Региональная история социально-культурной деятельности: значение, состояние, проблемы

Бесплатный доступ

В статье обосновывается необходимость изучения истории социально-культурной деятельности на региональном уровне как методологическое условие получения достоверных исторических фактов. Показывается слабая научная разработанность данной проблемы, вскрываются основные трудности и противоречия изучения истории социально-культурной деятельности на федеральном и региональном уровнях.

Региональная история социально-культурной деятельности, логика исторического исследования, этническое региональное самосознание, мифологизация, гуманизация истории, вариативность в изложении исторических фактов

Короткий адрес: https://sciup.org/14489478

IDR: 14489478

Текст научной статьи Региональная история социально-культурной деятельности: значение, состояние, проблемы

Огромное территориальное пространство России, великая история, национальные и культурные особенности, логика исторического исследования, а также изменение роли и значения регионов с переходом государства к самоуправлению, когда регионы стали главным субъектом экономических, по- литических и культурных отношений в стране, — все это обуславливает возможность использования регионального подхода при изучении истории и современного состояния страны, ее культуры и досуга. Сегодня региональный подход становится не только важным организационно-управленческим, но и

118      1997–0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май–июнь 2013 118–121

методологическим фактором при разработке концепций и перспектив развития общества и его систем.

Это в полной мере относится и к сегодняшней социально-культурной деятельности. Региональный подход дает возможность выявить взаимосвязь общего и особенного в истории социально-культурной деятельности, раскрыть многообразие исторического процесса, преодолеть его усредненность и однообразие. Возможно, с помощью регионального подхода мы сумеем решить давно стоящую задачу. Как справедливо отмечает Н.Н. Ярошенко: «несмотря на более чем вековую историю российской теории социально-культурной деятельности до сих пор не было предпринято системного и всестороннего анализа становления её содержательных, понятийно-категориальных и других компонентов… сегодня, как никогда, высока потребность в осмыслении истории и методологии социально-культурной деятельности» [3, с. 3].

В советский период социальнокультурная деятельность носила партийногосударственный характер, и в соответствии с этим была выстроена модель её организации, финансирования и управления. В сегодняшних условиях данная сфера всё активнее приобретает регионально-общественный, государственный, частный характер, формируется новая модель её функционирования, управления и развития. Поэтому можно уверенно прогнозировать усиление регионального фактора в ближайшие годы. В связи с этим становится очевидной необходимость изучения истории социально-культурной сферы и её периодов не только на общегосударственном, но и на региональном уровне.

Следует также отметить, что региональный подход соответствует системному, социологическому методу исследования, который предполагает рассмотрение явления как на уровне целостности, так и на уровне составляющих частей. Региональный подход обеспечивает большую глубину и объективность изучения практики, позволяет вскрыть все многообразие положительных и отри- цательных явлений в истории социальнокультурной деятельности.

Региональный подход к организации социально-культурной деятельности ныне активно утверждается не только на уровне государственной политики, практики, но уже нашел обоснование и в её теории. Так, авторы учебного пособия по основам социальнокультурной деятельности Т. Киселева и Ю. Красильников отмечают: «Именно на уровне региона возможен оптимальный вариант развития социальных служб сферы культуры и досуга, учет региональной самобытности, наличия местных резервов (инструментальных, материальных, человеческих) здесь не только желателен, но и обязателен» [2, с. 3—4, 22]. Региональный подход авторы рассматривают также как один из принципов социальнокультурной деятельности в современных условиях. Г. Бирженюк и А. Марков указывают, что именно в регионе «сегодня должна складываться стратегия развития культуры с учетом социально-экономических особенностей развития территории, интересов и запросов различных категорий населения, культурного потенциала региона» [1, с. 3].

Несмотря на некоторые уже имеющиеся исследования, региональные особенности управления, функционирования и развития социально-культурной сферы пока научно не разработаны, как и не осмыслен имеющийся практический опыт.

Сегодня регионы осуществляют социальнокультурную политику и практику, разрабатывают законодательную базу, культурные программы, выстраивают отношения с центром путем проб и ошибок. Такое состояние носит, в определенной степени, объективный характер, так как наука вначале накапливает эмпирический материал и только потом его осмысливает. Очевидно и то, что научное сообщество социально-культурной сферы, Министерство культуры в целом очень медленно решают данную научную и практическую проблему.

В годы перестройки историю региональной культуры стали активно исследовать ученые Сибири. В плане отраслевого исследования местной культуры можно выделить работы филологов, литераторов, научных коллективов Кемерово, Новосибирска, Иркутска, искусствоведов Барнаула и Томска. Во многих регионах проводились и проводятся научные конференции, издаются местные энциклопедии, краеведческие журналы, альманахи, сборники. Так, в 1992 году в Тамбове состоялась международная научная конференция «Культура русской провинции», в Новосибирске — «Новосибирская область в контексте российской истории», в 1995 году в Пензе — «Российская провинция XVIII—ХХ вв.: реалии культурной жизни», в 1999 году в Костроме — «Провинция как социокультурный феномен», в июне 1999 года в Рязани — «Региональная история в российской и зарубежной историографии», на которой выступили ведущие преподаватели российских и зарубежных вузов, ученые академических институтов. Также в 1995 году была опубликована «Рязанская энциклопедия», а в Кемерово — «Историческая энциклопедия Кузбасса».

