Ресурсно-инновационное развитие как направление смены технологического уклада в экономике

Бесплатный доступ

В статье рассмотрено видение основных направлений ресурсно-инновационного развития как основы смены технологического уклада. Дан анализ применимости концепции ресурсозамещения для инновационного развития региона. Рассмотрены основные этапы ресурсно-инновационного цикла. Приведены показатели оценки инновационно-ориентированных систем

Ресурсы, инновации, технологический уклад, замещение, развитие.

Короткий адрес: https://sciup.org/142228364

IDR: 142228364

Текст научной статьи Ресурсно-инновационное развитие как направление смены технологического уклада в экономике

Введение . Под инновациями в целом понимают такие изменения в экономической системе, которые приводят к качественному росту ее показателей. Инновации могут проявляться как в усовершенствовании, модернизации и реконструкции существующих систем, так и в диверсификации, изобретательстве и даже открытии новых элементов экономических и социальных систем и принципов их функционирования.

К основным теориям инновационного развития относятся:

– теория «длинных волн», «больших циклов конъюнктуры» - X. Кларк, В. Джевонс,

К. Маркс, А. И. Гельфанд, Ван Гельдерен и Де Вольф, Н. Д. Кондратьев;

– «инновационная теория» Й. Шумпетера: «Инновация это акт изменения

производственных функций» «как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности»;

– «теория экономического роста», под которым С. Кузнец подразумевал долгосрочное увеличение способности хозяйства обеспечивать все более разнообразные потребности населения с помощью все более эффективных технологий и соответствующих им институциональных и идеологических изменений, основой прорывов в развитии человеческого знания обеспечивался эпохальными нововведениями или инновациями;

– «теория инновационного пути развития» Б. Твисса, который подчеркивал суть нововведения как процесса, в котором изобретение или научная идея приобретают экономическое содержание, творческий характер инновационной деятельности.

Результаты исследований. Внедрение инноваций сталкивается с проблемой потерь ресурсов при различных поколениях технологий. В зависимости от преобладаний стадий технологического цикла определяется технологическая структура государства (технологический уклад) степень инновационности и соответственно, степень потерь ресурсов. Чем выше технологический уклад в обществе, тем меньше потери.

Ю.В. Яременко отмечал, что «ресурсной предпосылкой экономического роста является не приобщение к новым технологиям как таковым, а технологическое лидерство, разумеется, не во всех, но хотя бы в некоторых важных направлениях. Если страна не нашла таких технологических ниш, то она вынуждена идти в арьергарде овладения новыми технологиями и довольствоваться относительно меньшим объемом добавленной стоимости» [1].

Концепция ресурсозамещения основана на давнем споре двух теоретических школ: с одной стороны, неоклассической, отстаивающей однородность труда и капитала, свободное замещение их друг другом в процессе экономического роста, а с другой – посткейнсианской, основанной на качественной неоднородности ресурсов. Так, в теории неоднородности ресурсов Ю.В. Яременко труд и капитал одного качества заменяет труд и капитал другого качества. В данной концепции ресурсы делятся на массовые и качественные, т.е. проводится разграничение ресурсов внутри групп. Эффективная экономика возможна в регионах с большим задействованием качественных ресурсов.

И неоклассики, и посткейнсианцы рассматривают научно-технический прогресс как фактор экономического роста. При этом неоклассики считают, что он задается извне, а посткейнсианцы считают, что он порожден внутренними механизмами экономического роста. Темпы прогресса они связывают со стоимостью воспроизводства ресурсов.

Наименее изученным вопросом теории научно-технического прогресса и экономического роста является механизм замещения ресурсов.

Эффекты компенсации и замещения, отмеченные в работах Ю.В. Яременко, предполагают проведение определенной структурной политики. Дефицит качественных ресурсов в какой-либо отрасли компенсируется производством массовых ресурсов, экономически оправданных (дешевых) для применения даже и при меньшей производительности. Диспропорции экономической системы, выраженные в «закачке» качественных ресурсов в определенные отрасли, компенсировались применением массовых ресурсов в других отраслях. Можно сделать вывод, что для обеспечения структурного и технологического баланса необходимы процессы замещения массовых ресурсов в качественные в отстающих отраслях. При этом основной акцент делается на технологическом укладе отрасли, который и обусловливает качественность применяемых ресурсов.

Развивая предложенный подход, можно отметить, что простое замещение ресурсов приведет к возникновению дисбаланса на более высоком технологическом уровне. Поэтому речь должна идти как о целенаправленном росте технологического уклада, так и о качественном замещении ресурсов. Переход массовых ресурсов в качественные неизбежен, с точки зрения их ограниченности.

Технологический уклад, который, по мнению многих авторов, определяет развитие страны, является производственным отражением структуры экономического потенциала общества. В какой-то мере можно выдвинуть и доказать гипотезу циклического развития технологических укладов, а следовательно и потенциала. Считая основой развития грядущего седьмого уклада здоровья человека и чистоту окружающего его среды, можно отметить возврат к проблеме получения энергии и материалов на новом экономическом уровне. Т.е. в дальнейшем следует ожидать повторения существовавшей ранее исторической цепочки развития технологических укладов. Чтобы избежать гибели цивилизации, человечество будет вынуждено в ближайшие столетия «открыть» или внедрить новые конструкционные материалы, источники энергии, принципы и механизмы передвижения и связи, решить проблему питания и выйти на другие планеты для решения проблемы «привлечения» ресурсного потенциала.

При этом важным условием является рост ресурсного потенциала. Объединяя между собой эти два условия, можно предложить концепцию ресурсно-инновационного замещения [3].

