Рекурсии и холархия в интеллектуальных системах экономического управления Индустрии 4.0
Автор: Жаринов Игорь Олегович
Журнал: Петербургский экономический журнал @gukit-journal
Рубрика: Теория и практика управления организационно-экономическими системами
Статья в выпуске: 4 (34), 2021 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается задача синтеза систем экономического управлениявысокотехнологичным бизнесом, осуществляющим деятельность в институциональных условиях цифровой экономики и инфраструктурныхусловиях Индустрии 4.0. Решение задачи определено в классе самозамкнутых структур систем экономического управления, имеющих рекурсию ихолархию. Рекурсия реализуется по схеме вложенных друг в друга и самоподобных контуров, состоящих из виртуальных и физических подсистем,равноправными субъектами управления в которых определены менеджерыи человекоподобный искусственный интеллект, объектами управления выступают зависимые бизнес-процессы и бизнес-проекты компании. Холархияв системе экономического управления реализуется по иерархической схеме«системы систем» различных порядков, в которых субъектом управлениявыступает система (холон) более низкого порядка, а экономическим объектом управления является элемент системы более высокого порядка.Приводится интегральная схема системы экономического управления,организационная структура которой использует рекурсию и холархию. Представленные принцип построения системы и схемное решение актуальны для управления промышленными бизнес-структурами, в которых задействуются единые и сквозные механизмы, технологии и инструменты регулирования бизнес-процессов, бизнес-проектов и компаний в целом на различных уровнях корпорации и в их субъектно-объектных экономических отношениях.
Экономическое управление, индустрия 4.0, рекурсия, холархия, субъектно-объектные экономические отношения, регулирование
Короткий адрес: https://sciup.org/140290524
IDR: 140290524 | DOI: 10.24412/2307-5368-2021-4-28-34
Текст научной статьи Рекурсии и холархия в интеллектуальных системах экономического управления Индустрии 4.0
Цифровая трансформация хозяйствующих объектов в первичных звеньях промышленности и новые институциональные условия цифровой экономики сформировали [1; 2] базис для пересмотра общепринятых в Индустрии 3.0 критериев качества существующих и применяемых на практике моделей управления бизнесом, уже не укладывающихся в известные (типовые) схемы структуризации. На повестку дня выходят способы, механизмы и инструменты формализации субъектно-объектных отношений:
-
• учитывающие функциональную сопод-чиненность элементов бизнес-процессов и бизнес-проектов, выраженную внутрифирменными и межфирменными вертикальными и горизонтальными связями;
-
• использующие управленческие категории экономической науки и обобщающие абстракции, универсально применимые к анализу и описанию различных по своей природе практик хозяйствования, актуальных для высокотехнологичного бизнеса Индустрии 4.0.
Инновационная модель системы экономического управления, предметным образом сконцентрированная на поиске равновесного состояния бизнеса и его возможностей, исходит из понимания целостности управляемого объекта хозяйствования и его бизнес-про-цессов (бизнес-проектов) и ориентирована на схемную реализацию в классе холонических структур (рисунок) с повторяющимися рекурсивными конфигурациями, входные (задающие) и выходные (управляемые) экономические параметры которых скоординированы соответственно с запросами и ожиданиями (в совокупности ценностями) потребителей.
Реализация преимуществ синергии концептуальных основ общей теории управления и частных механизмов экономического регулирования, отражающих сущностной характер внутрифирменных субъектно-объектных отношений, осуществляется в направлении формирования потребительской ценности путем агрегации базовых структурных единиц систем управления в отдельные сегменты схем с формально установленными статическими границами, определяющими иерархию гетерогенных (неоднородных) элементов бизнес-процессов и бизнес-проектов. Такая агрегация, исходно предусматривающая распределение экономических ресурсов по конкретным уровням управления и этапам рекурсивно организованного управленческого цикла, является эффективным инструментом повышения управляемости (снижение разнообразия) внутрифирменных экономических объектов, соответствующим «закону необходимого разнообразия» W.R. Ashby [3] и адекватным процессному детерминизму иерархий.
Структурным инвариантом в каждой рекурсии выступает пара «естественный интеллект – искусственный интеллект», образованная менеджером и виртуальной средой и изначально лишенная присущей Индустрии 3.0 забюракратизированности производственных отношений. Рекурсивный принцип организации системы экономического управления бизнесом заключается в ее воспроизводстве в каждом внутреннем контуре, отождествляемом с системой управления дочерней ком- панией или со структурным подразделением, масштабируемыми до уровня управления элементарными бизнес-операциями хозяйствующего объекта. Рекурсия управления, таким образом, является ценностью, действующей в координатных рамках системы управления и полезной для бизнес-процессов регулирования как внутрифирменных, так и межфирменных экономических отношений, основанного на использовании фундаментальных законов управления [4] и приложенного к экономическим системам различных порядков.
