Репрезентация аутентичности в конструктивистской реальности туризма

Автор: Дай Сяодань, Малинина Нина Львовна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Культура

Статья в выпуске: 7, 2022 года.

Бесплатный доступ

В процессе развития и продвижения культурного туризма особенно важным становится вопрос о том, как удовлетворить стремление отдыхающих к аутентичному опыту без ущерба для местной культурной традиции, на основе уважения и защиты ценностей коренного этноса. В туристическом продукте необходимо воссоздание аутентичности, подчиненной требованиям не только обеспечения подлинности объекта, но и его соответствия целям отдыха, комфорта, релаксации. С этой целью традиционная культура подвергается деформации для создания востребованного туристического продукта. В результате путешественникам представляется конструктивистская реальность, с которой они знакомятся посредством сценических представлений, сувениров, сопряжения с жизненным опытом местных жителей. Сконструированная культурная реальность снимает противоречие между коммодификацией и аутентичностью туристического продукта, позволяя обеспечить формирование подлинного опыта путешественников при сохранении культурных границ и ценностного кода местного населения. Конструктивистская реальность отличается от истинно культурной, однако имеет те же «корни», что служит гарантом существования национальной идентичности.

Еще

Культурный туризм, конструктивистская аутентичность, коммодификация туризма, подлинный туристический опыт

Короткий адрес: https://sciup.org/149140711

IDR: 149140711   |   DOI: 10.24158/fik.2022.7.19

Текст научной статьи Репрезентация аутентичности в конструктивистской реальности туризма

культурных явлений, вызванных ориентацией конкретных этнических районов на рекреационные цели и прием путешественников.

Понятие культуры в широком смысле включает в себя все материальные и духовные продукты, созданные человечеством. В узком смысле оно соотносится с конкретными из них, такими как язык, литература, искусство, религия. Традиционная национальная культура богата коннотациями, знакомство с которыми представляет значительный интерес для непосвященных. Данное обстоятельство легло в основу формирования особого направления в туризме – культурного, которое предполагает двусторонний процесс трансляции элементов национальной культуры, модифицированной для туристической аудитории, и освоения ее путешественниками.

В этой связи следует обратиться к теории «сценической реальности» Э. Гофмана (Гофман, 2009), согласно которой применительно к рассматриваемому виду туризма можно говорить о культуре «на стойке регистрации» и культуре «за кулисами». Чтобы обеспечить подлинность и достоверность информации, транслируемой «из-за стойки регистрации», необходимо сохранить закрытость и таинственность «закулисья». Культура последнего соответствует жизни местных жителей, содержит в себе богатство накопленных традиций, исторического опыта, мировоззренческих оценок и т.д. Суть ее концентрируется на «стойке регистрации» и демонстрируется туристам в преобразованном виде. Таким образом, культура, выражаемая «стойкой регистрации», – это культура туризма, а «закулисье» – это подлинная национальная культура.

Для обеспечения соответствия указанных видов культур друг другу и во избежание травмирования этнического самосознания вследствие нечуткого обращения туристов с национальными ценностями традиционная культура адаптируется под демонстрационные цели, аккумулируя ключевые аспекты и положения в виде особого туристического продукта. Данный процесс носит название создания конструктивистской аутентичной реальности. Ее формирование обеспечивается использованием символических образов и значений, связанных с туристическими объектами. В результате возникает необходимая социальная конструкция (Бергер, Лукман, 1995).

Внимание туриста к аутентичности объекта является опосредованным. Основными целями его путешествия выступают релаксация, смена обстановки, проведение свободного времени, получение положительных эмоций и т.д. Требования к истинности туристического продукта размыты, поэтому аутентичность последнего корректируется принимающей стороной в соответствии с ожиданиями, запросами, представлениями туристов.

Рассмотрим это понятие подробнее.

Первично аутентичность характеризовала объекты искусства, обозначая соответствие автора и места создания произведения подлинным1.

В экзистенциалистской традиции аутентичность связана с проблемами самоопределения и самоконституирования человека, характером обусловленности совершаемых им выборов и возможностью быть автором собственной жизни, обладать собственным бытием2.

В практику исследования мотивации и опыта путешествий туристов термин «аутентичность» ввел Д. Макканелл, который предложил теорию «инсценированной аутентичности» (MacCannel, 1973), подробно разработанную им позднее (Макканелл, 2016).

С тех пор исследования аутентичности туризма оформились и стали развиваться. Китайский ученый Ван Нин обобщил концепцию конструктивистской аутентичности (Wang Ning, 1999). Согласно ему подлинный туристический продукт – это не абсолютный и статичный «оригинал»; данное понятие используется для удовлетворения текущих потребностей, поэтому оно противоречиво; реальный опыт путешествий разнообразен; искаженные изображения часто помечаются как «истинные»; подлинность – это отражение ожиданий туристов перед поездкой, поэтому туристический продукт должен соответствовать запросам путешественников.

