Реформа сферы обращения с отходами: общественная реакция в сети Интернет (часть 1)
Автор: Пупкова Юлия Валентиновна, Шевцов Юрий Романович
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 11, 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены особенности восприятия социумом процесса реформирования российской системы обращения с отходами. На основе анализа статистических данных веб-ресурса «Яндекс.Вордстат» за последние два года сделан вывод о росте интереса аудитории Рунета к запланированным на 2019 г. нововведениям мусорной реформы на этапах их подготовки и внедрения в регионах РФ. Представлены результаты контент-анализа петиций, созданных для решения различных социальных проблем в сфере управления отходами в период с января 2014 г. по август 2019 г. на сайте общественных инициатив Change.org. Выявлено, что в целом в рассматриваемый период наиболее высокий потенциал протестных настроений был локализован вокруг действующих и вновь создаваемых на территории РФ объектов размещения отходов. После перехода в 2019 г. на новый этап мусорной реформы в России увеличилась доля онлайн-петиций, авторы которых не удовлетворены стоимостью, характером, качеством и прочими особенностями оказания населению коммунальных услуг по сбору и вывозу бытовых отходов.
Короткий адрес: https://sciup.org/149133221
IDR: 149133221 | DOI: 10.24158/spp.2019.11.6
Текст научной статьи Реформа сферы обращения с отходами: общественная реакция в сети Интернет (часть 1)
Современный этап развития общества характеризируется возрастающими темпами потребления природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Это актуализирует проблему поиска путей рационального природопользования в различных сферах жизнедеятельности человека. Мировой опыт свидетельствует о том, что многие эколого ориентированные технологии и управленческие решения могут быть весьма успешно реализованы в рамках региональных и муниципальных систем управления твердыми коммунальными отходами (ТКО). В экономически развитых странах обращение с отходами по принципу снижения их накопления и увеличения объемов переработки осуществляется на протяжении уже почти трех десятилетий [1, с. 130]. Важной составляющей начального этапа рециклинга отходов является организация процесса регулярной первичной сортировки мусора на уровне отдельных домохозяйств. Подобный подход экологизации экономики, в частности, реализован в Японии [2, с. 26], Швеции, Германии [3] и других странах.
Определенный положительный опыт использования ТКО в качестве вторичных ресурсов был накоплен и в СССР [4, с. 2]. За годы его существования сформировались определенные социальные практики сдачи металлолома, макулатуры и стеклянной тары в специализированные пункты приема вторсырья. При этом для стимулирования подобного ресурсосберегающего поведения населения активно использовались как идеологические, так и экономические рычаги. С развалом Советского Союза и коммерциализацией общества ранее существовавшая для раздельного сбора ТКО инфраструктура, по сути, была полностью разрушена. Пришедшая же на смену социалистической рыночная идеология, с ее явно выраженными эгоцентрическими ценностными ориентациями, уже не могла столь успешно стимулировать россиян к экологическим действиям, не приносящих им прямой экономической выгоды.
Принципиальные изменения в регулировании сферы обращения с отходами, в том числе коммунальными, наметились в российском обществе после принятия в 2014 г. Федерального закона № 458-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон “Об отходах производства и потребления”, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» [5]. В соответствии с ним, а также рядом других, более поздних нормативно-правовых актов [6], переход к новым моделям управления ТКО предполагает качественные изменения в деятельности различных акторов: управляющих и транспортных компаний, мусоросортировочных предприятий, объектов размещения отходов (ОРО), предприятий – переработчиков мусора и самого населения. Для выполнения функций координации и контроля на различных стадиях жизненного цикла ТКО в масштабах конкретного региона формируется институт региональных операторов. Соответствующие новым законодательным стандартам территориальные схемы (ТС) и региональные программы по обращению с отходами должны были вступить в силу во всех субъектах РФ с 1 января 2019 г.
