательного) для достижения в процессе взаимодействия человека с миром синергизма и проявляется в простраивании и связывании границ, их организации в ходе движения к основаниям собственной деятельности» [19, с. 88]. Организующим началом этих механизмов ограничения, оформляющих интенциональную психическую активность и психику в целом, выступает эффективность регуляции взаимодействия человека в мире [там же, с. 77].
Рефлексивным по своей природе является контроль поведения, который является основой самоконтроля. В рамках системно-субъектного подхода этот конструкт рассматривается как психологический уровень регуляции поведения, который реализует индивидуальные ресурсы психической организации человека, обеспечивает соотношение внутренних возможностей и внешних целей [16, с. 191]. Ресурсную основу контроля поведения составляют индивидуальные когнитивные, эмоциональные и волевые способности и их соотношение у каждого субъекта представлено в разных пропорциях. Эффективность контроля поведения определяет выраженность и согласованность его параметров. Е.А. Сергиенко подчеркивает, что именно кризисы и трудные ситуации проявляют специфику контроля по- ведения, поскольку предъявляют высокие требования к индивидуальным ресурсам регуляции [16, с. 195].
Зарубежные авторы в качестве разновидности рефлексии рассматривают некоторые из аспектов самомо-ниторинга, сущностью которого является отслеживание, корректирование своих экспрессивных действий и управление впечатлением, оказываемым на других в различном ситуационном контексте. Обнаружено, что для лиц с высоким уровнем самомониторинга характерны высокая вариативность поведения, декодирование и понимание эмоциональных проявлений и невербального поведения, чувствительность к социальной информации [22, 23].
Д.А. Леонтьев и Е.Н. Осин обращают внимание на амбивалентность рефлексии, ее способность приводить не только к позитивным, но и негативным последствиям [9]. В частности, получены эмпирические подтверждения связи рефлексии с патологическими состояниями – депрессией, беспомощностью, пессимизмом, а также неконструктивными стратегиями преодоления сложной ситуации [9, 16, 20]. Признаками негативной рефлексии является чрезмерное «застревание» на пессимистических размышлениях, неспособность перейти от навязчивых мыслей к взгляду на себя со стороны и активным действиям [12]. Позитивные последствия рефлексии проявляются в самоэффективности – выборе наиболее привлекательных альтернатив, усилении мотивации и включенности в деятельность, ожидании успеха, контролируемости ситуаций и меньшей подверженности их негативному влиянию [4, 6, 9].
В разработанной нами концепции протестной активности личности подробно описаны разновидности рефлексии – поверхностная и углубленная. Доказано, что низкий уровень рефлексивности, препятствующий достижению высокого результата в спорте, характерен для лиц, реализующих деструктивные формы протестной активности. В частности, при негативизме спортсмен, не способный к проблематизации сложных ситуаций спортивной деятельности, упрощенно понимает свободу как вседозволенность. В связи с желанием обесценить авторитет тренера, он протестует против его требований, саботирует тренировки и соревнования ради того, чтобы удовлетворить свою потребность в преодолении установленных правил и ограничений и уйти от ответственности за результат [4, 5]. В конструктивных формах протеста отмечена связь объемной рефлексии с нравственными ценностями, гармонично выстроенной иерархией жизненных целей [там же]. Объемная рефлексия связана с конструктивно-преобразовательным вариантом самоопределения, позволяющим занять метапозицию по отношению к проблемным ситуациям и, что важно, противостоять идеологии жестокости и насилия, иногда встречающейся в спорте.
Таким образом, развитие многомерной рефлексии у спортсмена становится одновременно задачей и способом конструктивного преодоления проблем и противоречий, позволяющим достичь эффективности спортивной деятельности.
Выводы.
Осуществление спортсменом определенного варианта рефлексии (объемной/одномерной) не только проявляет, но и формирует способ организации субъектной активности личности. Рефлексия задает структурную целостность субъектной активности, определяет вариативность и качественную неоднородность форм саморегуляции, самоорганизации и взаимодействий личности с миром.
Рефлексивность как индивидуальная характеристика личности, формирование и актуализация которой происходят в соприкосновении со сложными ситуациями спортивной деятельности, сопряжена с потенциалом субъектности. Сформировавшаяся форма рефлексии, позволяющая отслеживать противоречия, наблюдаемые в спортивной деятельности, предопределена сложившимися и взаимообусловленными компонентами личностного психологического опыта спортсмена и играет ключевую роль в его спортивных достижениях.