Туристы стремятся к эмпирической «аутентичности», к достижению нового подлинного опыта. Однако то, что местные жители демонстрируют им, – это измененная традиционная культура, которая вызывает у путешественников «ложное» чувство знания.

Реальный и непосредственный контакт разных культур нарушает стабильность местной системы ценностей, вызывает неизбежные ее изменения. Вопрос о том, как защитить культуру «закулисья», обеспечивая необходимые визуальные и сенсорные эффекты от ее восприятия для аудитории «за стойкой регистрации», стал предметом исследований многих ученых (Хлевная и др., 2021; Мошняга, 2009).

В связи с необходимостью обеспечения туристского запроса на культуру, которая характеризуется местным колоритом, возникло такое понятие, как коммерциализация национальной культуры. Это означает, что социальные отношения места приема путешественников определяются правилами рыночного обмена (Коэн, 1988; Белкина, 2021). Все вещи, которые привлекают туристов, могут быть оценены, куплены и проданы, что влечет за собой изменения в национальной традиционной культуре и не способствует ее развитию. Она теряет свою первоначальную коннотацию и становится все более и более коммерциализированной. Превращение культуры в «товар» уже означает, что она не является «настоящей». Однако эта точка зрения вызывает дискуссии в научной среде относительно того, является ли процесс «продажи культуры» однозначно отрицательным или его можно считать допустимым.

Обращаясь к концепции «сценической аутентичности» вслед за Д. Макканеллом, можно сказать, что в таких условиях символические продукты культурного туризма рассматриваются как аутентичные и выставляются для показа путешественникам. Цель конструктивистской реальности - защитить «закулисье» принимающего народа, то есть его традиционную культуру, от изменения. «Сценическая реальность» используется для продажи туристам впечатлений; через «представление» они получают эмоции от переживания нового опыта. Хотя «сценическая реальность» отличается от реальности истинной, в ней есть элементы национальной культуры, которые остаются ядром содержания «перформанса».

Туристы - краткосрочные действующие лица. Они стремятся к воображаемой правде, а не к объективной. Использование конструктивистской реальности позволяет устранить противоречия между культурной коммерциализацией и аутентичностью. Не последнюю роль в этом процессе играют туристические сувениры, которые для путешественника выступают символом поездки и места посещения, это осязаемое доказательство того, что человек где-то побывал. Чем более отдаленное и экзотическое место, где производятся и покупаются туристические сувениры, чем выраженнее их аутентичность, тем выше символический статус приобретения для путешественника (Быстрова, 2015).

Туристические сувениры произошли от национальных произведений декоративного искусства - изделий, изготовленных представителями различных этнических групп из местных материалов вручную или полумеханическими методами для удовлетворения жизненных и эстетических потребностей. В результате распространения туризма такие предметы декоративно-прикладного творчества перестали служить лишь для обеспечения жизненных нужд населения и перешли в разряд объектов, предназначенных для продажи путешественникам. В этом смысле превращение «функциональных традиционных произведений искусства» в «популярные туристические сувениры» является необратимой, но оправданной тенденцией.

«Конструктивистская реальность» может быть обеспечена также церемониальными мероприятиями, несущими в себе содержание национальной культуры, демонстрируемой туристам. Путешественники полны желания познакомиться с социальной культурой места пребывания, а участие в традиционных этнических мероприятиях позволяет им это сделать как нельзя лучше.

Туристы стремятся ощутить «подлинный вкус» национальной культуры, но ни один народ не может «безоговорочно представить свою собственную родную культуру» на всеобщее обозрение или превратить ее в товар, материализовав в туристических объектах. Как сказал Э. Гофман, «некоторые вещи нельзя показывать посторонним» (Гофман, 2009). Остается использовать возможность создавать некоторые вещи с «символической реальностью», чтобы продавать их туристам. Необходимо отметить, что в этом случае речь не идет о ложной культуре. Конструктивистская реальность исходит из национальной традиции и поддерживает основную ее форму, она имеет те же «корни», но благодаря ей настоящая национальная культура остается в «закулисье», а на «передний план» помещается наиболее самобытное ее содержание, которое и демонстрируется туристам.

«Конструктивистская реальность», представленная жизнью коренного населения этнических районов, является третьим типом адаптированной традиционной национальной культуры, представляемым туристам. Наплыв путешественников в районы проживания этнических меньшинств принес экономические выгоды этим территориям, однако сопровождался изменениями культурной картины мира местного населения: туристы демонстрировали новые ценности и непривычный образ жизни, что не могло не сказаться на культурных концепциях коренных жителей вновь открытого туристического пространства.

