Реставрационные работы в историко-архитектурном музее под открытым небом ИАЭТ СО РАН
Автор: Майничева А.Ю., Мыльников В.П., Бадмаев А.А., Бурнаков В.А., Коваленко Е.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Вопросы методики и организации исследований
Статья в выпуске: XV, 2009 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521586
IDR: 14521586
Текст статьи Реставрационные работы в историко-архитектурном музее под открытым небом ИАЭТ СО РАН
Осмотр 33 археологических памятников, подвергавшихся консерваци-онной обработке в 2007 г., показал, что она дала положительный результат, лишь на двух объектах наблюдаются следы грибковых и лишайниковых образований. Вместе с тем, очевидно, что обработку необходимо проводить повторно раз в 2-3 года с целью предотвращения роста лишайников. Более 40 артефактов было осмотрено, вокруг них была произведена расчистка от земли, муравейников, травы. Внешний вид 6 камней потерял первоначальный облик: отдельные детали изображений на изваяниях скрылись под слоями органических наростов, которые портят не только поверхность каменных основ, но и их структуру, заполняя трещины и щели и размножаясь в них. Они подверглись обработке по ранее разработанной методике [Актуальные проблемы фондовой работы музеев, 1978; Никитин, Мельникова, 2002]. Были проделаны следующие охранно-реставрационные мероприятия: оценка состояния каждого экспоната; определение видов грибковых наростов и отбор проб для лабораторных анализов; заказ и изготовление специальных растворов для обработки грибков-лишайников с целью их уничтожения; составление растворов для консервирующей пропитки поверхностей каменных изваяний, препятствующих образованию грибковых наростов и действия влаги.
Далее, в установленной последовательности были проведены следующие технологические операции:
-
1. Сухая обработка поверхностей каменных артефактов и изваяний.
-
2. Размачивание водой грибков-лишайников - водяные компрессы.
-
3. Очистка каменных поверхностей щеткой с естественной щетиной разбухшей и отмякшей консистенции мхов-лишайников и смывание их водой.
-
4. Очистка трудно удаляемых пятен лишайников и мхов деревянными лопатками и щетками с последующим смыванием водой.
-
5. Естественная сушка поверхностей каменных изваяний.
-
6. Пропитка высушенных изваяний биозащитными и гидрофобными растворами серии «Оберег» от нежелательного действия органики и влаги.
Мониторинг состояния обработанных в 2007 г. бревенчатых конструкций и элементов галереи Спасской церкви из Зашиверска показал их удовлетворительное состояние, отсутствие признаков нового вылета жуков-точильщиков. Задача приближения цвета конструкций-«протезов» к цвету оригинальных конструкций была выполнена: их цвет на тон светлее, что соответствует основным принципам практики реставрации зданий. В 2009 г. после необходимых согласований с учреждениями по охране историкокультурного наследия к конструкциям звонницы церкви была применена уже апробированная методика, включающая
-
1. Механическую очистку;
-
2. Обработку составами по огнебиозащите и гидрофобными растворами серии «Оберег», которые гарантировали сохранность деревянных конструкций в течение 10–15 лет.
Механическая очистка от пыли и органических остатков производилась сухой обработкой щетками с синтетической щетиной. Обработка составами по огнебиозащите выполнялась краскопультом по рекомендованной технологии, предусматривающей двойное покрытие.
Подготовка этнографических материалов для реконструкции построек народов Сибири . В целях подготовки программы по развитию музея были выполнены работы для воссоздания интерьеров жилищно-хозяйственных комплексов аборигенного населения Сибири, осуществлен сбор материалов для размещения на территории музея жилищ и хозяйственных построек бурят и хакасов (ПМА Бурнаков, 2009; ПМА Бадмаев, 2009). Исследования показали следующее.
Внутренне устройство хакасской юрты и ее утварь. Традиционная юрта хакасов – тадар иб своей формой и интерьером издавна привлекала внимание исследователей и путешественников, которые оставили о ней разнообразные сведения [Щукин, 1847, с. 267; Степанов, 1835, с. 184; Карата-нов, 1884, с. 620].
Внутреннее убранство юрты, наличие утвари характеризовали социальный статус ее обитателей, их материальное положение и демонстрировали их хозяйственные качества. Внутреннее устройство каждого жилища носило однотипный традиционный характер. Посередине находился очаг ( от орыны ). Это небольшое круглое углубление. Края и пол его обмазывались глиной. Рядом с очагом, с правой стороны, делалась круглая печь ( кимеге ).
