Религиозные легенды на страницах журнала «Архангельские епархиальные ведомости» (1901-1917 годы)

Автор: Болгова Ольга Николаевна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Филология

Статья в выпуске: 7 (120) т.1, 2011 года.

Бесплатный доступ

"архангельские епархиальные ведомости", фольклор, священник, легенда

Короткий адрес: https://sciup.org/14750000

IDR: 14750000

Текст статьи Религиозные легенды на страницах журнала «Архангельские епархиальные ведомости» (1901-1917 годы)

На страницах журнала «Архангельские епархиальные ведомости» (далее – АЕВ) в 1901–1917 годах опубликован ряд религиозных текстов, записанных священниками в народной среде. По отношению к этим текстам мы будем использовать термины «легенда» и «агиографический нарратив». В последние десятилетия в науке широко используются термины «народная агиография» и «народное житие», вошедшие в научный оборот в начале 2000-х годов. Под ними, как правило, понимается среда возникновения и сфера бытования фольклорных текстов агиографического характера [27; 19]. По мнению Ю. М. Шева-ренковой, «письменный религиозный фольклор – понятие и привычное, и не очень. В последнее время наука только подходит к изучению этого явления, пытаясь на разном жанровом и региональном материале и в разных аспектах коснуться и осветить его» [38; 5].

Основой агиографических нарративов были прежде всего жития святых [25], «чудеса», сотворенные ими после смерти, история и формы почитания сакральных объектов [36; 13], а также фольклорные легенды, связанные со святынями конкретной местности.

Легенда как жанр несказочной прозы давно привлекает внимание собирателей и исследователей. Об этом свидетельствуют появившиеся еще в XIX веке публикации легенд в сборниках сказок [16], [20], [21], [33], [34]. В ХХ–ХХI веках изучение легенды продолжилось [22], [23], [24], [26], [27], [35]. Существуют различные определения термина «легенда». Фольклористика дореволюционного периода определяла ее как повествование религиозного характера, возникшее из житий и апокрифов и имевшее назидательную функцию [17], [20]. Прежде всего исследователей интересовал вопрос происхождения народной легенды, позже – ее жанровые особенности и классификация. К. В. Чистов применял термин «легенда» к социально-утопическим рассказам [36], [37]. В. Я. Пропп называл легендами «рас- сказы, содержание которых прямо или косвенно связано с христианской религией» [29; 378]. В последние годы появились новые определения легенд. А. Б. Мороз считает легендами «гипотетически существовавшие тексты, содержащие информацию о чудесных событиях, не имеющие литературного источника» [27; 21]. Ю. М. Ше-варенкова понимает легенду как «совокупность народных религиозных представлений, выраженных сюжетным повествованием» [38]. Каждый исследователь вкладывает свой смысл в понятие «легенда», самым точным нам представляется определение В. Я. Проппа [29; 378].

В современной науке легенды, опубликованные на страницах дореволюционных периодических изданий, остаются недостаточно изученными. С. В. Федорова обратилась к фольклорноэтнографическим публикациям в «Олонецких губернских ведомостях» и «Олонецких епархиальных ведомостях» (1838–1917), выделила среди них группы авторов и дала характеристику их работам [35; 6–9]. Автор статьи упомянула о том, что в «Олонецких епархиальных ведомостях» публиковались «рассказы о чудесах и паломничествах», однако их не проанализировала [35; 7]. Также изучению фольклорно-этнографических материалов на страницах «Епархиальных ведомостей» ряда губерний (Олонецкой, Пензенской и др.) посвящены работы А. Н. Розова [31], [30], В. Г. Смолицкого, А. В. Кулагиной [28]. Н. А. Криничная обратилась к дореволюционным публикациям преданий из газет «Архангельские губернские ведомости» и «Архангельск» [25], [32]. Однако до настоящего момента не введены в научный оборот публикации легенд из журнала «Архангельские епархиальные ведомости».