Общий вектор проводимых в России с 2014 г. преобразований был направлен на развитие отходоперерабатывающей отрасли и усиление в ней природоохранной составляющей. В частности, планировалось достигнуть этого за счет все более активного использования технологий рециклинга. Непосредственно для конечных потребителей услуг ЖКХ подобная экологизация данного сектора экономики предполагает повсеместное внедрение в их повседневные практики новых правил селективного сбора бытового мусора. Кроме того, в результате мусорной реформы произошли изменения методики тарификации услуги по вывозу бытового мусора, ее статуса в платежных документах населения, а само оказание услуги стало регламентироваться обязательным договором между собственниками жилья и региональным оператором. Закономерно возникает вопрос о готовности россиян к столь радикальным трансформациям в их образе жизни и возможном сопротивлении внедряемым в масштабе всей страны инновациям. В работе предпринята попытка ответить на этот вопрос, осуществив:
-
– в первой части исследования – анализ поисковой активности пользователей Рунета и анализ особенностей инициализации петиций пользователями цифровой платформы Change.org;
-
– во второй части исследования – анализ уровня поддержки подписантами петиций, созданных на сайте Change.org для решения проблем в сфере обращения с ТКО.
На рисунке 1 представлены данные статистики с ежемесячной детализацией по некоторым тематически связанным с мусорной реформой поисковым запросам пользователей «Яндекса» в период с августа 2017 по июль 2019 г. В качестве источника информации был использован интернет-сервис «Яндекс.Вордстат» [7]. Анализ проводился по всем типам пользовательских устройств (без дифференциации на десктопы и мобильные) для таких ключевых словосочетаний, как «мусорная реформа», «региональный оператор», «тарифы мусор», «вывоз ТБО» [8], «вывоз ТКО», «раздельный сбор мусора».
Как видно из рисунка 1, по мере приближения к предполагаемой дате вступления в силу на всей территории РФ новых правил обращения с ТКО – 1 января 2019 г. – ежемесячная численность всех рассматриваемых ключевых запросов начинает расти. Подобная восходящая динамика явно прослеживается с сентября 2018 г. Это свидетельствует об усилении внимания аудитории Рунета к запланированным в стране инновационным преобразованиям системы ЖКХ. Пик интереса наблюдался в январе-феврале 2019 г., когда регионы РФ перешли на новые стандарты управления отходами.
Выбранные для анализа в рамках исследования словосочетания имеют весьма емкую формулировку. Они агрегируют в себе разные варианты пользовательских запросов в поисковой системе «Яндекс», которые могли быть выполнены как непосредственно собственниками ТКО, так и специалистами, чья профессиональная деятельность напрямую связана со сферой управления отходами. По своему содержанию эти запросы также варьировались и могли быть направлены на удовлетворение разных информационных потребностей интернет-пользователей. Например, в статистике «Яндекс.Вордстат» для словосочетания «раздельный сбор мусора»
были, в частности, агрегированы, такие поисковые фразы, как «раздельный сбор мусора +с 2019 года», «контейнеры +для раздельного сбора мусора купить», «раздельный сбор мусора +в Москве» и т. д. Тем не менее, хотя интент пользовательских запросов, представленных на графиках рисунка 1, был разным, можно утверждать, что в целом мусорная реформа 2019 г. имела явную обратную связь в коммуникативном пространстве интернета. Кроме того, даже спустя полгода после перехода к новым региональным моделям обращения с отходами поисковая активность пользователей «Яндекс» по запросу «региональный оператор» сохранилась на достаточно высоком уровне. На наш взгляд, это свидетельствует о наличии у собственников ТКО в отношении сущности и функций данного института многих открытых вопросов, ответы на которые

—•— Раздельный сбор мусора
—♦— Мусорная реформа
—*— Тарифы мусор
—■— Региональный оператор
8?
Рисунок 1 – Динамика поисковых запросов в «Яндексе», тематически связанных с реформированием сферы обращения с ТКО [9]
Вывоз ТБО
Вывоз ТКО
Как следует из результатов всероссийского опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ в декабре 2018 г., 11 % россиян не желают заниматься сортировкой бытового мусора [10]. По данным всероссийского опроса «Левада-центра», в марте 2019 г. заявили о неготовности к подобным проэкологическим действиям 29 % респондентов [11]. Закономерно предположить, что не только сам переход к селективному сбору бытового мусора, но и ряд других нововведений в рамках реформирования сферы обращения с ТКО в регионах РФ не были единодушно одобрены населением. Источником информации для изучения уровня недовольства мусорной реформой и возможных протестных настроений в российском обществе стали материалы русскоязычного сегмента сайта общественных инициатив Change.org. В настоящее время эта онлайн-пети-ционная платформа является наиболее популярной среди россиян.
