Регулирование личного закона (lex personalis) в Великобритании

Автор: Асадуллин В.А., Галяутдинова Л.Ю.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 12-1 (28), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье раскрываются правовые особенности определения lex personalis в Великобритании. При наличии международно-правового элемента в рассматриваемом деле, суду подлежит выбрать применимое право, в соответствии с которым будет происходить разбирательство. Несмотря на правовую принадлежность Великобритании к странам общего права, подходы к определению правового статуса физического лица зачастую происходят по собственным законам.

Международное частное право, личный закон, коллизионная привязка, закон места жительства

Короткий адрес: https://sciup.org/140280739

IDR: 140280739

Текст научной статьи Регулирование личного закона (lex personalis) в Великобритании

Первоначально коллизионная привязка личного закона определялась через домицилий лица. Но в последствии закон домицилия в привычном понимании, был заменен на закон места проживания (residence в литературе авторов системы общего права) .

Домицилий – это постоянное место жительства человека, правовые отношения между человеком и местонахождением. Определение домицилия зависит от условий и обстановки. При отправлении правосудия домицилий определяют как юридическое место жительства где лицо имеет постоянное жилище, либо намеревается сделать его постоянным домом. Домицилий требует сочетания двух элементов, а именно: проживание и намерение остаться. Лицо может иметь несколько местожительств, тогда как у него будет только один домицилий. Домицилий больше используется при определении личных прав и обязанностей лица1.

Местожительство (residence) является текущим местом пребывания и имеет временный характер по сравнению с домицилием, поскольку у лица может отсутствовать намерение остаться. Это может быть одно из нескольких мест, где проживает человек. Домицилий подразумевает намерение лица проживать в этом месте и дальше, в то время как место жительства является скорее текущим2.

Применение того или иного значения зависит от цели, характера и контекста, в котором этот термин используется. Критерии определения места жительства шире, чем критерии домицилия, поскольку постоянное проживание на территории одного государства не является единственным условием для квалификации его как домицилия. У большинства людей их местожительство совпадает с их постоянным домом. В отличие, например, от места проживания, место происхождения приписывается вам законом при рождении и не обязательно является страной в которой находится ваш дом. Ваш домицилий может определяться в зависимости от домицилия ваших родителей, даже если вы не живете ни с одним из них.

Переход к закону местожительства мог произойти из-за трудностей определения домицилия. Тем не менее, установление личного закона в любом случае затруднительно. Где проживает бездомный? Где «дом» для студента, обучающегося в университете в течение учебного года и проводящего половину оставшегося года с родителями? Определение личного закона имеет решающее значение. Именно он, в принципе, определяет, имеет ли мужчина или женщина правоспособность вступать в брак и как распределяется имущество умершего.

Коллизионная привязка также отсылает к определению юрисдикции судов по заключению и расторжению брака. Английские суды обладают полномочиями расторгнуть брак лиц, проживающих в Англии, и лиц, чей развод подтвержден судебным актом иностранного государства (как в случае заключения брака между гражданином Англии и другого государства, так и в случае применения правовых норм в отношении одного или обоих супругов).

Страны общего права не знакомы с таким материально-правовым институтом как «признание лица безвестно отсутствующим» и решают этот вопрос в соответствии с процессуальным подходом: на такое лицо распространяется презумпция смерти, если о нем в течение определенного времени не было вестей. Данный подход также распространяется на иностранцев в случае, если в деле затрагиваются интересы собственных граждан. Процессуальное регулирование всегда осуществляется в соответствии с национальными законами государства.

Неспособность гражданина существовать без домицилия является отличительной чертой общего, в частности, английского права, которая делает закон домицилия коллизионной привязкой для определения личного закона любого лица без постоянного места жительства или гражданства. Другой особенностью является тот факт, что никто не может обладать более чем одним домицилием для постоянного проживания, однако может обладать несколькими «местами жительства» или гражданствами.

Выделяют три вида домицилия: домицилий происхождения (domicile of origin), домицилий выбора (domicile of choice), домицилий зависимости (domicile of dependency)3.

Домицилий лица, проживающего в определенной стране, зависит от места жительства одного из родителей лица в момент его рождения, а также от места постоянного жительства родителей в то время, вне зависимости от места рождения4.

Домицилий происхождения присваивается человеку по закону и вне зависимости от его собственных действий или намерений. Если человек переезжает в другую страну с целью проживать там постоянно, он продолжает быть домицилированным в ней до того момента, пока не приобретет домицилий выбора. В этом проявляется субсидиарный характер домицилия происхождения.