Варианты рефлексии проявляют индивидуальность и субъектный потенциал спортсмена. Способность к объемной и многомерной рефлексии является ценным субъектным ресурсом спортсмена, позволяющим вырабатывать и реализовывать оптимальную для конкретной ситуации субъектную активность, в том числе давать продуктивный ответ на неопределенность соревновательных ситуаций.
Конкретизация и спецификация содержания разновидностей рефлексии в структуре спортивной деятельности открывает широкие возможности для содержательного наполнения и развития этого конструкта. Перспективным направлением дальнейших исследований представляется психологический анализ флуктуаций типов рефлексии у спортсменов различной квалификации на разных этапах спортивной деятельности.
Список литературы Рефлексивность как субъектный ресурс преодоления сложных ситуаций в спортивной деятельности
- Гордеева Н.Д. Рефлексивное управление как условие осуществления движений и построения целесообразного действия/Н.Д. Гордеева, В.П. Зинченко//Рефлексивное управление. Сб. ст. Международный симпозиум. 17-19 октября 2000 г. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000. -С. 31-38.
- Горская Г.Б. Психологические эффекты ранней профессионализации личности//Человек. Сообщество. Управление. -2008. -№ 3. -С. 105-113.
- Горская Г.Б. Развитие субъектных свойств личности в условиях спортивной деятельности//Теория и практика физической культуры: научно-методический журнал. -2004. -№ 8. -С. 72-76.
- Гусейнов А.Ш. Психологический анализ систем противоречий, характерных для субъекта, включенного в спортивную деятельность//Физическая культура, спорт -наука и практика. -2015. -№1. -С. 43-51.
- Гусейнов А.Ш. Личностные детерминанты саморегуляции спортсменов, склонных к протестной активности//Физическая культура, спорт -наука и практика. -2013. -№ 4. -С. 74-78.
- Загайнов Р.М. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления. -М.: Советский спорт, 2010.
- Знаков В.В. Теоретические основания психологии человеческого бытия//Психологический журнал. -2013. -Т. 34. -№ 2. -С. 29-38.
- Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методы ее диагностики//Психологический журнал. -2003. -Т. 24. -№5. -С. 45-57.
- Леонтьев Д.А. Рефлексия «хорошая и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике/Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин//Психология. Журнал Высшей школы экономики. -2014. -Т.11. -№4. -С. 110-135.
- Лепский В.Е. Рефлексия в группах Г.П. Щедровицкого и В.А. Лефевра//Рефлексивный подход: от методологии к практике/Под ред. В.Е. Лепского. -М.: Когито-центр, 2009. -С. 27-38.
- Лепский В.Е. Лефевр и «Алгебра совести»/Рефлексивные процессы и управление. -2006. -№ 1. -Том 6. -С. 66-70.
- Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. -М.: Генезис, 2008.
- Россохин А.В. Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания. Интерсознание в психоанализе. -М.: Когито-Центр, 2010.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. -М.: Питер, 2003.
- Семенов И.Н. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии/И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов//Исследование проблем психологии творчества/ред. Я.А. Пономарев. -М.: Наука, 1983. -С. 154-182.
- Сергиенко Е.А. Контроль поведения с позиций системно-субъектного подхода/Психология саморегуляции в XXI веке. -СПб.; М.: Нестор-История, 2011. -С. 188-203.
- Степанов С.Ю. Рефлексивно-гуманистическая психология сотворчества. -М.; Петрозаводск: Ин-т рефлексивной психологии сотворчества, 1996.
- Фуко М. Герменевтика субъекта. -СПб.: Наука, 2007.
- Шаров А.С. Онтология рефлексии: природа, функции, механизмы//Рефлексивные процессы и управление. -2005. -№ 1. -Том 5. -С. 71-92.
- Шиповская В.В. Флуктуации субъектности в контексте преодолевающей активности личности/В.В. Шиповская, Г.Ю. Фоменко//Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности/Отв. ред. В.В. Знаков, А.Л. Журавлёв. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. -С. 1764-1771.
- Heyman S.R. Counselling and psychotherapy with athletes: special consideration//Sport psychology (Eds. J.R. May, M.J. Asken). N. Y.: PMA Publishing Corp, 1987.
- Rose P., Kim, J. Self-Monitoring, Opinion Leadership and Opinion Seeking: a Sociomotivational Approach//Current Psychology, 2011. 30 (3). Р. 203-214.
- Wilmot M. P., DeYoung C. G., Stillwell D., Kosinski M. Selfmonitoring and the metatraits//Journal of personality, 2016. 84(3), Р. 335-347.