Графически на схеме рекурсия выполнена типовыми элементами системы, охваченными обратными связями, и необходима для представления субъектно-объектных управленческих отношений, возникающих в производящем бизнесе, занятом в общей отрасли экономики – промышленном комплексе точного машиностроения. Рекурсивная система управления исходит из практики, предполагающей осуществление в каждом контуре управления аналитической обработки информации о бизнес-процессах и бизнес-проектах, специализированной для данного уровня управления и приводимой к сквозным управляемым переменным хозяйствующего объекта в целом.
В каждом сегменте схемы системы управления заложен подход, интегрирующий преимущества индустриальной парадигмы экономического управления бизнесом Индустрии 3.0 и информационной парадигмы интеллектуального управления в экономике знаний, сконцентрированной на ресурсном потенциале кибертехнологий Индустрии 4.0 [6; 7]. Практическая реализация механизмов контроля и управления, отражающих специфику регулируемых отношений «изготовитель – продукция – потребитель», осуществляется в пределах всех этапов управленческого цикла за счет экстенсивного расширения виртуального пространства (информационного поля, аккумулирующего множество параллельно собираемых и обрабатываемых данных о субъектах и объектах), выступающего структурообразующим звеном систем экономического управления следующего поколения.
Рекурсии в системах экономического управления составляют решение, соответствующее
Декомпозированный календарный график выпуска продукции

Вызовы продуктивности
Физический субконтур управления
Оценка эффективности по системе KPI
Регулятор Экономический
Менеджмент) о бъект управления
ифровой двойник экономического объекта 1
Виртуальный субконтур управления холона 1-го уровня
Киберфизическая система (холон) = регулятор для объекта управления 2
Цифровой двойник экономического объекта 2
Виртуальный субконтур управления холона 2-го уровня
Цифровой двойник экономического объекта N
Гетерархически организованный виртуальный субконтур управления холона N -го уровня
Вызовы продуктивности
Экономический о бъект управления 2
Физический субконтур холона 2-го порядка = сорегулятор для объекта управления 3
Оценка эффективности по системе KPI
Конечный продукт
Экономический о бъект управления N
Иерархически организованный физический субконтур управления холона N -го порядка
Оценка эффективности по системе KPI
Рисунок – Схема с рекурсией холонической системы экономического управления высокотехнологичным бизнесом1
Figure – Scheme with recursion of a holistic economic management system for high-tech business идеям H. Schierenbeck [8], определившего целеполагание бизнеса не изначально заданными, а достигаемыми в результате взаимного согласования дедуктивным методом (от общего к частному) целевых ориентиров потребителей и целевых установок изготовителей. Рекурсии задействуют в каждом контуре управления нисходящие и восходящие информационные потоки целеполаганий, в которых обеспечение локальным экономическим регулятором (комплементарно менеджментом и искусственным интеллектом) частной цели управления служит источником для достижения иерархически более высокоуровневой цели управления бизнесом.
Вместе с этим, с увеличением масштаба системы экономического управления неизбежно растет и инерционность бизнеса к восприятию институциональных изменений и рыночных возмущений. Значимость характеристики быстродействия в системе обусловлена существенным запаздыванием управления в применяемых практиках хозяйствования, основанного в промышленности, как правило, на стратегиях годового государственного или частного финансирования проектно-процессной деятельности.
Комплексное управление в системе, учитывающее рекурсивную природу экономики промышленности, является итерационным и будет осуществляться до тех пор, пока изменения внутрикорпоративных экономических объектов не приведут ее к состоянию сбалансированного равновесия и приемлемым значениям финансовых мультипликаторов. Промежуточный набор состояний корпорации образуется в результате вариаций состояний внутрифирменных объектов управления, оказывающих в системе горизонтальных и вертикальных связей влияние на бизнес-пар-тнеров в сквозной цепочке создания ценности.
В согласии с законами управления W. R. Ashby [3] межфирменное экономическое регулирование, формирующее рекурсивный набор процессов взаимодействия хозяйствующих структур, осуществляется через изменения разнообразий средств управления и состояний, вариации которых не должны приводить к потере хозяйственной устойчивости бизнеса, т. е. к утрате управления над внутрифирменными балансами компаний. Предельный случай утраты межфирменной устойчивости взаимодействия бизнес-структур описывается состоянием экономической сингулярности и сопровождается в терминологии классической теории управления «рыночным рысканием» экономических объектов.
