Религиозная философия С. А. Алексеева (Аскольдова): между западной мыслью и православным благочестием

Автор: Бердникова Александра Юрьевна

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Философские науки

Статья в выпуске: 4 (87), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются ключевые положения религиозно-философской системы одного из наиболее недооцененных русских философов рубежа XIX- XX вв. - С. А. Алексеева (Аскольдова). Показана эволюция его идей: от персонализма неолейбницианского толка и панпсихизма его отца - А. А. Козлова, до системы всеединства В. С. Соловьева и размышлений о природе феномена святости и социально-исторической роли Православной Церкви в судьбе России. Продемонстрирована связь формирования основных положений учения Аскольдова с жизненными испытаниями и знаковыми историческими событиями, свидетелем которых ему пришлось стать: Первая и Вторая мировые войны, русская революция 1917 г., ссылка в Зырянскую область и Великий Новгород, завершение жизненного пути в 1945 г. в Потсдаме и т. д. На основе анализа основных положений учения Аскольдова, в особенности его стремления «примирить» западную философскую мысль (Э. Гуссерля, А. Бергсона и др.) с доктриной Православной Церкви и житиями русских святых - Иоанна Кронштадского, Серафима Саровского, делается вывод о том, что его можно причислить к антиномистическому направлению в русской философии, другими яркими представителями которого являлись С. Л. Франк и свящ. П. А. Флоренский.

Еще

С. а. алексеев (аскольдов), персонализм, неолейбницианство, гносеология, святость, всеединство

Короткий адрес: https://sciup.org/140246729

IDR: 140246729   |   DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10073

Список литературы Религиозная философия С. А. Алексеева (Аскольдова): между западной мыслью и православным благочестием

  • Алексеев (Аскольдов) С. А. Основные проблемы теории познания и онтологии. СПб., 1900.
  • Алексеев (Аскольдов) С. А. Святые как выразители христианства//Живая жизнь. 1908. № 2. С. 12-30.
  • Алексеев (Аскольдов) С. А. Время и его религиозный смысл//Вопросы философии и психологии. 1913. № 117. С. 137-173.
  • Алексеев (Аскольдов) С. А. Мысль и действительность. М., 1914.
  • Алексеев (Аскольдов) С. А. Аналогия как основной метод познания//Мысль. 1922. № 1. С. 33-54.
  • Алексеев (Аскольдов) С. А. Религиозный смысл русской революции//Из глубины. М.: Правда, 1991. С. 210-249.
  • Алексеев (Аскольдов) С. А. Философия и жизнь//Проблемы идеализма /Под ред. М. А. Колерова. Подготовка текста Н. В. Самовер. М.: Модест Колеров, 2018. С. 230-252.
  • Андреев И. М. Путь профессора Аскольдова: Светлой памяти учителя и друга//Православный путь: Церковно-философский ежегодник. Jordanville, N. Y.: Holy Trinity Monastery, 1950. С. 55-64.
  • Блауберг И. И. О бергсоновском следе в философии С. А. Аскольдова//Исследования по истории русской мысли за 2004-2005 гг. (VII). М.: Модест Колеров, М. 2007. C. 71-81.
  • Бобров Е. А. Из истории критического индивидуализма. Казань, 1898.
  • Воронцова И. В. «Новое религиозное сознание» и «неохристианство» (дискуссия в Петербургском религиозно-философском обществе в 1907-1909 гг.)//Христианское чтение. 2017. № 2. С. 307-323.
  • Ильин Н. П. От отца к сыну. О русской философской традиции//Пред. к изд.: Аскольдов С. А. Алексей Александрович Козлов. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. С. 3-32.
  • Исследования по истории русской мысли за 2012-2014 гг. (XI). М.: Модест Колеров, 2015. С. 388-426.
  • Кейдан В. И. На путях к граду земному//Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках С. А. Аскольдова, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Е. Н. Трубецкого, В. Ф. Эрна и др. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 5-52.
  • Ковалев Б. Философские беседы в умершем городе: С. А. Аскольдов и оккупанты в Великом Новгороде//Исследования по истории русской мысли за 2012-2014 гг. (XI). М.: Модест Колеров, 2015. С. 376-387.
  • Колеров М. А. Сборник «Проблемы идеализма» . История и контекст. М.: Три Квадрата, 2002.
  • Коростелев О. А., Ермишин О. Т. Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге//Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде). История в материалах и документах: в 3 т. Т. 1: 1907-1909. М.: Русский путь, 2009. С. 4-25.
  • Левицкий С. А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли: в 2 т. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1981. Т. 2.
  • Лихачев Д. С. Воспоминания. СПб.: Logos, 1995.
  • Лопатин Л. М. По поводу нового труда С. А. Алексеева (Аскольдова) «Мысль и Действительность»//Вопросы философии и психологии. 1914. Кн. 125 (V). С. 519-531.
  • Лосский Н. О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.
  • Лосский Н. О. Воспоминания. Жизнь и философский путь/Предисл. и примеч. Б. Н. Лосского; вступ. ст. О. Т. Ермишина. М.: Викмо; Русский путь, 2008.
  • Мартынов А. В. Философы русского зарубежья и Вторая мировая//Новый Журнал. 2015. № 281. URL: http://magazines.russ.ru/nj/2015/281/filosofy-russkogo-zarubezhya-i-vtoraya-mirovaya.html (дата обращения: 20.04.2019).
  • Петруня О. Э. Сергей Алексеевич Аскольдов: несостоявшaяся революция в теории познaния//Алексеев (Аскольдов) С. А. Гносеология: Статьи. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. С. 3-38.
  • Половинкин С. М. Владимир Соловьев и русское неолейбницеанство//Вопросы философии. 2002. № 2. С. 90-96.
  • Сиротин С. С. Религиозные мотивы в философии времени С. А. Аскольдова//Электронный научно-богословский журнал студентов и аспирантов Богословского факультета ПСТГУ. 2009. № 1. С. 5-11.
  • Филиппов Б. С. С. А. Алексеев-Аскольдов//Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей/Под ред. Н. П. Полторацкого. Питтсбург: Отдел славянских языков и литератур Питтсбургского университета, 1975. С. 185-189.
Еще
Статья научная