В начале XX века на страницах АЕВ часто размещались фольклорные тексты о «чудесных» явлениях, среди которых можно выделить несколько групп. Первую, самую большую, составляют рассказы о чудесном исцелении, которое происходит благодаря а) силе молитвы, б) воздей- ствию иконы. Ко второй группе можно отнести тексты о внезапной болезни и последующем исцелении больного (часто богоугодного человека, чье предназначение – служение Богу) после выполнения данного им обета святому, которого он увидел во сне. В третью группу вошли тексты о религиозном «прозрении» человека после свершения чуда, очевидцем которого он становится; в четвертую – о чудесах в быту.

Трудно выделить какую-либо закономерность в публикации интересующих нас текстов. Некоторые из них были приурочены к юбилейным датам, например к 300-летию явления иконы Святой Троицы, 350-летию со дня кончины преподобного Антония Сийского. Основную часть легенд составляют сюжеты о местных праведниках (преподобном Антонии Сийском, Иоанне и Лонгине Яренгских и пр.) [1], [2], [7]. Для текстов подобного рода характерны указания на место, где происходили события, временные пометы, сведения об информантах – все они направлены на подтверждение достоверности описываемых событий. «Мне довелось быть свидетелем благодарности одного молодого человека из Архангельска с Быку (к сожалению, не записал фамилии)» [9; 683]; «Самоедин Колвинского прихода Печор. у. рода Хатанзейского, Тимофей Павлов Зотов с другим незначительным оленеводом пасли свои стада на западном склоне Уральских гор…» [11; 28]; «Чудесное знамение милости Божией явлено Богоматерью над больной женой священника Вологодской губернии Тотемского уезда села Шуйского Успенской церкви Никто-полиона Церковницкого, Лидией, и совершилось 17 июня 1897 года…» [10; 682] и др.

Одна из задач дореволюционной церковной периодики состояла в том, чтобы на фактическом материале подтвердить существование Бога, поэтому рассказы о «божественных чудесах», о произошедших ранее событиях дополнялись современными фактами «Божьей милости» [3], [4], [8]. Чаще других публиковались рассказы о чудесном исцелении / спасении какого-то человека. На страницах АЕВ встречаются републикации из таких духовных изданий XIX – начала XX века, как «Русский Паломник», «Тверские / Московские / Рязанские епархиальные ведомости», «Воскресный день», «Руководство для сельских пастырей» и др., подтверждавшие широкое распространение «чудес» на территории Российской империи [15]. Первую группу христианских легенд составляют тексты о чудесном исцелении, произошедшем благодаря молитве, обращенной к святому. Например, священник А. Х-зов рассказывает о случае, произошедшем в начале его пастырского служения с заблудившейся восьмилетней девочкой, чудесным образом спасенной и возвратившейся домой здоровой и невредимой, благодаря молитвам родителей к Николаю чудотворцу – одному из любимых святых не толь- ко русского, но и других северных народов, проживавших на территории Архангельской губернии [14; 361–362]. В рассказе нет упоминания о месте событий, сказано лишь, что ранней весной по причине бескормицы дети вместе с родителями гоняли скот на пастбище. Во время такого перегона одна из девочек в башмаках, обутых на босу ногу, в легком платье и в платке потерялась вблизи топкого болота. Найти ее удалось только на следующий день после вечерни. На вопрос, как она не замерзла холодной ночью, девочка ответила, что она будто «сидела на холмушке», и около нее стоял седенький (как на иконе) старичок. Потом зазвонили к обедне, и она вышла [14; 361–362]. Святой Николай Чудотворец в данном тексте выступает как спаситель ребенка. Текст направлен на фиксацию произошедшего чуда, описание его обстоятельств играет второстепенную роль. Внимание читателя обращается на достоверность изложенного, подчеркивается, что случай произошел с реально существующими людьми, которые могут его подтвердить.

Другая публикация связана с исцелением крестьянской девушки, которое произошло благодаря ее молитвам, обращенным к святому Феодосию Черниговскому [4; 54–55]. Автор публикации – протоиерей Соломбальско-кладбищен-ской церкви города Архангельска Н. Замяткин – повествует о заболевшей корью в начале 1901 года семнадцатилетней дочери Анне крестьянина Семена Семяшкина из села Усть-Цильмы Сизяб-ского прихода Печорского уезда. Во время сна с ней будто бы говорил святой Феодосий: «По твоей молитве я пришел посетить тебя; 12-го будешь здорова; приезжай ко мне в гости в Чернигов» [4; 54]. Обет решено было исполнить летом, но по рекомендации врача поездка была отложена, Анна вновь заболела, в конце декабря отец все же повез дочь в Чернигов, благодаря чему она совершенно поправилась. В начале 1902 года «верность писанного» протоиереем засвидетельствована ею вместе с отцом. Акцент в публикации сделан на свидетельства совершения чуда, а факт влияния святого на жизнь человека ушел на второй план. В данном тексте предстает образ святого-исцелителя, а приемом для передачи его предсказания является сон [4].

