Реликты охотничьего уклада и промысла в фольклорной традиции калмыков и народов трансграничных регионов. Часть 2

Автор: Селеева Цаган Бадмаевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Проблемы калмыцкой филологии

Статья в выпуске: 3 (54), 2020 года.

Бесплатный доступ

Суть научной проблемы заключается в изучении особенностей охотничьего хозяйственно-культурного типа, сохранившихся в виде реликтов в традиционной культуре калмыков и народов трансграничных регионов. Выявление, систематизация и исследование фольклорных реликтов, а также привлечение историко-этнографического материала даст возможность реконструировать традиционную охоту в ее целостном и системном виде. Структура данного исследования позволяет проследить этапы развития и трансформации охотничьего уклада, процессы сложения системы традиционных знаний, а также выявить типологические черты в культуре сопредельных народов. Исследование показало, что фольклорная традиция калмыков и тюрко-монгольских народов Центральной Азии и Южной Сибири довольно устойчиво сохранила в себе архаический пласт охотничьей тематики в виде определенных реликтовых явлений. Очевиден тот факт, что охота играла важную роль в жизни кочевника-скотовода, которая была одновременно и развлечением знати, и способом тренировки воинов, и средством добывания дополнительного питания. В данной части исследования реконструированы такие виды и способы охоты, как охота с ловчими птицами, псовая охота, гон за лисицей, облавная охота. В фольклоре сохранились пережитки родовых отношений, связанные с охотой; представлены также древние социальные институты, соотнесенные с обрядом инициации, социализацией мужчин в «мужских союзах» и «мужских домах». Фольклорные материалы, с одной стороны, отражают реальные сцены охотничьего быта, а с другой - древние мифологические воззрения, обусловленные табу и тотемистическим культом, верованиями в духов и божеств, обрядами и ритуалами, нацеленными на удачную охоту. Культ и особое почитание зверей (медведя и волка) и табу (запрет убивать определенных зверей больше, чем требовалось для удовлетворения реальных потребностей) определены соответствующими идеологическими представлениями в культуре народа и охотничьего общества. Удачная охота в традиции тюрко-монгольских народов была обусловлена определенным магико-ритуальным и обрядовым комплексом

Еще

Охота, охотничий уклад, охотничий промысел, народы центральной азии, фольклорная традиция, хозяйственно-культурный тип

Короткий адрес: https://sciup.org/149127462

IDR: 149127462   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2020-00090

Список литературы Реликты охотничьего уклада и промысла в фольклорной традиции калмыков и народов трансграничных регионов. Часть 2

  • Алексеев Н.А. Медведь в жизни и фольклоре якутов // Народы Сибири: история и культура. Медведь в древних и современных культурах Сибири. Новосибирск, 2000. С. 60-64.
  • Анисимов А.Ф. Семейные охранители у эвенков и проблемы генезиса культа предков // Советская этнография. 1950. № 3. С. 28-43.
  • Бадмаев А.А. Реликты культа медведя в культуре бурят // Народы Сибири: история и культура. Медведь в древних и современных культурах Сибири. Новосибирск, 2000. С. 68-71.
  • Бакаева Э.П. Сакральные коды культуры калмыков. Элиста, 2009.
  • Батмаев М.М. Калмыки в XVII-XVIII веках. События, люди, быт: в 2 кн. Кн. 1. Элиста, 1993.
  • Борджанова Т.Г. Обрядовая поэзия калмыков. Элиста, 2007.
  • Васильев Б.А. Медвежий праздник // Советская этнография. 1948. № 4. С. 78-104.
  • Джангар. Героический эпос синьцзянских ойрат-монголов: в 3 т. Т. 1. Элиста, 2005.
  • Дробышев Ю.И. Человек и природа в кочевых обществах Центральной Азии (III в. до н.э. - XVI в. н.э.). М., 2014.
  • Душан УД. Избранные труды / сост. В.В. Батыров, Т.И. Шараева. Элиста, 2016.
  • Дюма А. От Парижа до Астрахани // Волга. Саратов, 1991. № 11. С. 138—143.
  • Жамбалова С.Г. Традиционная охота бурят. Новосибирск, 1991.
  • Конская скачка в сельце Тюменевка, принадлежащей полковнику князю Сербе-Джабу Тюменю с братьями // Астраханские губернские ведомости. 1839. № 38.
  • Мифы, легенды и предания калмыков / подготовка текстов, пер., вступит, ст., примеч., комментарии, указатели, словарь, сверка калмыцких текстов Т.Г. Ба-санговой, Т.А. Михалевой; отв. ред. А.А. Бурыкин, Е.Н. Кузьмина, В.В. Куканова, Г.Ц. Пюрбеев. М., 2017.
  • Михайлов Г.И. Проблемы фольклора монгольских народов. Элиста, 1971.
  • Неклюдов С.Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Миф и обряд. М., 2019.
  • Нефедьев Н.А. Подробные сведения о волжских калмыках // Журнал Министерства внутренних дел. 1834. № 6. С. 295-374.
  • Предание о нишанской шаманке / пер. с маньчжурского М. Волкова. Текст воспроизведен по изданию: Нишань самани битхэ (Повесть о нишанской шаманке). М., 1961.
  • Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2000.
  • Селеева Ц.Б. Реликты охотничьего уклада и промысла в фольклорной традиции калмыков и народов трансграничных регионов. Статья первая // Новый филологический вестник. 2020. № 2 (53). С. 58-74.
  • Юша Ж.М. Роль словесного компонента в охотничьих обрядах тувинцев // Поэтика жанров фольклора народов Сибири: Миф. Эпос. Ритуал. Новосибирск, 2007. С. 55-64.
  • Хан тецгр 1981. № 2. С. 130-138.
  • Хальмг туульс. I боть. Элст, 1961.
  • Хальмг туульс. II боть. Элст, 1968.
  • Хальмг туульс. III боть. Элст, 1972.
  • Чингис-хан. История завоевателя мира, записанная Ала ад-дином Ата-Ме-ликом Джувейни / пер. с англ. Е.Е. Харитоновой. М., 2004.
  • Bergmann B. Nomadische Streifereien unter den Kalmuken in den Jahren 1802 und 1803. Riga, 1804-1805. Th. 3. URL: http://kalmykia-online.ru/tradition/ohota-u-kalmykov-v-opisanii-bergmana (дата обращения 5.02.2020).
Еще
Статья научная