Религиозность мигрантов из Центральной Азии в условиях крупного города

Автор: Могильчак Елена Львовна

Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 4 (40), 2019 года.

Бесплатный доступ

Целью исследования являлось определение степени распространенности религиозных практик среди разных категорий мигрантов, выявление религиозных групп, имеющих разные аккультурационные стратегии. В 2017 г. нами был опрошен методом стандартизированного интервью 231 иноэтничный мигрант из стран Центральной Азии, проживающий в Екатеринбурге. С увеличением времени пребывания в Екатеринбурге как у мусульман, так и у христиан увеличивается число используемых религиозных практик. Таким образом, с увеличением продолжительности пребывания в городе у мусульман усиливается ориентация на сохранение национально-культурной идентичности, у определивших свою конфессиональную принадлежность как христианство - на включение в новую, немусульманскую культуру. На религиозную активность мигрантов влияют социально-демографические факторы. С повышением уровня образования религиозность ослабевает, а при переходе от женской к мужской гендерной группе она усиливается. На основе показателей степени идентификации с родной и русской культурой при помощи метода факторного анализа было проведено сравнение трех религиозных групп мигрантов. Среди них были выделены: 1) определившие в качестве своей конфессиональной принадлежности ислам и реализующие максимальное число религиозных практик; 2) определившие в качестве своей конфессиональной принадлежности ислам, но не вовлеченные ни в одну религиозную практику; 3) определившие в качестве своей конфессиональной принадлежности христианство. В первой группе сильно развита установка как на включение в русскую культуру, так и на сохранение собственной национально-культурной идентичности. Во второй группе слабо развиты обе установки. В третьей группе установка на сохранение национально-культурной идентичности не развита, а установка на включение в русскую культуру развита лишь частично. Опираясь на теорию аккультурации Дж. Берри, можно говорить о предрасположенности первой группы мигрантов к интеграционной стратегии аккультурации, второй группы - к маргинальной стратегии. Стратегия третьей группы определена нами как неполная ассимиляция. Наиболее оптимальной и бесконфликтной мы считаем стратегию интеграции, которая свойственна первой группе - активно практикующим мусульманам.

Еще

Мигранты, религиозные практики, аккультурация, ассимиляция, интеграция, маргинализация, культурная самоидентификация, факторный анализ

Короткий адрес: https://sciup.org/147227535

IDR: 147227535   |   DOI: 10.17072/2078-7898/2019-4-620-631

Список литературы Религиозность мигрантов из Центральной Азии в условиях крупного города

  • Батенева Е.В. Проблемы культурной адаптации экономических мигрантов из стран Центральной Азии в столичном регионе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 6(50). С. 97-100.
  • Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 5. С. 60-74. URL: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208205039/ecsoc_t3_n5.pdf (дата обращения: 05.06.2019).
  • Галяпина В.Н., Хожиев Ж.Ж. Роль идентичности, этнических стереотипов и стратегий аккультурации в адаптации мигрантов из Средней Азии в Московском регионе // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13, № 4. С. 15-27. DOI: 10.17759/chp.2017130402
  • Ефремова М.В., Лепшокова З.Х. Религиозность и стратегии аккультурации мигрантов и принимающего населения // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 4(33). С. 35-46.
  • Куперман А. и др. Религия и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе / Pew Research Center. 2017. 51 с. URL: https://www.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/7/2017/05/CEUP-Overview-RussianFOR-WEB.pdf (дата обращения: 05.06.2019).
  • Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: Объединенное гуманит. изд-во, 2005. 184 с.
  • Мирзамагомедова И. Мусульманка посещает Дом Аллаха // Islam.ru: исламский информационный портал. 2013. 17 июн. URL: http://islam.ru/content/obshestvo/41399 (дата обращения: 26.06.2019).
  • Павлова О.С. Психология религии в исламской парадигме: состояние и перспективы развития // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2015. T. 11, № 4. С. 207-222.
  • DOI: 10.20536/2074-1529-2015-11-4-207-222
  • Перепелкин Л.С., Стэльмах В.Г. Человек верующий: религия и идентичность // Вопросы социальной теории: науч. альманах. Т. IV: Человек в поисках идентичности. М.: Изд-во Независимого ин-та гражд. общ-ва, 2010. С. 373-395.
  • Рош С. Роль ислама в жизни центральноазиатских мигрантов в Москве. CERIA: Аналитический обзор № 2, октябрь 2014 / Central Asia Program. 2014. Oct. 20. URL: https://centralasiaprogram.org/archives/7867 (дата обращения: 05.06.2019).
  • Старостин А.Н. Религиозные практики мигрантов из Центральной Азии в уральском мегаполисе // Этнопанорама. 2016. № 1-2. С. 46-55.
  • Eraliev S. Growing Religiosity Among Central Asian Migrants in Russia // Journal of International and Advanced Japanese Studies. 2018. Vol. 10. P. 137-150. URL: http://japan.tsukuba.ac.jp/research/JIAJS10_ONLINE01_Eraliev.pdf (дата обращения: 05.06.2019).
  • Massey D.S., Higgins M.E. The Effect of Immigration on Religious Belief and Practice: A Theologizing or Alienating Experience? // Social Science Research. 2011. Vol. 40, iss. 5. P. 1371-1389.
  • DOI: 10.1016/j.ssresearch.2010.04.012
  • Olimova S., Olimov M. Religious institutions and Tajik migrant integration in Russia // DOC Research Institute. 2018. Feb 21. URL: https://doc-research.org/2018/02/religious-institutions-tajik-migrant-integration-russia (дата обращения: 10.06.2019).
  • Turaeva R. Imagined mosque communities in Russia: Central Asian migrants in Moscow // Asian Ethnicity. 2019. Vol. 20, iss. 2. P. 131-147.
  • DOI: 10.1080/14631369.2018.1525529
Еще
Статья научная