Согласно английским законам лицо старше 16 лет может выбрать домицилий самостоятельно. До этого момента несовершеннолетний обладает либо домицилием происхождения, либо домицилием зависимости, в полученному от родителя. Домицилий выбора определяется с помощью сочетания двух элементов: фактического проживания лица в стране и твердых намерений сделать страну своим постоянным местом жительства. Если человек отправляется в страну, а затем покидает ее, но позже хочет вернуться туда навсегда, не вернувшись, место жительства не приобретается. Однако, существует вероятность приобретения домицилия выбора даже пребывая в стране в течение нескольких часов. Основная сложность заключается в выявлении и доказанности существования у лица намерения проживать в выбранном государстве. Причем суды нередко требуют подтвердить и отсутствие намерений у лица вернуться на родину, ввиду того, что намерения вернуться (animus revertendi) презюмируется.

Бремя доказывания оснований приобретения домицилия выбора возлагается на лицо, которое обратилось с соответствующим требованием. Стандартом доказывания является «баланс вероятностей» (balance of probabilities) , он же «перевес доказательств» (preponderance of the evidence), который предписывает судье или присяжным признать факт доказанным, если представленные доказательства позволяют сделать вывод, что факт скорее имел место, чем не имел5. Этот стандарт снижает число ошибочных выводов по смыслу требований, делая равновероятными ошибки в пользу каждой из сторон. Именно он используется в большинстве гражданско-правовых споров, так как минимизирует общественные потери от ошибочных судебных решений. Если доводы лица изначально кажутся сомнительными, то преодолеть стандарт «баланс вероятностей» будет сложнее.

Тот факт, что человек получает домицилий, например, с целью избежать уплаты налогов, не является препятствием для отказа в предоставлении домицилия. В случае если его миграция из предыдущего места жительства является вынужденной, например, в силу вынесения несправедливого судеб- ного акта или политического преследования, при наличии обоснованных доказательств заявленных намерений, они могут оказаться достаточными.

Данные правила могут быть наиболее ясно проиллюстрированы на примере инвалидов и тяжелобольных людей. Если человек находится в стране для прохождения лечения, либо же он смертельно болен, очевидно, данные обстоятельства носят временный характер, ввиду чего он не имеет оснований приобретения домицилия выбора. Но если человек отправляясь на лечение полагает, что в выбранной стране у него больше шансов вылечиться, это может быть приемлемым основанием для подтверждения его благих намерений получения домицилия.

Для того чтобы отказаться от домицилия, лицу требуется физически покинуть домилицировавшую его страну. Если данное требование не будет соблюдено, то он остается домилицированым в соответствии с законом этой страны, поскольку природа закона домицилия отрицает существования лица без домицилия.

Коллизионная привязка привычного места жительства использовалась в нескольких Английских статутах, имплементированных в английское право из международных конвенций, в которых этот термин либо дополняет закон домицилия, либо заменяет его6. Закон привычного места жительства является важной составляющей при определении домицилия лица и используется английскими судами для установления надлежащей юрисдикции и применимых правовых норм при ведении бракоразводных процессов, а также отношений, связанных с наследованием по завещанию. Он используется в качестве альтернативы закону домицилия и гражданства при признании решения государства, не являющегося участником Европейского союза на территории Англии. Закон привычного места жительства используется при коллизиях норм о налогообложении, иммиграции и социальном обеспечении лиц.

Национальное законодательство каждой страны по-своему толкует закон обычного места жительства. В частности, в практике Европейского союза применяется критерий субсидиарной привязки: толкование значения обычного места жительства в одной стране обязывает другие страны-участники таких правоотношений пренебрегать национальным законодательством и пользоваться установленным значением. Юрисдикции, на которые не распространяется действие законодательства Европейского союза, должны применять закон по аналогии. Привязка к привычному месту жительства применяется даже в случае, если человек не собирается оставаться в стране в долгосрочной перспективе, но находится в ней достаточно для того, чтобы называть это место привычным. В отличие от домицилия выбора, привычное место жительства не требует непрерывного физического присутствия лица. Это может быть намерение пребывать в стране на время работы или учебы. В то же время принцип привычного места жительства непостоянен и утрачивается лицом, оставившим страну на длительное время. В зависимости от своей деятельности, лицо может иметь более одного места жительства. Правовая конструкция закона местожительства применяется только в совокупности с иными факторами и является структурным элементом принципа наиболее тесной связи.

Применение странами привязки к обычному месту жительства повлияло на разрешение многих прецедентов, особенно касающихся правового положения детей. Определение юрисдикции по месту проживания похищенного ребенка исключает длительные судебные разбирательства на установление его домицилия, особенно если в стране действует институт обратных отсылок.

На определение обычного места жительства ребенка влияет родитель или опекун, который несет ответственность и является законным представителем ребенка. Обычное место жительства для ребенка в то же время является и единственным, поэтому ребенок должен считаться резидентом той страны, где находится его обычное местожительство. Обычное местожительство ребенка может быть изменено только с согласия обоих родителей и прекращается в том возрасте, когда у ребенка появляется право выбора своего места жительства.

