Религиозный экфрасис как способ репрезентации образа "седмерицы грехов" в текстах культуры
Автор: Волнина Наталья Николаевна, Стародубцева Ксения Анатольевна, Подгорная Инна Александровна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 8, 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются религиозный экфрасис как способ передачи духовных смыслов текстов культуры, а также формирование образа «седмерицы грехов» и его репрезентация в произведениях литературы и живописи. Проведен анализ концептов «грех» и «седмерица грехов» с позиций философии, религиоведения, культурологии, изучено святоотеческое учение о восьми главных страстях и семи смертных грехах. Предложен герменевтический алгоритм узнавания и освоения образа «седмерицы грехов» в текстах культуры через применение религиозного экфрасиса. К компонентам данного алгоритма авторы относят архитектонику, кардиогнозис и христоцентризм. На примере произведений И. Босха «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Н.В. Гоголя «Мертвые души» представлена реализация предложенного алгоритма.
Религиозный экфрасис, текст культуры, христианская "седмерица грехов", репрезентация текста, интерпретация текста, святоотеческое наследие, художественный образ, алгоритм узнавания, духовные смыслы культуры, архитектоника, кардиогнозис, христоцентризм
Короткий адрес: https://sciup.org/149133788
IDR: 149133788 | DOI: 10.24158/fik.2018.8.7
Список литературы Религиозный экфрасис как способ репрезентации образа "седмерицы грехов" в текстах культуры
- Брилева И.С. Представления о грехе в народной традиции//Язык, сознание, коммуникация: сб. ст./отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М., 2001. Вып. 19. С. 123-129.
- Новикова М.В. Экфрасис в ранней лирике А.Б. Мариенгофа//Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология, журналистика. 2015. № 4. С. 53-56.
- Bruhn S. A Concert of Paintings: "Musical Ekphrasis" in the Twentieth Century //Siglind Bruhn's Personal Home Page. URL: http://www-personal.umich.edu/~siglind/ekphr2.htm (дата обращения: 19.07.2018).
- Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе//Экфрасис в русской литературе: тр. Лозан. симп. М., 2002. С. 5-22.
- Меднис Н.Е. «Религиозный экфрасис» в русской литературе//Критика и семиотика. Вып. 10. Новосибирск, 2006. С. 58-67.
- Шабалин И.В. Гносеологический потенциал понятия греха//Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 42 (180). Вып. 15. С. 26-30.
- Федотов Г.П. Русская религиозность. М., 2001.
- Бабина В.Н. Гносеологическая концепция В.В. Зеньковского в контексте «Метафизики сердца»//Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 1. С. 51-56.
- DOI: 10.17072/2078-7898/2017-1-51-56
- Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1997. 560 с.
- Касаткина Т.А. Образы и образа//Касаткина Т.А. О творящей природе слова: онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма» в высшем смысле. М., 2004. С. 204-279.
- Волнина Н.Н. Отражение идей восточнохристианских мыслителей в творчестве Ф.М. Достоевского (на примере романа «Преступление и наказание»)//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3-3 (53). С. 22-24.
- Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. VI. Л., 1973. 423 с.
- Гоголь Н.В. Мертвые души. Поэма. Иркутск, 1969.