Инвариантные масштабу бизнеса Индустрии 4.0 принципы [7] регулирования экономических объектов, основанные на теоретических законах управления, базируются на информационных потоках и средствах аналитической обработки данных, поддерживающих динамическое равновесие хозяй- ствующих структур в их внутренней среде, нацеленной на превращение активов бизнеса в его пассивы, и в отношениях с внешней средой. Механизм, отвечающий за обработку данных и за подготовку управляющих решений (воздействий на экономические объекты управления), имеет гетерархически структурированную киберфизическую составляющую виртуальной среды, обладающую свойствами самообучения. Самообучение формируется в результате адаптации изначально избыточной структуры виртуальных контуров под задачи управления объектами в конкретных институциональных условиях цифровой экономики и инфраструктурных условиях Индустрии 4.0.
-
G . Gereffi определил [10] пять актуальных рыночных механизмов, закладываемых в систему экономического управления бизнесом, классифицированных в зависимости от ролевого участия производителей и потребителей в создании цепочек стоимости:
-
• рыночное управление (по предложению изготовителя), основанное на механизмах ценообразования конечной продукции (рыночный спрос и рыночное предложение), не предполагающих участие потребителя в разработке спецификации продукта и соответственно в предсбытовой формализации отношений изготовителя и потребителя;
-
• модульное управление (по требованию потребителя), основанное на блочном принципе организации цепочки стоимости продукции, конфигурируемой (кастомизируемой) по спецификациям потребителей;
-
• реляционное управление, основанное на бизнес-процессах взаимодействия контрагентов, в которых бизнес-структура производителя без участия потребителя регулирует внутренние границы отдельных звеньев цепочки стоимости с целью максимизации своей добавленной стоимости;
-
• кэптивное (корпоративно внутрифирменное) управление, основанное на бизнес-процессах в логистических цепях поставок конечной продукции, оптимизация которых приводит к усилению рыночных позиций регулирующего субъекта, возникающему вследствие изменения частных сбытовых процессов контрагентов;
-
• иерархическое управление, основанное на регулировании вертикально интегрированных субъектно-объектных экономических отношений фабрик в цепочках стоимости, возникающих при изготовлении сложной продукции с большим числом деталей промежуточного производственного цикла.
Количественные оценки эффективности системы экономического управления бизнесом и качество его структурной организации индикативно представляются группами различных показателей, релевантных задаче внутрифирменного регулирования бизнес-процессов и бизнес-проектов:
-
• показатели экономического управления, определяющие прямо или косвенно результативность бизнеса и характеризующие объем регулируемых производственной программы выпуска хозяйствующего объекта, объем годовой выручки, себестоимость конечной продукции и т. д.;
-
• показатели экономического управления, определяющие ресурсные затраты бизнеса на организацию и внутрифирменное сопровождение способов, механизмов и инструментов регулирования, в частности, коэффициент эффективности управления (отношение экономичности управления и эффективности производства), и связанные с вложениями в фондовооруженность хозяйствующего объекта, с подготовкой и переподготовкой менеджеров, с ремонтом и техническим обслуживанием киберфизических систем и т. д.;
-
• показатели экономического управления, определяющие свойства структурной организации субъектно-объектных отношений бизнеса, в частности, коэффициент звенности (отношение общего числа звеньев управления к их оптимальному (экспертному) количеству), и характеризующие число уровней
Список литературы Рекурсии и холархия в интеллектуальных системах экономического управления Индустрии 4.0
- Вишневский В. П. Цифровая экономика в условиях четвертой промышленной революции: возможности и ограничения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2019. Т. 35. № 4. C. 606-627.
- Дударева О. В., Аракчеев Д. В., Дударев Д. Н. Концептуальные аспекты перехода к умному производству в условиях цифровизации // Организатор производства. 2020. Т. 28. № 4. C. 7-15.
- Ashby W. R. Introduction to cybernetics. London: Chapman & Hall Ltd., 1957. 295 p.
- Ерлыгина Е. Г., Савельев И. И. Формирование корпоративной системы управления проектами в организации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 2. № 7. C. 49-54.
- Koestler A. The Ghost in the machine. London: Arkana, 1989. 406 p.
- Дозорцев В. М. Цифровые двойники в промышленности: генезис, состав, терминология, технологии, платформы, перспективы. Часть 3. Прикладные платформы, практические примеры, прогнозы развития, вызовы // Автоматизация в промышленности. 2021. № 1. C. 5-14.
- Жаринов И. О. Экономическое управление бизнес-системами Индустрии 4.0 // Петербургский экономический журнал. 2021. № 3. C. 91-96.
- Schierenbeck H., Michael L., Stefan K. Ertragsorientiertes bankmanagement: band 1: messung von rentabilität und risiko im bankgeschäft, Wiesbaden: Springer Gabler, 2014. 245 p.
- Kaplan R. S., Norton D. P. The balanced scorecard - measures that drive performance // Harvard business review. 1992. Vol. 70. № 1. Р. 71-79.
- Gereffi G., Humphrey J., Sturgeon T. The governance of global value chains // Review of international political economy. 2005. Vol. 12. № 1. Р. 78-104.