В рассказе, опубликованном священником В. П. Невским из Колвинского прихода Печорского уезда, повествуется о молитвенном обращении ненца Тимофея Зотова к святому Николаю Мирликийскому и целителю Пантелеймону за помощью во время падежа его лучших оленей от сибирской язвы [11; 28]. Зотов дал обет, по которому, если его молитва будет услышана, он съездит за 600 верст в приходскую Колвинскую церковь для совершения водосвятного молебна перед иконами святых угодников. Священник свидетельствует о последовавшей остановке язвы, в чем он видел «благодатную помощь свыше».

Первая публикация о чудесном воздействии иконы на человека относится к 1901 году [13; 627–630]. Как правило, в текстах, относящихся к этой группе, указание места и времени описываемых событий дается уже в названии, например: «300-летие явления иконы Св. Троицы в Лампоженском приходе Мезенского уезда (1 февр. 1602 – февр. 1902)» [13], «Из Лявленского прихода...» [9; 682–684]. Подобные рассказы были рассчитаны на малограмотного читателя. Они имели незатейливый сюжет, их главными героями были обычные люди. Простые фразы, ненавязчивая форма изложения – все это способствовало усвоению крестьянством основ христианского вероучения. В отличие от поучений и проповедей, содержащих много сложных понятий, услышанные или прочитанные тексты хорошо запоминались. Легенды о чудотворных иконах связаны с их культами в той или иной местности. Письменной фиксацией подобных легенд занимались в основном представители духовенства, публикации которых отражали «память» жителей определенного локуса. Кульминационным в подобных текстах является момент, разрешающийся неожиданным образом – «чудом» исцеления. В качестве примера приведем публикацию, сделанную протоиереем Кузнецеслобод-ского прихода А. Ивановским, – «Сказание о Нерукотворном Образе Христа Спасителя» [6; 222]. С начала XVII века этот чудотворный образ являлся объектом почитания жителей Мезени, а также богомольцев из других мест, приходивших к нему для поклонения и молитв.

Тексты об исцелениях, произошедших от икон, публиковались в АЕВ начала XX века в разные годы (1901, 1902, 1911). Для всех них характерно обращение к настоящему времени и использование формул достоверности. Публикаторы выполняли роль «регистаторов» или «фиксаторов» информации, чаще всего не проявляя в приведенном ими тексте своей позиции или своего отношения к ней. Исключением является заметка «Чудесное исцеление от иконы Божией Матери Грузинской» 1902 года, перепечатанная из журнала «Русский Паломник». В ней приводится текст письма священника Н. Церковницкого Успенской церкви села Шуйского настоятелю Красногорского монастыря о болезни и исцелении своей жены от этой иконы [15; 414–415]. В этом письме эмоционально выражены чувства и пережива- ния автора. В целом публикаторы данных текстов ориентировались на книжный стиль, поэтому ими использовались газетные штампы, книжная лексика, элементы канцелярского стиля («внезапное исцеление наполнило сердце его великою радостию…» [12], «замечательный случай помощи усматривается в спасении от гибельного крушения яхты…» [5] и др.).

АЕВ стремились заменить народные представления о божественном «чуде» фактографическими свидетельствами. Именно это послужило толчком к ряду публикаций о святых Архангельского края: преподобных Антонии Сийском [2], [5], Вассиане и Ионе Пертоминских [7; 679–683], о святых праведных Иоанне и Лонгине Яренгских [12; 563–567], преподобном Серафиме Саровском [10; 241–252]. Представления о чудотворном покровителе и заступнике, к которому можно обратиться за помощью и мощи которого находятся неподалеку, легче осознавались народом, чем мысль о невидимом Боге.

