Религиозные мотивы в "Сегодняшнем лубке" и "Окнах РОСТА и Главполитпросвета" В. В. Маяковского

Автор: Михаленко Наталья Владимировна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 4 т.15, 2017 года.

Бесплатный доступ

Созданные с агитационной целью плакаты «Сегодняшнего лубка» и «Окна РОСТА и Главполитпросвета» представляют собой вербально-визуальное единство. Многие художественные принципы, выработанные в военных плакатах В. В. Маяковским, К. С. Малевичем, Д. Д. Бурлюком, В. Н. Чекрыгиным, И. И. Машковым, А. В. Лентуловым, были развиты в работе над плакатами периода гражданского строительства Советской республики 1919-1922 гг. В. В. Маяковским, И. А. Малютиным, А. М. Лавинским, А. С. Левиным, О. М. Брик и др. Одной из характерных черт и тех и других плакатов было использование библейской и иконописной символики. Если в военном лубке эти черты фрагментарны (колористическое противопоставление врагов и героев, иконописная трехцветная гамма для изображения русских, контраст по динамике противоборствующих сторон, отдельные иконописные элементы), то «Окна РОСТА» наполнены библейскими оборотами (например, «свет истины», «солнце правды» и др.), имитируют торжественный слог псалмов, повторяют цветовые и композиционные иконописные приемы. Тем самым Маяковский подчеркивал значимость труда рабочих и крестьян, возводил дело мирного строительства к обретению земли обетованной.

Еще

В. в. маяковский, "сегодняшний лубок", "окна роста и главполитпросвета", религиозные мотивы, плакаты

Короткий адрес: https://sciup.org/14749043

IDR: 14749043   |   DOI: 10.15393/j9.art.2017.4601

Список литературы Религиозные мотивы в "Сегодняшнем лубке" и "Окнах РОСТА и Главполитпросвета" В. В. Маяковского

  • Ковтун Е. Ф. Издательство «Сегодняшний лубок»//Страницы истории отечественного искусства второй половины XIX -начала XX в. -СПб., 1993. -С. 82-85.
  • Рафаил (Карелин), архимандрит. О языке православной иконы//Православная икона. Канон и стиль. К Богословскому рассмотрению образа/сост. А. Н. Стрижев. -М.: Паломник, 1998. -С. 39-87.
  • Родионова Л. В. Первая мировая война в русских лубочных картинках//Румянцевские чтения -2014: материалы международной научной конференции (15-16 апреля 2014): в 2 ч. -М.: «Пашков дом», 2014. -Ч. 2. -С. 160-165.
  • Русскiя народныя картинки: /собраль и описаль Д. А. Ровинскiй. Посмертный трудь печатань подь наблюденiемь Н. П. Собко. -С.-Петербургь: Изданiе Р. Голике, 1900. -Т. II. -Стб. 369-520.
  • Семенова С. Г. «Новый разгромим по миру миф…» (Владимир Маяковский)//Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика -Видение мира -Философия. -М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. -С. 144-212.
  • Скрипка Т. В. Концепция человека в дореволюционном творчестве Маяковского: дис.. канд. филол. наук. -Таганрог, 2004. -225 c.
  • Соколов Б. М. Художественный язык русского лубка. -М.: РГГУ, 1999. -263 с.
  • Устрялов Н. В. Под знаком революции//Устрялов Н. В. Избранные труды . -М.: РОСCПЭН, 2010. -888 с.
  • Цыкалов Д. Е. Карикатура как орудие пропаганды в период Первой мировой войны//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. -2012. -№ 1 (21). -С. 85-90.
Еще
Статья научная