В ходе исследования были проанализированы такие петиции сайта Change.org, в которых либо поднимались только какие-то конкретные проблемы в сфере управления отходами, либо «мусорная» проблематика рассматривалась в контексте других нерешенных социальных про- блем. В общей сложности для последующего анализа было отобрано 623 онлайн-петиции, созданные в период с января 2014 г. по август 2019 г. На первом этапе исследования их контент был классифицирован следующим образом:
-
– протестные петиции с требованиями полностью закрыть конкретные объекты размещения отходов в РФ, устранить серьезные нарушения в их работе или не допустить строительство новых ОРО;
-
– петиции против действующих на территории РФ мусоросжигательных заводов (МСЗ), возможного строительства новых МСЗ, а также против мусоросжигательных технологий в целом как способа утилизации отходов;
-
– петиции против уже существующих или только строящихся мусороперегрузочных станций (МПС), мусоросортировочных станций (МСС), мусороперерабатывающих заводов (МПЗ);
-
– петиции против несанкционированных, незаконных или стихийно возникших свалок бытовых отходов;
-
– протестные петиции с локализацией проблемной ситуации непосредственно на уровне конечных потребителей услуг ЖКХ (высокие тарифы на вывоз бытовых отходов, отсутствие инфраструктуры для сбора ТКО, несвоевременный вывоз мусора, некачественная уборка мусора на придомовых территориях и т. п.);
-
– петиции, в которых выражается недовольство низкой культурой обращения с бытовыми отходами у населения современного российского общества (привычки не убирать за собой мусор после отдыха на природе, выбрасывать его мимо городских урн, оставлять мусор на обочинах дорог по пути следования личного автомобиля и т. п.);
-
– петиции с просьбами или требованиями создать на разных уровнях управления отходами в РФ систему раздельного сбора ТКО (в масштабе всей страны, отдельно взятого региона, города или внутригородского района);
-
– петиции в поддержку различных правовых или технико-технологических инноваций (за исключением системы раздельного сбора отходов), которые могут минимизировать экологический ущерб от ТКО.
На рисунке 2 представлены результаты расчетов усредненной динамики создания новых петиций за январь 2014 г. – август 2019 г.

Год создания петиций
Как видно из рисунка 2, в рассматриваемый период среднемесячное количество петиций по разным проблемам в сфере управления отходами ежегодно только увеличивалось. В определенной степени подобная восходящая динамика обусловлена ростом популярности самого сайта Change.org среди россиян, ростом уровня проникновения интернета и развитием электронной демократии в российском обществе. Поэтому закономерно, что в целом активность интернет-пользователей на цифровых платформах, подобных Change.org, увеличивается с каждым годом. Тем не менее рост частоты создания петиций по «мусорной» проблематике за последние 6 лет связан не только с развитием электронных форм политического участия россиян, но и с другими факторами. Подтверждением этого тезиса является существенное различие трендов динамики размещения петиций на Change.org по некоторым конкретным проблемам в сфере обращения с отходами. Примеры этих трендов показаны на рисунке 3.
9,00

—■— Проблемы мусоросжигательны х заводов
—*— Проблемы в сфере оказания коммунальных услуг по сбору и вывозу ТКО
—е— Проблемы низкой культуры обращения с отходами среди населения
Год создания петиций
—♦— Проблемы объектов размещения отходов
Из рисунка 3 видно, что тема культуры обращения с отходами редко мотивировала коммуникантов на создание петиций. Причем низкая протестная активность по данной проблематике сохранялась в коммуникативном пространстве Change.org на протяжении всего рассматриваемого периода. Напротив, в 2017–2018 гг. наблюдается резкий рост среднемесячного количества петиций по проблемам объектов размещения отходов. Динамика этого показателя в 2019 г. свидетельствует о некотором снижении актуальности подобных проблем с переходом российского общества к новому этапу реформирования отходоперерабатывающей отрасли.
Как видно из рисунка 3, определенное снижение протестной активности на Change.org произошло и в отношении использования в РФ мусоросжигательных технологий. Частота создания петиций по проблемам МСЗ начинает понижаться с 2018 г. По всей видимости, это связано с государственной политикой последних лет, направленной на развитие мусороперерабатывающих предприятий и сокращение объемов мусоросжигания.
Различия в динамике создания петиций по отдельным темам свидетельствуют о том, что уровень недовольства россиян различными аспектами сферы обращения с ТКО значительно варьировался на протяжении рассматриваемого периода. Таким образом, представленная на рисунке 2 тенденция – увеличение количества гражданских инициатив на Change.org за последние 6 лет – обусловлена не только общим ростом активности россиян на этой цифровой платформе, но и тем, что мусорная реформа привела к обострению старых и появлению новых проблем в системе управления отходами.