- Gordeeva N.D., Zinchenko V.P. Reflexive control as a condition for the implementation of movements and construction of appropriate action. Refleksivnoe upravlenie. Sb. st. Mezhdunarodnyj simpozium. 17-19 oktyabrya 2000 , Moscow: publishing House "Institute of psychology RAS", 2000, pp. 31-38..
- Gorskaya G.B. Psychological Effects of Early Professionalization of Personality. CHelovek. Soobshchestvo. Upravlenie , 2008, no 3, pp. 105-113..
- Gorskaya G.B. Development of Subjective Properties of The Person in The Conditions of Sports Activity. Teoriya i praktika fizicheskoj kul’tury: nauchno-metodicheskij zhurnal , 2004, no 8, pp. 72-76..
- Huseynov A.Sh. Psychological Analysis of The Systems of Contradictions Characteristic of The Subject Included in Sports Activities. Fizicheskaya kul’tura, sport -nauka i praktika , 2015, no 1, pp. 43-51..
- Huseynov A.Sh. Personal determinants of self-regulation of athletes prone to protest activity. Fizicheskaia kulturA, sport -nauka i praktika , vol. 14, no 4, 2017, pp. 78-96..
- Zagainov R.M. Krizisnye situacii v sporte i psihologiya ih preodoleniya . Moscow: Soviet sport, 2010..
- Znakov V.V. Theoretical foundations of the psychology of human existence. Psihologicheskij zhurnal , 2013, vol. 34, no 2, pp. 29-38..
- Karpov A.V. Reflexivity as a mental property and methods of its diagnostics. Psihologicheskij zhurnal , 2003, vol. 24, no 5, pp. 45-57..
- Leontiev D.A., Osin E.N. Reflection "good and "bad": from explanatory model to differential diagnosis. Psihologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ehkonomiki , 2014, vol. 11, no 4, pp. 110-135..
- Lepsky V.E. Reflection in groups G.A. Schedrovitsky and V.A. lefevra Refleksivnyj podhod: ot metodologii k praktike. . Moscow: Kogito-Tsentr, 2009, pp. 27-38..
- Lepsky V.E. Lefevr and "Algebra of conscience". Refleksivnye processy i upravlenie , 2006, no 1, vol. 6, pp. 66-70..
- Langle A. Person. EHkzistencial’no-analiticheskaya teoriya lichnosti . Moscow Genesis, 2008..
- Rossokhin A.V. Refleksiya i vnutrennij dialog v izmenennyh sostoyaniyah soznaniya. Intersoznanie v psihoanalize . Moscow: Kogito-Tsentr, 2010..
- Rubinstein S.L. Bytie i soznanie. CHelovek i mir . Moscow: Peter, 2003..
- Semenov I.N., Stepanov S.Yu. The Problem of the subject and method of psychological study of reflection. Issledovanie problem psihologii tvorchestva . Moscow: Science, 1983, pp. 154-182..
- Sergienko E.A. behavior Control from the position of system-subjective approach. Psihologiya samoregulyacii v XXI veke . Saint-Petersburg; Moscow: Nestor-History, 2011, pp. 188-203..
- Stepanov S.Yu. Refleksivno-gumanisticheskaya psihologiya sotvorchestva . Moscow; Petrozavodsk: Institute of reflexive psychology of co-creation, 1996..
- Fuko M. Germenevtika sub"ekta . Saint-Petersburg: Science, 2007..
- SHarov A.S. Ontology of reflection: nature, functions, mechanisms. Refleksivnye processy i upravlenie , 2005, no 1, vol. 5, pp. 71-92..
- Shipovskaya V.V., Fomenko G.Yu. Fluctuations of subjectivity in the context of overcoming the activity of personality. Psihologiya cheloveka kak sub"ekta poznaniya, obshcheniya i deyatel’nosti . Moscow: Publishing house "Institute of psychology RAS", 2018, pp. 1764-1771..
- Heyman S.R. Counselling and psychotherapy with athletes: special consideration. Sport psychology (Eds. J.R. May, M.J. Asken). N.Y.: PMA Publishing Corp, 1987.
- Rose P., Kim, J. Self-Monitoring, Opinion Leadership and Opinion Seeking: a Sociomotivational Approach. Current Psychology, 2011, no 30 (3), pp. 203-214.
- Wilmot M.P., DeYoung C.G., Stillwell D., Kosinski M. Selfmonitoring and the metatraits. Journal of personality, 2016, no 84(3), pp. 335-347.