Реконструкция процессов орнаментации посуды на поселении Нижняя Тунуска I

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521362

IDR: 14521362

Текст статьи Реконструкция процессов орнаментации посуды на поселении Нижняя Тунуска I

Культурно-хронологическая атрибуция гребенчато-ямочной керамики переходного периода от неолита к бронзовому веку времени является одним из актуальных вопросов западносибирской археологии. При характеристике отдельных типов (байрыкского, екатерининского, артынского, александровского, степановского) археологи отмечают высокую степень близости между ними [Петров,1987; Нижнетарский археологический .., 2001; Матющенко, Полеводов, 1994]. В связи с этим, в литературе высказываются мнения о рассмотрении ее (на данном этапе) либо в рамках единой культурно-исторической общности, либо как некой эпохальной тенденции («моды») [Панфилов, 1993; Татаурова, 2002].

Сопоставляя локальные варианты гребенчато-ямочной керамики Урала и Западной Сибири, исследователи оперируют разными критериями: способ и техника орнаментации, особенности орнаментира, композиции, форма сосудов, состав теста. Представляется, что одним из вариантов решения проблемы может быть изучение различных аспектов керамического производства в комплексе, и выделение на этой основе технологических традиций (моделей), характеризуемых устойчивыми производственными стереотипами. Орнамент при этом должен рассматривается как один из завершающих этапов изготовления посуды.

В рамках настоящей работы предлагается реконструкция процессов орнаментации раннего комплекса керамики пос. Нижняя Тунуска I (Му-ромцевский район Омской обл.). При визуальном исследовании данного комплекса было выделено 3 группы керамики. Более подробный анализ позволил сформулировать критерии для их разделения – сочетание определенных способов и приемов орнаментации с особенностями орудия, манерой нанесения декора.

  • 1    группа (44,6%). Сосуды полуяйцевидной и сферической формы, сплошь орнаментированы горизонтальными рядами косо поставленного гребенчатого штампа и рядами ямок. Диаметр сосудов в среднем - 22-25 см. Толщина стенок – 0,5-0,6 см. Орнаментальные мотивы просты и однообразны, зона венчика, как правило, композиционно не выделялась. Перед нанесением орнамента поверхность сосуда выравнивалась и тщательно заглаживалась (обработка эластичным материалом). К декорированию мастер приступал в момент, когда поверхность еще не подсохла, в результате

чего оттиски были достаточно глубокими и аккуратными. Орудия, используемые гончарами для орнаментации были достаточно однотипными. 89, 7 % сосудов 1 группы орнаментированы гребенчатым штампом, с тонкой проработкой зубцов, слегка выгнутой или прямой формой рабочего края, длина оттисков чаще всего составляет 0,7-1,4 см. При этом, параметры оттиска (длина, форма) могли меняться даже в рамках одного ряда. Это связано с тем, что орудие находилось под углом относительно поверхности сосуда. Кроме того, мастер не всегда выдерживал изначально заданный наклон оттиска (возможно статичное положение сосуда во время работы). Об этом же свидетельствует то, что ряды гребенки часто не совпадали, могли заходить друг на друга. Реже использовался гладкий штамп тех же параметров. Для нанесения ямок применялись самые разные инструменты (сегментовидные, овальные, ромбовидные и др.). В целом, набор орудий, используемый для декорирования посуды данной группы, достаточно стандартен. Существовал также стереотип в отношении направления движения орудия - в более чем 80 % случаев движения орудием производилось мастером в направлении слева направо. Судя по нескольким целым формам, украшались сосуды, начиная с венчика. Таким образом, процедура нанесения орнамента, реконструируемая для 1 группы керамики раннего комплекса пос. Нижняя Тунуска I, представляется как достаточно устоявшаяся, внешне сосуды выглядят как единая серия.

  • 2    группа (21,6 %). Сосуды в целом сходны с 1 группой по своим формам и размерам, но принципиально отличаются от них по своим орнаментальным мотивам, манере нанесения узоров, характеру и параметрам оттисков. Прежде всего, для данной группы характерна вариативность орнаментальных мотивов. При общей геометризированной стилистике они достаточно разнообразны: рядовые вертикальные зигзаги (36, 1 %), «арки» (19,5 %), разнонаправленные оттиски (длинного) гребенчатого штампа в сочетании с горизонтальными зигзагами, сетки (в основном в области венчика – 68 %), ромбы, «соты». Эти узоры смотрятся очень разреженно, преобладает вертикальная зональность. Использовались гребенчатые штампы (длина края в среднем около 2- 2,5 см, реже 1-1,3 см, примерно такие же, как в 1 группе) с подпрямоугольной формой зубцов. При орнаментации орудие обычно находилось перпендикулярно относительно поверхности, оттиски получались достаточно глубокие и ровные (на нескольких сосудах декорирование производилось в манере, близкой 1 группе – штамп находился под углом). Особенностью выполнения процедуры нанесения орнамента в рамках данной группы является то, что мастера, судя по всему, («скошенность» орнамента, несовпадение зигзагов, неровность вертикальных линий, перекрывание оттисками друг друга и т.д.) не стремились к симметричности и ровности элементов. Возникает ощущение, что сосуды орнаментировались наспех, хотя сами схемы и принципы орнаментальной композиции исполнителям явно были хорошо знакомы. На одном сосуде сохранились следы «чернового» наброска будущего орнамента в виде не-

