Религиозные экстремистские объединения как социальные системы: структура и особенности функционирования

Автор: Излученко Татьяна Владимировна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 9, 2018 года.

Бесплатный доступ

В работе обосновывается продуктивность рассмотрения религиозного экстремизма, существующего в форме организованной совместной деятельности, в качестве социальных систем, которые обладают структурой и механизмами социального контроля. Методология исследования опирается на структурно-функциональный подход Т. Парсонса. Отмечаются трансформация религиозной традиции и мифологизация ее отдельных элементов в социально-философские и богословские положения религиозного экстремизма. Обозначена специфика культуры, включающая систему ритуальных действий, обоснование места человека в этом и ином мирах, его «священную» миссию в рамках определенной социальной системы. Участники и само экстремистское объединение выступают акторами социальных отношений, ориентированными на коммуникацию в ситуациях социальной реальности. Религиозные экстремистские объединения стремятся к устойчивому развитию и поддержанию целостности. Они конструируют взаимосвязи между участниками, позволяющие создавать подсистемы для решения некоторых задач. Охарактеризованы социальные, психологические и когнитивные условия вовлечения в экстремистское объединение и функционирования индивида в нем.

Еще

Религиозный экстремизм, социальная система, т. парсонс, социальное действие, экстремистское объединение, традиция, мифологизация, радикализм

Короткий адрес: https://sciup.org/149133803

IDR: 149133803   |   DOI: 10.24158/fik.2018.9.4

Список литературы Религиозные экстремистские объединения как социальные системы: структура и особенности функционирования

  • Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.
  • Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2002.
  • Missimer M., Robèrt K., Broman G. A strategic approach to social sustainability - Part 2: A principle-based definition // Journal of Cleaner Production. 2017. Vol. 140, pt. 1. P. 42-52. DOI: 10.1016/j.jclepro.2016.04.059
  • Missimer M., Robèrt K., Broman G. A strategic approach to social sustainability - Part 1: Exploring the social system // Ibid. P. 32-41. DOI: 10.1016/j.jclepro.2016.03.170
  • Lenartowiсz M., Weinbaum D., Braathen P. The Individuation of Social Systems: A Cognitive Framework // Procedia Computer Science. 2016. Vol. 88. P. 15-20. DOI: 10.1016/j.procs.2016.07.400
  • Nikitina Y. Specificity of social systems development prognosis in conditions of transition to knowledge society // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 166. P. 434-440.
  • DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.12.549
  • Karoui M., Dudezert A., Leidner D. Strategies and symbolism in the adoption of organizational social networking systems // The Journal of Strategic Information Systems. 2015. Vol. 24, iss. 1. P. 15-32.
  • DOI: 10.1016/j.jsis.2014.11.003
  • Lo lacono S. Does community social embeddedness promote generalized trust? An experimental test of the spillover effect // Social Science Research. 2018. Vol. 73. P. 126-145.
  • DOI: 10.1016/j.ssresearch.2018.03.001
  • Jezierska K., Polanska D. Social Movements Seen as Radical Political Actors: The Case of the Polish Tenants' Movement // Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2017. Vol. 27. P. 1-24.
  • DOI: 10.1007/s11266-017-9917-2
  • Soliman A., Bellaj T., Khelifa M. An integrative psychological model for radicalism: Evidence from structural equation modeling // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 95. P. 127-133.
  • DOI: 10.1016/j.paid.2016.02.039
  • Winter Ch., Hasan U. The Balanced Nation: Islam and the Challenges of Extremism, Fundamentalism, Islamism and Jihadism // Philosophia. 2016. Vol. 44, iss. 3. P. 667-688.
  • DOI: 10.1007/s11406-015-9634-2
  • Cohen R. The Evolution of Extremism. New York, 2013.
  • Leeuwen N. Religious credence is not factual belief // Cognition. 2014. Vol. 133, iss. 3. P. 698-715.
  • DOI: 10.1016/j.cognition.2014.08.015
  • Prus R. Terrorism, tyranny, and religious extremism as collective activity: Beyond the deviant, psychological, and power mystiques // The American Sociologist. 2005. Vol. 36, iss. 1. P. 47-74. -x.
  • DOI: 10.1007/s12108-005-1009
  • The mis-exaptation of the prediction capability of humans and emergence of intolerant religious beliefs / L. Agnati, M. Marcoli, U. Agnati, L. Ferraro, D. Guidolin, G. Maura // Neurology, Psychiatry and Brain Research. 2017. Vol. 23. P. 43-53.
  • DOI: 10.1016/j.npbr.2016.12.002
  • Sleegers W., Proulx T., Beest I. Extremism reduces conflict arousal and increases values affirmation in response to meaning violations // Biological Psychology. 2015. Vol. 108. P. 126-131.
  • DOI: 10.1016/j.biopsycho.2015.03.012
  • Решение Верховного суда России от 20 апреля 2017 г. № АКПИ17-238 о ликвидации религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящих в ее структуру местных религиозных организаций [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: http://legalacts.ru/sud/reshenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-20042017-n-akpi17-238/ (дата обращения: 20.07.2018).
  • Решение Верховного суда Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № АКПИ14-1424С - признать международные организации «Исламское государство» … террористическими и запретить их деятельность на территории Российской Федерации [Электронный ресурс] // Национальный антитеррористический комитет. URL: http://nac.gov.ru/zakonodatelstvo/sudebnye-resheniya/reshenie-verhovnogo-suda-rf-t-29-dekabrya.html (дата обращения: 20.07.2018).
  • Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 2005.
Еще
Статья научная