Стенка ее складывалась из камней и обмазывалась глиной. Со стороны входа оставлялось отверстие для топки и два небольших отверстия с боков для поступления воздуха. В верхней части кимеги устанавливался чашеобразный котел. В нем готовили пищу, хлебное или молочное вино (apaгa). Дым от очага шел вверх через дымовое отверстие. Кроме очага и кимег в юртах зажиточных кызыльцев и качинцев вправо от входа устанавливался особый очаг в виде камина ( соол ) с прямой трубой. Напротив входа у западной стены ставилась супружеская кровать – орган ( орындых , cipee ). Она изготовлялась из дерева. Постель покрывалась овчинным одеялом ( чорган ) и заправлялась легким покрывалом из ситца ( хыблых ). Зимнее одеяло ( хара чорган ) шилось из шкур овец, а летнее ( ах чорган ) – из мерлушек и покрывалось синей бязью. С двух сторон постели лежали хакасские подушки ( частых ). Они делались из выделанной овчины с шерстью внутрь в виде мешка с длиною на ширину кровати. Набивалась она птичьим пером, овечьей шерстью или мягкой травой. Юрта делилась на две половины: правая от входа, или северная половина ( алтынзарых ), считалась женской. На этой стороне находились предметы домашней кухни. Здесь было рабочее место хозяйки. Левая от входа сторона, или южная половина ( устунзарых ), была мужской. В ней сосредотачивались предметы хозяйственного значения, которыми преимущественно пользовались мужчины. Деление юрты на две половины было связано, несомненно, с разделением труда внутри семьи. Пол традиционных жилищ хакасов (за исключением соол иба ) был земляной. Он застилался невыделанными шкурами ( талбах ), а сверху покрывался кошмами ( киис ). Сагайцы, кроме того, у дверей клали дорожки из холста ( ике ), а кызыльцы при входе стелили циновки ( чирлiк ).
Реконструкция бурятской деревянной юрты по полевым материалам. Традиционным жилищем бурят ХІХ – начала ХХ в., прежде всего пред-байкальских и присаянских бурят, была бревенчатая юрта (гэр, булгаhаан, hурэ). Наиболее распространенными типами юрты были четырехстенная и восьмистенная, шестистенная и десятистенная типы юрт встречались довольно редко. У предбайкальских бурят строительство 8-стенной юрты пупаарин начиналось с установки 4-х опорных столбов тээни (тээнги^^ , что объяснялось конструкционными особенностями их традиционного жилища. Первым ставили женский столб, расположенный на восток от условного центра юрты – места очага. Деревянный пол был не сплошной – в центре юрты располагался огражденный небольшим срубом открытый очаг, к концу ХІХ – началу ХХ в. он был заменен чувалом, железной печью или плитой с основанием, сложенным из кирпичей. Но нередко полы были и земляные. Половицы направляли вдоль краев очажной площадки. Иногда к северной стене юрты примыкал амбар, имевший входное отверстие прямо из юрты. В подполье этого амбара устраивался погребок-ледник, в котором летом хранили скоропортящиеся пищевые продукты.
Деревянные юрты присаянских бурят нередко имели пол, сложенный из расколотых плах, и небольшой смотровой проем в стене. У людей, жив- ших в низменной местности, сруб юрты имел 10–12 венцов, что было достаточно типично для подобных строений и у других групп бурят.
В начале ХХ в. у тункинских бурят получили некоторое распространение шестистенные юрты с застекленными высокими окнами, обрамленными ставнями и наличниками, с четырехскатной крышей из теса. Помещение отапливалось железной печкой, металлическая труба которой выводилась из светодымового отверстия. Еще одной особенностью этого здания была пристроенная к входному проему закрытая дощатая веранда, поставленная на оклад из трех бревен и защищенная двускатной крышей. Эта веранда завершалась лестницей с перилами.В 1890-е гг. как в юртах пираг , так и в многоугольных юртах присаянские буряты начали ставить глинобитные печи и небольшие железные печи, известные в народе как яндан . Производством таких печей занимались местные кузнецы. Летним жилищем агинских бурят служили четырехстенные юрты, имеющие квадратное или прямоугольное основание, высота которых была чуть больше двух метров. Светодымовое отверстие в такой юрте было посредине пирамидальной крыши, и закрывалось небольшим щитом, сбитым из двух рядов дранки и бересты. Деревянные юрты не имели окон и закрытого пола. Для обогрева помещения ставили небольшие кирпичные или железные печки. На летниках строились бревенчатые юрты, имевшие светодымовые отверстия; без потолка, с крышей, крытой дранками и лиственничной корой, утепленные сверху слоем дерна.
Итак, итогами работы 2009 г. в Историко-архитектурном музее под открытым небом ИАЭТ СО РАН стали как выполнение комплекса работ по мониторингу состояния конструкций и огнебиозащите памятников археологии и архитектуры Сибири, что позволяет говорить об обеспечении их сохранности на следующее десятилетие, так и проведение полевых, архивных и историографических изысканий, которые создают информативную базу для развития экспозиции, согласно принятой концепции ИАМ.