  • глубоких прочерченных линий, которых мастер старался придерживаться при нанесении узора уже гребенчатым штампом. В рамках данной группы присутствуют несколько сосудов со следами «текстильной» обработки поверхностей (проката), которая служила своеобразным фоном для геомет-ризированных орнаментов.
  • 3    группа - 37,7 %. Сосуды этой группы по размерам незначительно отличаются от первых двух групп. К ней относится единственный в коллекции фрагмент плоского днища, орнаментированный с обеих сторон «шагающей» гребенкой. Основные мотивы: горизонтальные ряды «шагающей» гребенки (прямые и в наклон) - ок. 50 %, «елочки» и чередование разнонаправленных горизонтальных рядов «шагающей» гребенки (31 %). Зона венчика композиционно, как правило, не выделялась. Несмотря на некоторое однообразие узоров, диктуемое спецификой способа, в их нанесении выявлены некоторые различия: в ширине шага (плотности оттисков), характере его постановки (перпендикулярно или под углом), глубине и четкости оттисков, манере нанесения (например, «шагание» с легким протаскиванием). В работе использовались орнаменти-ры более крупных размеров (длина края от 2,5 до 8 см) и разнообразные по форме рабочего края. В целом, посуда данной группы выглядит менее однородной, чем 1 и 2.

Итак, каждой из выделенных в раннем комплексе групп керамики пос. Нижняя Тунуска I присущ свой колорит (визуальные характеристики), обусловленный сочетанием сразу нескольких признаков (мотивы, способы и приемы нанесения, типы и формы орудий, манера). Фиксируются различия в некоторых других деталях производственного процесса: в составе теста, обработке поверхностей (например, для 2 и 3 группы характерна первичная гребенчатая обработка), а также, возможно, в организационных моментах. Так, например, сосуды 3 группы отличаются тем, что на их поверхности находится множество разнообразных «случайных» оттисков, примятостей (от пальцев рук, травы, песка и т.д.). Вполне возможно это связано с определенной спецификой рабочего места, а также с тем, что в отличие от гончаров 1 и 2 группы (за исключением небольшой группы сосудов с «текстильной» обработкой), они не стремились к ровности и гладкости поверхности. Напротив, их целью было придание ей рифленого характера.

В то же время, можно выделить и некоторые общие для всех групп моменты в технологии нанесения орнамента. Во-первых, ямки, как правило, наносились поверх основного орнамента достаточно разреженно. Формы ямок также совпадают во всех группах, преобладают вытянутые (овальные, сегментовидные и др.), в основном за счет наклона орудия. На одном сосуде 1 группы было зафиксировано нанесение ямок, непосредственно по спаям в месте наибольшего расширения (при этом, выше и ниже рядов ямок не было). Можно констатировать, что в данном случае ямки играли не столько декоративную функцию, сколько, выполняли задачу скрепления спаев (участвует в формовке). Во-вторых, высокая степень внутреннего (в рамках групп) сходства в технологическом плане. Другими словами для всех трех групп характерны определенные технологические (и даже поведенческие) стереотипы при выполнении задач связанных с декорированием посуды. В тоже время, нельзя не отметить, что в рамках каждой группы встречаются (хотя и единично) фрагменты, которые могут свидетельствовать о «смешении» технологических (возможно и орнаментальных) традиций. Это, например: фрагменты, дважды орнаментированных сосудов, т.е. когда первый орнамент (в отдельных случаях не типичный для данной группы) затирался и сверху наносился другой. В 1 и 2 группах были встречены фрагменты, которые с внутренней стороны орнаментировались «шагающей» гребенкой (по параметрам близки 3 группе). В 3 группе были выделены фрагменты венчиков и стенок сосудов (7 экз.), которые первоначально, орнаментировались типичными для данной группы длинными штампами, при этом часть оттисков (нижняя) впоследствии убиралась с помощью лощения. Внешне они как бы имитировали короткие оттиски (1 группа). Встречаются сосуды (3 группа), где «шагание» выполнялось более разреженно, с отрывом после каждого шага инструмента от поверхности, такие фрагменты также (по общему виду) можно соотнести с 1 группой.

Таким образом, в материалах данного комплекса прослеживается как сосуществование нескольких самостоятельных (сложившихся, устойчивых) технологических традиций орнаментации керамики, так и моменты, фиксирующие их «смешение».

Статья