В таблице 1 представлены результаты контент-анализа исследуемых петиций с учетом предложенного выше классификатора и разбивкой по отдельным годам.
Из таблицы 1 видно, что чаще всего в период с января 2014 г. по август 2019 г. цифровая платформа Change.org использовалась как инструмент для выражения протестных настроений в связи с серьезными нарушениями работы объектов размещения отходов или их предполагаемым строительством. В 2018 г. большинство гражданских инициатив было направлено на решение именно этих проблем. Рост социальной напряженности накануне перехода в 2019 г. к новым территориальным схемам обращения с ТКО был связан с тем, что в результате утверждения некоторых из них могли ущемляться интересы отдельных социально-территориальных общностей. В частности, рост недовольства среди населения стимулировали управленческие решения о строительстве мусорных полигонов с бόльшими мощностями на новых территориях или вывозе
Тема петиции |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Январь – август 2019 г. |
Всего за период |
Против объектов размещения отходов |
25,0 |
44,0 |
21,2 |
43,3 |
50,5 |
30,6 |
39,0 |
Против МСЗ |
25,0 |
16,0 |
2,5 |
14,0 |
10,0 |
4,1 |
8,8 |
Против несанкционированных, стихийных свалок |
12,5 |
16,0 |
26,2 |
12,0 |
8,9 |
15,3 |
14,0 |
Против МПС, МСС, МПЗ |
12,5 |
12,0 |
5,0 |
8,7 |
10,0 |
9,4 |
9,0 |
Недовольство стоимостью и характером оказания услуг по сбору и вывозу ТКО |
0,0 |
16,0 |
28,8 |
15,3 |
22,1 |
38,8 |
25,4 |
Недовольство низкой культурой обращения с отходами в обществе |
25,0 |
20,0 |
8,8 |
5,3 |
3,2 |
4,1 |
5,6 |
За создание системы раздельного сбора мусора |
37,5 |
4,0 |
7,5 |
8,0 |
6,8 |
3,5 |
6,6 |
За прочие инновации в сфере обращения с отходами |
0,0 |
8,0 |
8,8 |
9,3 |
7,9 |
7,6 |
8,2 |
Всего |
>100 |
>100 |
>100 |
>100 |
>100 |
>100 |
>100 |
Как видно из представленных в таблице 1 данных, доля гражданских инициатив, в которых коммуниканты настаивали на формировании системы селективного сбора мусора была высокой только в самом начале рассматриваемого периода – в 2014 г. В последующие годы эта тема меньше инициирует отдельных акторов к написанию петиций. Можно предположить, что это связано не столько с низкой заинтересованностью россиян в проэкологических практиках раздельного сбора ТКО, сколько с обострением целого ряда проблем в сфере управления отходами, которые в первую очередь привлекают внимание общественности.
Подводя итоги данного этапа исследования, отметим, что мусорную реформу 2019 г., на наш взгляд, можно считать резонансным событием в коммуникативном пространстве Рунета. Однако переход к новым моделям управления ТКО не только не позволил радикально решить ранее существовавшие в российском обществе социальные проблемы (например, проблемы мусорных полигонов и свалок), но и привел к росту протестных настроений на уровне конечных потребителей услуг ЖКХ. Хронологический анализ общественных инициатив, размещенных в разные годы на платформе Change.org, свидетельствует о том, что проблема обращения с отходами в РФ не теряет своей актуальности, несмотря на проводимую государственную политику модернизации и экологизации отходоперерабатывающей отрасли.
Ссылки и примечания:
Список литературы Реформа сферы обращения с отходами: общественная реакция в сети Интернет (часть 1)
- Пластинина Ю.В., Теслюк Л.М., Дукмасова Н.В. Реализация принципов циркулярной экономики при региональном обращении с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в Российской Федерации // Инновационное развитие экономики. 2018. № 5 (47). С. 129-139
- Селиванова Л.А., Васильева Н.В. Анализ систем управления твердыми коммунальными отходами в Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2018. № 4. С. 24-30. DOI: 10.25631/PEJ.2018.4.3
- Аракелова Г.А. Исследование проблем, влияющих на темпы реализации "мусорной реформы" в Российской Федерации // Отходы и ресурсы. 2019. Т. 6, № 1. 9 c. DOI: 10.15862/07ECOR119