Национальная традиционная культура - это не застывшая, неизменная, а динамичная и открытая система. После того как чужеродные культуры интегрируются с национальными, они становятся частью общего культурного образования.

В свете сказанного следует разграничивать такие понятия, характеризующие рассматриваемый вид туризма, как «культурная коммерциализация», «псевдокультура» и «культурные изменения».

Представление национальной культуры через повествовательную ее интерпретацию формирует «символическую реальность», демонстрируемую «стойкой регистрации» туристам, что может помешать проникновению большого количества чужаков в «закулисье» и обеспечить защиту традиционной этнической культуры от разрушения. «Закулисье» – это место, где коренное население живет в привычной повседневности, некое замкнутое пространство. Туристы должны уважать право местных жителей выбирать свой собственный образ жизни и не навязывать свои ценности и мировоззрение, разрушая социальную и культурную структуру места пребывания.

Следует сказать, что развитие культурного туризма имеет также ряд положительных последствий для этнических территорий. Помимо улучшения экономического состояния этих регионов речь идет о восстановлении уже практически утраченных народных традиций, возрождении ремесел, которые в свете распространения туризма были переосмыслены и стали восприниматься как объекты привлечения новых путешественников. Так, актуализации подвергается традиционная музыка, танцы, драма и т.д., восстанавливаются исторические здания, которые долгое время находились на грани уничтожения, что позволяет сформировать интерактивный культурный опыт в социальном взаимодействии на этнических территориях (Хабибулина, 2020).

Подытожим сказанное. Значительные экономические выгоды, приносимые развитием туризма этническим районам, очевидны. При этом настоящая традиционная культура по-прежнему принадлежит жителям этнических районов, туристам «продаются» культурные символы, такие как «сценическая реальность», сувениры и т.д.

Посредством развития туризма происходит воспроизводство и реорганизация культурного ландшафта с национальной исторической ценностью. С одной стороны, демонстрируется исключительность и неповторимость культуры этнических меньшинств, актуализируется историческая память народов, укрепляется их сплоченность, формируется национальная гордость; с другой стороны, туристы получают возможность обогатить свое представление о культуре, ее разновидностях и этническом своеобразии. Межкультурная коммуникация позволяет подчеркнуть многообразие проявлений человеческой цивилизации.

Таким образом, аутентичность и конструктивистская реальность – это две стороны единого интерактивного и динамичного процесса. Он связан с непосредственным восприятием туристами места пребывания, аутентичность которого определяется их ожиданиями. Несмотря на то, что нет полного соответствия этнической культуры и туристического продукта, опыт путешественников становится подлинным при восприятии ими символического социального конструкта в виде аутентичного национального объекта.

Список литературы Репрезентация аутентичности в конструктивистской реальности туризма

  • Белкина С.В. Аутентичность и коммодификация культурного туризма // Культура и цивилизация. 2021. Т. 11, № 2-1. С. 110-116. https://doi.org/10.34670/AR.2021.73.68.013.
  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М., 1995. 322 с.
  • Быстрова Т.Ю. Социокультурный подход к проектированию туристических и музейных сувениров // Человек в мире культуры. 2015. № 1. С. 18-22.
  • Гофман Э. Ритуал взаимодействия: очерки поведения лицом к лицу. М., 2009. 318 с.
  • Коэн Э. Аутентичность и коммодитизация в туризме // Анналы исследований туризма. 1988. Т. 15, № 3. С. 371-378.
  • Макканелл Д. Турист. Новая теория праздного класса. М., 2016. 279 с.
  • Мошняга Е.В. Проблемы аутентичности в кросс-культурном туристическом дискурсе // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 6 (22). С. 39-48.
  • Хабибулина Л.Ф. Креативный туризм в контексте аутентичности и искусственности туристического опыта // Историко-культурное наследие как потенциал развития туристско-рекреационной сферы. Казань, 2020. С. 230-232.
  • Хлевная Т.И., Домра Ю.М., Стрельникова Е.О. Аутентичность этнического туризма в современном мире как основа для формирования целостности культурно-исторического наследия народов // Вестник Национальной академии туризма. 2021. № 1 (57). С. 21-24. https://doi.org/10.51677/2073-0624_2021_57_1_5.
  • MacCannel D. Staged Authenticity: Arrangements of Social Space in Tourist Settings // American Journal of Sociology. 1973. Vol. 79, iss. 3. P. 589-603. https://doi.org/10.1086/225585.
  • Wang Ning. Rethinking Authenticity in Tourism Experience // Annals of Tourism Research. 1999. Vol. 26, iss. 2. Р. 349-370. https://doi.org/10.1016/s0160-7383(98)00103-0.
Еще
Статья научная