Религиозные воззрения софиста Крития: рациональная теология или атеизм?

Автор: Галанин Рустам Баевич

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 1 т.16, 2022 года.

Бесплатный доступ

Секст Эмпирик (Adv. math. IX. 54. = B 25 DK) сохранил для нас фрагмент сочинения, которое приписывается софисту и тирану Критию. Этот фрагмент уже давно считается манифестом не только атеизма, но и, возможно, первым текстом, в котором религия является делом сугубо политическим и творением рук исключительно человеческих. Тем не менее этот текст по-прежнему является весьма проблематичным, ибо, принимая во внимание свидетельства первоисточников, нет никаких действительных оснований считать, что а) его автор – именно Критий, лидер Тридцати тиранов, б) что это фрагмент сочинения «Сизиф», в) что «Сизиф» – это сатирова драма, г) что ее автором не является Еврипид и д) что это в самом деле манифест атеизма, а не вполне лояльная обыденным религиозным верованиям рациональная теологическая система, которая, не уничижая религию, наоборот, постулирует ее неизменное благо для любого общества. Кто бы ни был автором этого гипотетического «Сизифа», он действует как подлинный софист и ритор - воздействуя логосом и убеждением на одно из важнейших экзистенциальных переживания человека – чувство страха. Философская и моральная проблематика этого произведения всецело находится в поле интеллектуальных дебатов второй половины пятого века до н.э., и одной из важнейших тем является возможность совершения преступления в тайне не только от законов, но и от богов. Как мы знаем, не кто иной, как Сократ отстаивал точку зрения, что божество, заботясь о человеке, в то же самое время прозревает все его действия и помышления (Xen. Mem. IV).

Еще

Рациональная теология, Критий, Еврипид, софистика, добродетель

Короткий адрес: https://sciup.org/147237625

IDR: 147237625   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2022-16-1-113-138

Список литературы Религиозные воззрения софиста Крития: рациональная теология или атеизм?

