Религиозный ландшафт: "сиэл", "салама" и "дэлбиргэ" в ритуальном пространстве в свете изучения эволюции бескровных жертвоприношений народа саха

Автор: Данилова Наталия Ксенофонтовна, Васильев Валерий Егорович

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 12, 2019 года.

Бесплатный доступ

Культ коня имеет огромное значение в мифоритуальном пространстве народа саха. Весь вещный мир и обрядовая символика народа саха связана с «конской тематикой». Конский волос «сиэл» как креационное сырье широко использовался и используется до сих пор при изготовлении ритуальных атрибутов. Несмотря на то что «салама» и «дэлбиргэ», изготовленные из конского волоса «сиэл», являются одними из широко применяемых ритуальных атрибутов у народа саха и упоминаются в многочисленных трудах дореволюционных и современных авторов, полного их описания и совокупной функциональной характеристики нет. В связи с этим в статье в историко-когнитивном, лингвокультурологическом и символическом аспектах анализируются ритуалы, связанные с «салама» и «дэлбиргэ». Выявляется их роль как важнейших культурных кодов, с помощью которых древний человек устанавливал коммуникативную связь со сверхъестественными силами и осваивал особый мифологический мир. Впервые на широком материале изучается традиция бескровных жертвоприношений, выявляется их генетическая связь с обрядами родственных народов. На основе полученных результатов делается вывод, что «салама» и «дэлбиргэ» имеют одинаковые архаические корни, связанные с почитанием богини матери-земли, но различаются по функциональной и символической нагрузке.

Еще

Религиозный ландшафт, мифоритуальное пространство, ритуальная атрибутика, культ коня, бескровные жертвоприношения, культ матери-земли, культурный код, образы, символы, народ саха

Короткий адрес: https://sciup.org/149133900

IDR: 149133900   |   DOI: 10.24158/fik.2019.12.4

Список литературы Религиозный ландшафт: "сиэл", "салама" и "дэлбиргэ" в ритуальном пространстве в свете изучения эволюции бескровных жертвоприношений народа саха

  • Тэрнер В.У. Символ и ритуал: пер. с англ. М., 1983. 277 с
  • Пекарский Э.К. Словарь якутского языка: в 3 т. 2-е изд. Т. 2. М.; Л., 1959. 3858 стб
  • Приклонский В.Л. Три года в Якутской области // Живая старина. 1890. № 3. С. 63-83
  • Романова Е.Н. "Люди солнечных лучей с поводьями за спиной" (судьба в контексте мифоритуальной традиции якутов). М., 1997. 200 с
  • Антонов Н.К. Материалы по исторической лексике якутского языка. Якутск, 1971. 175 с.
  • Пекарский Э.К. Словарь якутского языка: в 3 т. 2-е изд. Т. 2. М.; Л., 1959. Стб. 2252, 2253.
  • Сойкконен И.П. Загадки // Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 5. Оп. 3. Д. 523. Л. 33
  • Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX - начале XX в. Новосибирск, 1975. 210 с
  • Данилова Н.К. Традиционное жилище народа саха. Пространство. Дом. Ритуал. Новосибирск, 2011. 122 с
  • Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. СПб., 2005. 816 с
  • Гоголев А.И. Происхождение народа саха и его традиционной культуры. Якутск, 2018. 256 с
  • Гоголев А.И. Якуты (Проблемы этногенеза и формирования культуры). Якутск, 1993. 200 с
  • Пекарский Э.К. Словарь якутского языка: в 3 т. 2-е изд. Т. 1. М.; Л., 1959. Стб. 688.
  • Пекарский Э.К. Словарь якутского языка: в 3 т. 2-е изд. Т. 1. М.; Л., 1959. Стб. 688.
  • Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб., 2001. 415 с
  • Казарян П.Л. Никита Семенович Горохов. Жизнь, дела, научное наследие: монография. Якутск, 2012. С. 124-156
  • Антонов Н.К. Материалы по исторической лексике якутского языка. Якутск, 1971. С. 30, 136.
  • Монгол-казах толь / сост. Б. Базылхан. Улаанбаатар, 1984. 887 с
  • Пекарский Э.К. Словарь якутского языка: в 3 т. 2-е изд. Т. 2. М.; Л., 1959. Стб. 2036.
  • Монгол-казах толь / сост. Б. Базылхан. Улаанбаатар, 1984. С. 171.
  • Гоголев А.И. Этногенез якутского народа // Этногенез и культурогенез в Байкальском регионе (Средневековье) / науч. ред. П.Б. Коновалов, Е.Н. Романова. Улан-Удэ, 2010. С. 90-111
  • Николаев В.С. Усть-талькинская культура юга Средней Сибири и некоторые вопросы этнической истории бурятского и якутского народов // Этногенез и культурогенез в Байкальском регионе (Средневековье) / науч. ред. П.Б. Коновалов, Е.Н. Романова. Улан-Удэ, 2010. С. 238-255.
  • Васильев В.Е. Обряд посвящения ытык как сакральный договор с божествами верхнего мира // Этногенез и культурогенез в Байкальском регионе (Средневековье) / науч. ред. П.Б. Коновалов, Е.Н. Романова. Улан-Удэ, 2010. С. 274-291.
  • Васильев В.Е. Обряд посвящения ытык как сакральный договор с божествами верхнего мира // Этногенез и культурогенез в Байкальском регионе (Средневековье) / науч. ред. П.Б. Коновалов, Е.Н. Романова. Улан-Удэ, 2010. С. 274-291.
  • Пекарский Э.К. Словарь якутского языка: в 3 т. 2-е изд. Т. 1. М.; Л., 1959. Стб. 686.
  • Монгол-казах толь / сост. Б. Базылхан. Улаанбаатар, 1984. С. 171.
Еще
Статья научная