Существует несколько прецедентов в практике Суда Европейского союза, устанавливающих конкретные правила для определения обычного места жительства. Определение места постоянного проживания находит свое отражение в положениях Брюссельского регламента 2201/20037, Римского регламента 864/20078, Положении о несостоятельности ЮНСИТРАЛ9.

Привычное место жительства - это место, где лицо осуществляет свою основную деятельность на постоянной основе. Такое общее определение является общим и не конкретизирует правоотношения, что делает его гибким и позволяет Европейскому союзу применять его в зависимости от ситуации. Основополагающей целью законодательных актов Европейского союза является устранение препятствий для осуществления свободного гражданского передвижения. Данная концепция находит свое отражение при юридическом определении места жительства лиц.

Определение привычного места жительства лица во многом зависит от контекста конкретной ситуации и сопутствующих ей факторов. В спорах касающихся права работника на получение соцобеспечения, место его работы является определяющим. По вопросам семейного права определяющим является место проживания членов семьи и так далее.

Обычное место жительства ребенка должно влиять на степень его интеграции в социальную среду. В деле Mercredi v. Chaffe (C-497/10 PPU) в 2009 году у англичанина и француженки родился ребенок – гражданин

Франции. После рождения родители были разведены. Мать забрала ребенка на Реюньон – французский остров и заморский департамент, но не сообщила об этом отцу. Обычным местом жительства ребенка до этого момента считалась Англия10.

Мог ли ребенок получить новое место жительства в Реюньоне, оставшись там с матерью на несколько дней? Суд Европейского союза постановил, что это зависит от национального суда Англии. Национальный суд, устанавливающий обычное место жительства ребенка, должен учитывать все обстоятельства: причины смены ребенком государства, его национальность, возраст и намерения находиться в государстве временно или постоянно. Смена места жительства ребенка может быть произведена родителем, осуществившим все необходимые меры и создавшего условия для переезда. Этим может считаться покупка или аренда жилья. Если ребенок еще маленький, то биологическая и психологическая связь с матерью являются определяющими критериями для выбора привычного места жительства, поскольку на территории этого государства ребенок социализируется. Английский суд в этом случае вынес постановление о возврате ребенка в Англию, поскольку мать ребенка не уведомила отца о своем решении, тем самым нарушив положения статьи 17 Брюссельского регламента 2201/2003.

В случае незаконного вывоза или удержания ребенка, ребенок должен быть немедленно возвращен в его обычное место жительства. Решение суда, под чьей юрисдикцией находился вывезенный ребенок, может быть вынесено заранее, а также иметь преюдициальный характер для судов других государств. Обстоятельства, указанные в этом решении, не требуют пересмотра и признания в том государстве, куда ребенок был привезен.

Список литературы Регулирование личного закона (lex personalis) в Великобритании

  • Базаев Г.Б. Личный закон физического лица в международном частном праве: дис. … канд. юрид. наук. М.: МГЮА, 2008. 180 с.
  • Будылин С.Л. Внутреннее убеждение или баланс вероятностей? Стандарты доказывания в России и за рубежом // Вестник ВАС РФ, 2014. №3. С.25-26.
  • Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008. 210 с.
  • Лунц Л.А. Курс международного частного права. Том 3. М.: Спарк, 2002.
  • Регламент №864/2007 Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О праве, подлежащем применению к внедоговорным обязательствам ("Рим II") [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=43415#09365814963794885 (дата обращения: 15.11.2018).
  • Регламент №2201/2003 Совета Европейского Союза "О юрисдикции, признании и приведении в исполнение судебных решений по семейным делам и делам об обязанностях родителей, отменяющий Регламент (ЕС) № 1347/2000" [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=51088#05743559050517295 (дата обращения: 15.11.2018).
  • Семейное право: учебник для академического бакалавриата / Под ред. Е.А. Чефрановой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2017. 308 с.
  • Типовой закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности [Электронный ресурс]. URL:https://www.uncitral.org/pdf/russian/texts/insolven/insolvency-r.pdf (дата обращения: 15.11.2018).
  • Boldrini v. Boldrini and Martini. 1932. [Электронный ресурс]. URL:https://swarb.co.uk/boldrini-v-boldrini-and-martini-ca-1932 (дата обращения: 15.11.2018) (дата обращения: 15.11.2018).
  • Mayss, Abla J. Principles of conflict of laws. London, 1996. 207 p.
  • Mercredi v. Chaffe. Civ 272, 2011 [Электронный ресурс]. URL:https://www.incadat.com/en/case/1064 (дата обращения: 15.11.2018).
Еще
Статья научная