  • Буркерт, В. (2004) Греческая религия: архаика и классика. Санкт-Петербург.
  • Галанин, Р. Б. (2018) «Слушая внимательно: Платон рассказывает про софистов», Платоновские исследования 9.2, 81–95 (in English).
  • Панченко, Д.В. (1980) «Критий или Еврипид?» Вестник древней истории № 1, 144–162.
  • Протопопова, И. (2012) «Прыгающий лебедь: о драматическом подходе к диалогам
  • Платона», Философско-литературный журнал «Логос» 90 (6), 85–100.
  • Светлов, Р. (2019) «Рациональная теология в античности», Труды кафедры богословия 3.1, 7–16.
  • Фролов, Э.Д. (2003) «Критий, сын Клессарха, афинянин, – софист и тиран», Вестник древней истории 4, 67–89.
  • Шахнович, М. М. (2010) «Генезис и трансформация понятия "атеизм"», Религиоведение 4, 4–14.
  • Cropp, M. J. (2020) “Euripides or Critias, or Neither? Reflections on an Unresolved Question,” in Anna A. Lamari, Franco Montanari and Anna Novokhatko (eds.) Fragmentation in Ancient Greek Drama. Berlin, Boston: De Gruyter, 235-256.
  • Danzig, G. (2014) “The Use and Abuse of Critias: Conflicting Portraits in Plato and Xenophon,” Classical Quarterly 64(2), 507-524.
  • Davies, M. (1989) “Sisyphus and the Invention of Religion. (‘Critias’ TrGF 1 (43) F 19 = B 25DK),” Bulletin of the Institute of Classical Studies 36, 16–32.
  • Dihle, A. (1977) “Das Satyrspiel "Sisyphos",” Hermes 105 (1), 28-42.
  • Dillon, J., Gergel, T. (2003) The Greek Sophists. Penguin Books.
  • Dorandi, T. (1999) Chronology. In K. Algra, J. Barnes, J. Mansfeld, & M. Schofield (eds.), The Cambridge History of Hellenistic Philosophy. Cambridge: Cambridge University Press, 31-54.
  • Dover, K. (1976) “The Freedom of the Intellectual in the Greek Society,” Talanta 7, 24-54.
  • Drachman, A. (1922) Atheism in Pagan Antiquity. Gyldendal.
  • Dušanić, S. (2000) “Critias in the Charmides,” Aevum 74(1), 53-63.
  • Evans-Pritchard, E. (2004) Theories of Primitive Religion. Trans. by A. Kazankov, A. Belick. Moscow, OGI Publ. (In Russian)
  • Greek Literary Papyri (1942). Trans. and notes by D. Page, vol. I, London.
  • Guthrie, W. K. C. (1971) The Sophists. Cambridge University Press.
  • Henrichs, A. (1984) “The Sophists and Hellenistic Religion: Prodicus as the Spiritual Father of the ISIS Aretalogies,” Harvard Studies in Classical Philology 88, 139-158.
  • Henrichs, A. (1975) “Two Doxographical Notes: Democritus and Prodicus on Religion,” Harvard Studies in Classical Philology 79, 93-123.
  • Kahn, Ch. (1981) “The Origins of Social Contract Theory in the Fifth Century BC,” in G. Kerferd (ed.) The Sophists and their Legacy. Wiesbaden, 92–108.
  • Kahn, Ch. (1979) The Art and Thougth of Heraclitus. Cambridge University Press.
  • Kahn, Ch. (1997) “Greek Religion and Philosophy in the Sisyphus Fragment,” Phronesis 42 (3), 247-262.
  • Kerferd, G.B. (1981) The Sophistic Movement. Cambridge University Press.
  • Koniaris, G. (1973) “Alexander, Palamedes, Troades, Sisyphus–A Connected Tetralogy? A Connected Trilogy?,” Harvard Studies in Classical Philology 77, 85-124.
  • Кuiреr, K. (1907) “De Pirithoo fabula Euripidea,” Mnemosyne 35, 354-385.
  • Magnusson, J. (2019) “Leaving Religion in antiquity,” in Daniel Enstedt, Göran Larsson, and Teemu T. Mantsinen (eds.) Handbook of Leaving Religion. Brill Academic Publishers (Brill Handbooks on Contemporary Religion, vol. 18), 43–54.
  • Meert, A. (2017) Positive Atheism in Antiquity. A Social and Philosophical Analysis (500 BC – 200 AD). Proefschrift voorgelegd tot het behalen van de graad van Doctor in de Geschiedenis. Ghent University. https://biblio.ugent.be/publication/8513548/file/8513552.pdf (acessed 01 July 2021).
  • Obbink, D. (1989 ) “The Atheism of Epicurus,” Greek, Roman, and Byzantine Studies 30, 187-223.
  • O'Sullivan, P. (2012) “Sophistic Ethics, Old Atheism, and "Critias" on Religion,” The Classical World 105(2), 167-185.
  • Philodem. Über Frömmigkeit. Bearb. und erlaütert von Theodor Gomperz. Erste Abteilung: Der Text, in Herkulanische Studien. Zweites Heft. Leipzig, 1866.
  • Romilly, J. de (1992) The Great Sophists in Periclean Athens. Tans. by J. Lloyd, Oxford. Scholia Euripidem (1863), Vitae Euripidis, Dindorf, Oxford University Press.
  • Scodel, R. (1982) The Trojan Trilogy of Euripides. Göttingen.
  • Sedley, D. (2013) “From the Pre-Socratics to the Hellenistic Age,” in S. Bullivant, M. Ruse (eds.), The Oxford Handbook of Atheism. Oxford: Oxford University Press, 139–151.
  • Sutton, D. (1981) “Critias and atheism,” Classical Quarterly 31 (1), 33–38.
  • Tragicorum Graecorum Fragmenta (2004) Kannicht R. (ed.) (TrGF). Vol. 5. Euripides. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht. Wilamowitz-Moellendorff, U. von. (1875) Analecta Euripidea. Hildesheim: Borntraeger.
  • Winiarczyk, (1976) “Der erste Atheistenkatalog des Kleitomachos,” Philologus 120, 32–46.
  • Yunis, H. (1988) “The debate on undetected crime and an undetected fragment from Euripides’ Sisyphus (F 1007c N-Sn),” Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 75, 39–46.
  • Whitmarsh, T. (2016) Battling the Gods: Atheism in the Ancient World. Knopf Doubleday Publishing.
Еще
Статья научная