Не только в России, но и за рубежом растет интерес к региональной истории нашей страны. Например, ученые США, Канады, Японии проявляют интерес к истории Рязанского края. В 1993 году в США в Иллинойском университете прошла совместная конференция на тему «Социоэкономическая история Рязанской провинции».

Об актуальности проблемы также свидетельствует тот факт, что в вузах страны началась подготовка кадров по специальности «Регионоведение». Для общеобразовательных школ Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Хабаровска, Пензы и других городов разработаны курсы по истории края. По нашему мнению, назрела необходимость разработки истории регионов как неотъемлемой части отечественной истории России и включения её в учебный процесс школ, средних и высших учебных заведений.

Однако процесс изучения региональной истории, и в частности истории социальнокультурной деятельности, идет очень мед- ленно. Хотя в последние годы появились исследования В. Туева, М. Долженковой, А. Голышевой, И. Горловой, Г. Анисимовой, С. Бординой, В. Рябкова, Н. Ярошенко и других авторов, но они не решают данную проблему.

Более того, в последнее время можно выделить еще одно обстоятельство, которое сопутствует региональной жизни и осложняет научное осмысление истории регионов. В условиях перестройки, когда регионам была предоставлена самостоятельность, здесь начали активно создаваться местные органы самоуправления, а также — формироваться этническое региональное самосознание, которое во многом ориентируется на историческое прошлое. При этом данный процесс носит двойственный характер. С одной стороны, это, безусловно, положительное явление, которое вызвало интерес к истории своего края, интерес к малой Родине. С другой — этот процесс на волне возрождения этнической культуры, национальной религии породил в интеллигентской среде отдельных регионов такие негативные явления, как национализм, стремление «мифологизировать» и приукрасить своё историческое прошлое и тем самым обосновать предпосылки претензий на предоставление региону большей самостоятельности, больших политических и экономических прав.

Стремление создать привлекательное прошлое ведет к искажению истории. В истории каждого народа есть значительные вехи, с которыми каждый народ отождествляет себя. Это может выражаться в экономическом и культурном расцвете этноса, успешной борьбе с врагами, развитии государственности и т.п. Видимо, стремление к «мифологизации» своего прошлого предстает не только стремлением получить больше политических, экономических и других прав и выгод, но и защитной реакцией на ситуацию, когда малые народы не в состоянии противостоять разрушительным тенденциям глобализации, теряют собственные традиции и культуру. В этих условиях с целью удержать единство этноса, его этническую идентификацию, ментальность некоторые стремятся формировать мифы о великих достижениях своего этноса в прошлом.

Сегодня в науке об истории социальнокультурной деятельности необходимо определить её основные теоретические, методологические положения, новые источниковедческие и историографические позиции. Также следует учитывать проблему гуманизации, которая затрагивает и историческую науку. Забота о человеке, его интересах и потребностях становится принципом всех наук о человеке.

Одной из наиболее острых современных проблем исторической науки, по нашему мнению, является проблема объяснения исторических фактов. Демократичность и плюрализм мнений привели к тому, что мы утратили единые общепризнанные базовые положения истории. Это затрудняет объяснение и понимание исторических событий, фактов не только учащимися, студентами, но и преподавателями. В демократических условиях целесообразно избегать изложения истин «в последней инстанции», необходимо использовать вариативность в толковании, изложении исторических фактов .

При многообразии мнений в таком поли-культурном, многонациональном государстве, как Россия, общая история социально- культурной деятельности должна дополняться региональными историями, а учебники — носить описательно-аналитический характер, в которых авторская точка зрения не является единственной в интерпретации исторических событий и фактов. Необходимо приводить несколько взглядов, интерпретаций, но при этом основу должны составлять достоверные факты. Содержание учебников должно содержать сюжетное описание прошлого и его аналитический анализ. Наряду с авторским текстом, в учебники следует помещать хрестоматийный, справочный, иллюстративный, методический материал и оценочный инструментарий. В целом в учебники должен быть включен классический набор фактов, которые составляют основу исторической науки.

Также бесспорно и то, что историческое образование должно способствовать патриотическому, гражданскому воспитанию, формированию национального самосознания и уважения к историческому и культурному наследию своей Родины. История социально-культурной деятельности должна показать студентам её важную роль, которую она играла и продолжает играть в жизни людей, общества и государства. Это будет способствовать формированию у студентов любви к своей профессии, пониманию её общественной значимости и перспективности.

Статья научная