Продолжающиеся в течение ряда лет публикации содержали сведения об исцелениях при жизни святого и после его смерти. Они были направлены на подтверждение достоверности описанных случаев. Характерными для легенд о «чудесах» являются описания переживаний героя, оказавшегося в неразрешимой жизненной ситуации. Его болезнь чаще всего объяснялась нарушением запрета, невыполнением данного обета и пр.

Таким образом, АЕВ можно рассматривать как источник, отражающий представления о духовно-нравственной и религиозной жизни народа и способствовавший развитию локальной истории. Отмеченные нами легенды о «чудесах» в жизни человека – снах, видениях, исцелениях – способствовали поддержанию, сохранению и распространению веры в чудодейственную силу мощей святых, икон, молитв.

Агиографические нарративы представлены на страницах журнала в разных формах: в виде писем, воспоминаний, сообщений. Во всех них в большей или меньшей степени сохранились приметы устного рассказа, такие как вставные конструкции, сбивчивость речи, вводные слова, повторы. Рассказы о «чудесах», бытовавшие в крестьянской среде и записанные служителями церкви, представляют собой произведения устно-письменной традиции.

30 октября. С. 679–683.

Список литературы Религиозные легенды на страницах журнала «Архангельские епархиальные ведомости» (1901-1917 годы)

