Регулирование исследования недр в зарубежном и отечественном законодательствах
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены особенности систематизации отечественного законодательства в сфере недропользования. Выявлено, что оно отличается бессистемностью, которая приводит к немалому количеству подзаконных актов.
Правового регулирование недропользования, месторождение полезных ископаемых, государственная собственность, контролирующие органы
Короткий адрес: https://sciup.org/140284889
IDR: 140284889
Текст научной статьи Регулирование исследования недр в зарубежном и отечественном законодательствах
В законодательствах некоторых государств предусмотрено проведение исследований недр как самостоятельный вид пользования недрами. Как правило, исследования недр проводятся специалистами перед поисковыми работами и отличаются задачами, применяемыми технологиями, экономическим содержанием и особым правовым статусом.
В принятом в 1984 г. в Алжире законе о горнопромышленной деятельности определено, что исследованиями считаются любые виды деятельности, предшествующие разведке месторождений полезных ископаемых и имеющие целью обнаружить недрах полезные ископаемые.
Если говорить о таком вопросе, как правовое регулирование геологоразведочных работ, а в частности бурения скважин, то еще до недавнего времени проектная документация на сооружение и установку таких скважин подлежала государственной экспертизе, в соответствии с нормами, установленными в Градостроительном кодексе Российской Федерации. Согласно данному кодексу вышеупомянутая проектная документация относилась к проектной документации объектов капитального строительства.
Такие авторы научных статей как Салиева Р.Н. и Фаткудинов З.М.1, в своих работах, а именно в статье о проблемах правового регулирования нефтегезодобычи, говорили о нецелесообразности отнесения проектной документации на бурение скважин к проектной документации объектов капитального строительства. Авторы утверждают, что строительство скважин, а также их перемещение невозможно без ощутимого ущерба для окружающей среды, кроме того, проект скважин индивидуален и невозможно перенести технические сооружения без изменения индивидуальных характеристик. На настоящий момент регулирование данных отношений исключено из Градостроительного кодекса РФ, что может говорить о начале систематизации горного законодательства.
Если говорить об опыте зарубежных стран в данном вопросе, то законодательством Норвегии 2 еще в 1988 году установлены меры по безопасности при разведке и бурении залежей углеводородов. Законодательство устанавливает также и другие требования к безопасности разведки и бурения: ведение бурового журнала всех проведенных исследований, который может быть в любое время потребован Норвежским директоратом нефти или губернатором, который также утверждает проектную документацию, связанную с бурением.
Данный пример свидетельствует о том, что бурение скважин вынесено из общей строительной деятельности и находится в ведении специализированного департамента. Данное правило также относится и к Германии, где данный вопрос курируется Горным законодательством.
Можно сказать, что с середины XX века в мире происходит выработка единых норм и подходов к регулированию сферы недпропользования. Законодательство стран Европы в сфере недропользования разрабатывалось в течение значительного периода времени, также данный процесс происходил по мере разработки месторождений полезных ископаемых. Во всех рассматриваемых странах установлена государственная собственность на недра3 . Также довольно распространенной является практика создания национальных нефтяных и газовых компаний. Большинство стран с богатыми запасами энергоресурсов имеют специализированные законы в данной области, что нельзя сказать о законодательстве Российской Федерации.
Во Франции месторождения делятся на шахты и карьеры, правовой режим которых отличен. Месторождения стратегических видов полезных ископаемых, перечень которых приведен в статье 2 Горного кодекса Франции, относятся к шахтам. Перечень шахт, используемых для получения радио-активных материалов, определяется декретами
Государственного Совета Франции по согласованию с Генеральным горным советом и Комитетом по атомной энергии, который организует и контролирует разработку
и
эксплуатацию
соответствующих
месторождений4.
Если сравнивать норвежское и российское законодательство о недрах, то можно выявить много отличий. Так, например, на основании норвежского закона «О нефтяной деятельности» и российского законодательства о недропользовании.
В норвежском законодательстве предмет правового регулирования расписан более подробно, чем в российском законодательстве. Так, например, предмет регулирования в норвежском законе о нефтяной деятельности включает в себя даже порядок размещения стационарных буровых платформ и контроль за охраной морской среды, что говорит о включении в единый закон о недропользовании технических регламентов и вопросов окружающей среды. Еще одно отличие заключается в том, что пользователем недр, согласно норвежскому законодательству, может быть только зарегистрированное в Норвегии юридическое лицо.
Лицензия на разведку нефти не дает исключительных прав на проведение работ в пределах лицензионного участка и преимуществ при получении лицензии на добычу нефти. Лицензия на добычу нефти предполагает исключительное право на ее разведку, разведочное бурение и добычу в районах, подпадающих под действие лицензии. Разведочная лицензия может выдаваться любым юридическим лицам, а лицензия на добычу – юридическим лицам, учрежденным в соответствии с норвежским законодательством и зарегистрированным в Норвежском регистре деловых предприятий.
Также сроки на поиск и разведку месторождений в норвежском законодательстве меньше чем предусмотрено российским законодательством. Сроки лицензии на добычу полезных ископаемых в Норвегии устанавливается до 10 лет, и, важной особенностью является четкий регламент продления данной лицензии 5 . В российском законодательстве данный порядок не установлен. Кроме того, норвежским законодательством предусмотрена переуступка прав пользования участками недр аффилированным компаниям, что не допускается в законодательстве Российской Федерации. Также недропользователей в Норвегии может заложить право пользования недрами, в российском законодательстве данное право отсутствует. Еще одним важным отличием является отсутствие в России национальной нефтяной компании.
Российское законодательство в сфере недропользования отличается бессистемностью, которая приводит к немалому количеству подзаконных актов. Отсутствие национальной нефтяной компании приводит к большому количеству контролирующих органов, с которыми приходится сталкиваться недропользователю в ходе своей деятельности.
Список литературы Регулирование исследования недр в зарубежном и отечественном законодательствах
- Клюкин Б.Д. Горные отношения в странах Западной Европы и Америки: монография. М.: Городец. 2000. С. 125.
- Манин Я.В., Круглов В.В. Юридические и экономические основы безопасности природоресурсных отношений: история, современное состояние и тенденции развития. Учебное пособие. М.: 2018. С. 72-73.
- Салиева Р.Н. Правовые проблемы регулирования нефтегазодобычи. Российская юстиция. 2009. No 4. С. 14-21.
- Хаммер У. Основы нефтегазового законодательства Норвегии. Энергетическое право. 2012. No 2. С. 5-13.