Реликты охотничьего уклада и промысла в фольклорной традиции калмыков и народов трансграничных регионов. Статья первая

Автор: Селеева Цаган Бадмаевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Фольклористика

Статья в выпуске: 2 (53), 2020 года.

Бесплатный доступ

Тема исследования связана с проблемой культурной и социальной адаптации человека в природе и обществе. В рамках этой проблемы вычерчивается круг вопросов, связанный с отношением человека и природы, степенью его зависимости от природы, хозяйственными занятиями и образом жизни, народными знаниями о природе и животном мире, мировоззрением и духовной культурой. Сказочно-эпический фольклор тюрко-монгольских народов богат и насыщен этнографическими подробностями описания охоты, что позволяет реконструировать охотничий уклад, его мировоззренческие, идеологические аспекты, проследить историческое развитие и трансформацию. Анализ показал, что реликты охотничьего уклада довольно обильны в фольклорной традиции народов Центральной Азии, что отражает древнюю эпоху расселения в Южной Сибири предков тюрко-монгольских и тунгусо-маньчжурских народов в соседстве с угро-самодийскими племенами; охотничья тематика в архаическом эпосе имеет определяющую роль, а в сказочной и несказочной прозе выделяются древние персонажи - пеший охотник Йовгн Мерген, охотник Эрхий-Мергена, образ которого связан с солярным мифом. Древняя охотничья жизнь, охотничьи представления находят выражение в архаических сказочно-эпических мотивах и сюжетах. Сохранившийся в фольклорной традиции калмыков архаический мотив «охоты на оленя и марала» является свидетельством специфики охоты у предков калмыков ойратов, обитавших на просторах Центральной Азии и Южной Сибири. В ойратском фольклоре сохранились пережитки родовых отношений, связанные с охотой и обрядом инициации, существовавшими прежде социальными явлениями и институтами, социализацией мужчин в «мужских союзах». Исследование выявило, что охота играла значимую роль в жизни кочевника, которая была одновременно и развлечением знати, и способом тренировки воинов, и средством добывания дополнительного питания. Выделены способы и виды охоты у калмыков: индивидуальная и коллективная охота, пешая и конная, охота с ловчими птицами. Облавная охота у монгольских народов сохраняла наиболее архаичные черты вплоть до начала XX в. и содержала в себе элементы древней идеологии, представляющей собой хорошо разработанный общественный институт с развитой системой социальных отношений.

Еще

Охота, охотничий уклад, охотничий промысел, народы центральной азии, фольклорная традиция, хозяйственно-культурный тип

Короткий адрес: https://sciup.org/149127446

IDR: 149127446

Список литературы Реликты охотничьего уклада и промысла в фольклорной традиции калмыков и народов трансграничных регионов. Статья первая

  • Абай Гэсэр / вступ. статья, подготовка текста, пер. и коммент. А.И. Уланов. Улан-Удэ, 1960.
  • Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа. Элиста, 2002.
  • Ах ад хойр мергн кeвYнэ туск тууль // Ф. 16. Оп. 1. Кас. № 160 (1), (169). Информант Найминова Б.М., запись Бембеевой Е.Г. (г. Элиста, 1977 г.), расшифровка Болдыревой И.М.
  • Батмаев М.М. Калмыки в XVП-XVШ веках. События, люди быт: в 2 книгах. Кн. 1. Элиста, 1993.
  • Ванштейн С.И. Проблема происхождения и формирования хозяйственно-культурного типа кочевых скотоводов умеренного пояса Евразии. М., 1973.
  • Владимирцов Б.Я. Монголо-ойратский героический эпос. СПб., 1923.
  • Владимирцов Б.Я. Работы по истории и этнографии монгольских народов. М., 2002.
  • Гребнев Л.В. Тувинский героический эпос: опыт историко-этнографическо-го анализа. М., 1960.
  • Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов. М., 1977.
  • Далай Ч. Монголия в XIII-XIV вв. М., 1983.
  • Джангар. Героический эпос синьцзянских ойрат-монголов: в 3 т. Т. 1. Элиста. 2005.
  • Жамбалова С.Г. Традиционная охота бурят. Новосибирск, 1991.
  • Книга Марко Поло / пер. старофр. текста И.П. Минаева; ред. и вступ. статья И.П. Магидовича. М., 1956.
  • Марков Г.Е. Кочевники Азии: Структура хозяйства и общественной организации. М., 1976.
  • Мифы, легенды и предания калмыков / подготовка текстов, пер., вступит. ст., примеч., комментарии, указатели, словарь Т.Г. Басанговой, Т.А. Михалевой. М., 2017.
  • Неклюдов С.Ю. Небесный охотник в мифах и эпосе тюрко-монгольских народов // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. Ч. 1. М., 1980. С. 45-156.
  • Патканов С. Тип остяцкого богатыря по остяцким былинами героическим сказаниям. СПб., 1891.
  • Пословицы, поговорки и загадки калмыков России и ойратов Китая / сост., перевод Б.Х. Тодаевой. Элиста, 2007.
  • Потапов Л.П. Географический фактор в традиционной культуре и быте тюркоязычных народов Алтае-Саянского региона // Роль географического фактора в истории докапиталистических обществ (по этнографическим данным). Л., 1984. С. 132-133.
  • Санчиров В.П. Монгольское завоевание Южной Сибири в начале XIII века и вхождение ойратов в состав государства Чингис-хана // Монголоведение. 2004. № 3. С. 179-192.
  • Уланов А.И. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ, 1963.
  • Хальмг туульс. I боть. Элиста, 1961.
  • Хальмг туульс. II боть. Элиста, 1968.
  • Хальмг туульс. III боть. Элиста, 1972.
  • Хальмг туульс. IV боть. Элиста, 1974.
  • Хан тецгр 1981. № 2. С. 130-138.
Еще
Статья научная