  • Верюжский М. Милость Божия по молитвам Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев//Архангельские епархиальные ведомости (далее -АЕВ). 1912. Ч. неоф. № 19. 1 октября. С. 545-547.
  • Козмин Н. Преподобный Антоний, Сийский чудотворец. К 350-летию со дня блаженной кончины преподобного (1556-1906)//АЕВ. 1906. Ч. неоф. № 23. 15 декабря. С. 743-762; № 24. 30 декабря. С. 798-804.
  • Милость Божия/Прот. Мол-в Н.//АЕВ. 1912. Ч. неоф. № 16. 15 августа. С. 465-466.
  • Милость Божия, явленная по молитвам Святителя Феодосия Черниговского/Прот. Ник. Замяткина//АЕВ. 1902. Ч. неоф. № 2. 15 января. С. 54-55.
  • Преподобный Антоний, Сийский Чудотворец (Посмертные чудеса преподобного Антония)//АЕВ. 1910. Ч. неоф. № 7. 1 апреля. С. 267-276; № 8. 15 апреля. С. 306-314; № 9. 1 мая. С. 341-347; № 11. 1 июня. С. 378-384; № 12. 15 июня. С. 401-407; № 14. 15 июля. С. 463-470; № 15. 30 июля. С. 493-501.
  • Прот. Ивановский А. Сказание о нерукотворном Образе Христа Спасителя, находящемся в Кузнецеслободском приходе//АЕВ. 1902. Ч. неоф. № 8. 30 апреля. С. 220-224.
  • Прот. Легатов И. Сказание о чудесах преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских//АЕВ. 1908. Ч. неоф. № 20. 30 октября. С. 679-683.
  • Проявление милости Божией/N.//АЕВ. 1912. № 13-14. 1 июля/15 июля. С. 390-391.
  • Свящ. Боголепов А. Из Лявленского прихода [о чудотворном исцелении от иконы Царицы Небесной]//АЕВ. 1911. Ч. неоф. № 16. 15 августа. С. 682-684.
  • Свящ. Любавский В. Преподобный Серафим Саровский чудотворец (К предстоящему торжеству открытия св. мощей его, 19 июля 1903 года)//АЕВ. 1903. Ч. неоф. № 5. 15 марта. С. 133-143; № 6. 30 марта. С. 69-82; № 7. 15 апреля. С. 212-223; № 8. 30 апреля. С. 241-252.
  • Свящ. Невский В. П. Из Колвинского прихода, Печорского уезда (Сила молитвы)//АЕВ. 1910. Ч. неоф. № 1. 1 января. С. 28.
  • Свящ. Сидоровский А. О св. праведных Иоанне и Лонгине, Яренгских чудотворцах//АЕВ. 1910. Ч. неоф. № 16. 15 августа. С. 529-533; № 17. 1 сентября. С. 563-567.
  • Свящ. Фирсов А. 300-летие явления иконы Св. Троицы в Лампоженском приходе Мезенского уезда. (1 февраля 1602 -1 февраля 1902)//АЕВ. 1901. Ч. неоф. № 22. 30 ноября. С. 627-630.
  • Свящ. Х-зов А. Милость Божия по молитвам Святителя и чудотворца Николая//АЕВ. 1907. Ч. неоф. № 11. 15 июня. С. 361-362.
  • Чудесное исцеление от иконы Божией Матери Грузинской/(«Русск. Паломник»)//АЕВ. 1902. Ч. неоф. № 12-13. 30 июня/15 июля. С. 414-415.
  • Афанасьев А. Н. Народные русские легенды//Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. Т. 4. М., 2000. 316 с.
  • Буслаев Ф. И. О народной поэзии в древнерусской литературе (Речь, произн. в торж. собр. имп. Моск. унив. 12 января 1859 г.)//Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 15-31.
  • Веселовский А. Н. Разыскания в области русских духовных стихов 1879-1891//Сборник имп. Академии наук ОРЯС. СПб., 1890. Т. 46.
  • Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973. 303 с.
  • Зеленин Д. К. Великорусские сказки Пермской губернии: с прилож. двенадцати башкирских сказок и одной меще-рякской. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. 583 с.
  • Зеленин Д. К. Великорусские сказки Вятской губернии: с прилож. шести вотяцких сказок. СПб., 2002. 734 с.
  • Иванова А. А., Калуцков В. Н., Фадеева Л. В. Святые места в культурном ландшафте Пинежья (материалы и комментарии). М., 2009. 509 с.
  • Колесницкая И. М. Русские предания и легенды в публикациях 1860-1870 годов//Русский фольклор. Вып. XIII: Русская народная проза. Л., 1972. С. 20-40.
  • Криничная Н. А. Предания Русского Севера. СПб.: Наука, 1991. 321 с.
  • Легенды. Предания. Бывальщины/Сост., подгот. текстов, вступ. статья и примеч. Н. А. Криничной. М., 1989. 286 с.
  • Мороз А. Б. Святые Русского Севера: Народная агиография. М., 2008. 526 с.
  • Мороз А. Б. Народная агиография: к постановке вопроса//Известия РАН. Сер. литературы и языка. 2009. Т. 68. № 6. С. 19.
  • Православные священники -собиратели русского фольклора: Е. А. Фаворский, А. Н. Соболев, П. А. Флоренский. М., 2004. 416 с.
  • Пропп В. Я. Фольклор. Литература. История. М.: Лабиринт, 2002. 464 с.
  • Розов А. Н. Фольклорно-этнографические материалы на страницах журнала «Пензенские епархиальные ведомости» (1866-1917)//Русский фольклор: Материалы и исследования. Т. 33. СПб., 2008. С. 381-424.
  • Розов А. Н. Этнографические и фольклорные материалы на страницах журнала «Олонецкие епархиальные ведомости» (1898-1918)//Русский фольклор: Материалы и исследования. СПб., 2008. Т. 33. С. 366-380.
  • Северные предания (Беломорско-Обонежский регион)/Изд. подгот. Н. А. Криничная. Л.: Наука, 1978. 253 с.
  • Северные сказки: Сб. Н. Е. Ончукова//Полное собрание русских сказок: предреволюционные собрания: В 3 т. Т. 1. СПб.: Тропа Троянова, 1998. 474 с.
  • Сказки и предания Самарского края/Собр. и зап. Д. Н. Садовниковым//Полное собрание русских сказок. СПб.: Тропа Троянова, 2003. Т. 10. 446 с.
  • Федорова С. В. Фольклорно-этнографические материалы на страницах олонецких газет XIX -начала XX в.//Живая старина. 2010. № 1. С. 6-9.
  • Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XX вв. М., 1967. 341 с.
  • Чистов К. В. К вопросу о принципах классификации жанров устной народной прозы//Чистов К. В. Фольклор. Текст. Традиция. М., 2005. С. 44-51.
  • Шеваренкова Ю. М. Рукописная религиозная проза Нижегородского края в современном бытовании//Рукописная религиозная проза Нижегородского края: Тексты и комментарии. Н. Новгород: Растр-НН, 2008.
Еще
Статья