Идея ресурсно-инновационного замещения основана на организации цикла непрерывного ресурсно-инновационного развития. Сущность этого цикла заключается в непрерывном развитии ресурсов и переходе их через инновационную стадию в ресурсную, на новом уровне, с учетом соблюдения ограничений и интересов субъектов системы.

Инновационная стадия в нашем понимании будет являться краткосрочным, динамичным состоянием потенциала (ресурсов и информации), стадией преобразования в новый потенциал, заменяющие привычные ресурсы общества. При этом инновационная стадия затрагивает как сущность ресурсов, так и применяемые процессы их преобразования, использования и распределения [4].

Управление таким циклом носит стратегический характер, так как его итоги проявляются в длительном периоде.

Использование ресурсов происходит в ходе экономической и социальной деятельности в рамках применяемых способов производства.

Восстановление рассматривает возможность придания исчерпываемым или некачественным ресурсам (в том числе утратившим свое качество в процессе эксплуатации) прежнего или требуемого качества. Например, это восстановление основных фондов экономики, знаний работников, зон экологического бедствия, рекультивация земель, лесов и т.д.

Техническое перевооружение и модернизация – весьма болезненный процесс, нарушающий сложившуюся систему внутреннего и внешнего функционирования системы. Чем меньше его продолжительность и стоимость, тем больше шансов у системы сохранить и улучшить конкурентные позиции. Поэтому при принятии решений об усовершенствовании технологии или переходе на принципиально новую технологию необходимо отдавать себе отчет в том, какие затраты и когда придется произвести в процессе изменения вновь вводимого технологического способа. В.Г. Гребенников даже вводит специальное понятие для оценки возможности осуществления малозатратных технологических новшеств, точнее новшеств за счет изменения используемых ресурсов – «потенциал рекомбинации» [2]. Понятно, что, чем более диверсифицирована технология, чем большее число технологических способов в нее включается, тем выше число возможных комбинаций этих операций, соответственно выше число полезных комбинаций и, следовательно, потенциал рекомбинации. Однако эта зависимость имеет все же ограниченный характер: при слишком большом числе элементарных технологических единиц управление ими становится неэффективным. Верен следующий общесистемный закон, отражающий эффект роста сложности управления при росте числа объектов управления: чем выше потенциал системы, тем труднее использовать его эффективно.

Восстановление экологических ресурсов предполагает формирование программ экологического оздоровления и позитивного антропогенного вмешательства в природную среду, ведущее к улучшению качества экологических ресурсов в муниципальных образованиях региона.

Замещение ресурсов основано на процессах реструктуризации экономики муниципальных образований с переходом на экологоориентированное направление развития, интенсификации задействования неиспользуемого потенциала экологических, экономических и социальных ресурсов, привлечения ресурсов из других муниципальных образований региона и извне его. Также в процессе действия предприятий инновационного кластера происходит улучшение качества экономических, социальных и экологических ресурсов.

В различных регионах приоритет замещения ресурсов территориального развития различен. Так, на территории Республики Бурятия особо актуальна проблема вывода хозяйственной деятельности из водоохранной зоны Байкала и ее диверсификации в сторону эколого-ориентированного производства на всей Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

В какой-то мере все инвестиционные проекты региона используют все ресурсы. Однако в инновационных продуктах, которые должны ориентироваться на максимальное комплексное задействование ресурсов, понимает равнозначность ресурсов в конечном эффекте, невозможность выделения приоритета одного из ресурсов за счет игнорирования другого, определенные пропорции использования ресурсов в разных кластерах, обеспечивающие баланс использования всех ресурсов территории. При этом, разумеется, в регионах остаются экономические кластеры, ориентированные на использование отдельных ресурсов.

Развитие ресурсов основано на придании им новых качеств. Такое замещение позволяет производить более качественный конечный продукт с потенциально большей добавленной стоимостью территории. Например, производство органичной сельскохозяйственной продукции в рамках «зеленой» экономики, являющейся одним из возможных брендов региона, и получение соответствующих международных сертификатов на нее, возможны только при условии восстановления качества земли, воды, применения соответствующих технологий и т.д., что требует периода восстановления и соответствующих инвестиций в него. Это же касается повышения эффективности использования лесных, водных ресурсов, а также производственных ресурсов реального сектора экономики.

Целевое повышение качества ресурсов на территории муниципальных образований региона означает:

  • -    улучшение производственных, кадровых, финансовых и других экономических ресурсов через организацию инновационного предпринимательства в депрессивных поселениях муниципальных образований региона;

  • -    развитие предпринимательских, интеллектуальных и других социальных ресурсов на данных территориях;

  • -    целенаправленное улучшение (регенерация или восстановление) основных экологических ресурсов на проблемных территориях с накопленным антропогенным и естественным экологическим ущербом.

Повышение качества ресурсов возможно только через трансфер инноваций в муниципальные образования региона, создание региональных инновационных кластеров.

Наращивание ресурсов предполагает их расширенное воспроизводство, привлечение внешних ресурсов, повышение потенциала использования.

Процесс использования ресурсов предполагает замыкание итерационной процедуры задействования ресурсов и направлен на получение эффекта от проектов замещения ресурсов.

Выводы . Оценка технологического уклада предполагает использование следующих подходов:

  • -    доля производительных сил в данном укладе (С.Ю. Глазьев, Е.Н. Каблов);

  • -    наличие патентов и их применения на ключевой продукт уклада (Г.Е. Кричевский);

  • -    показатели инфраструктуры технологических укладов (А.А. Сытник);

  • -    показатели эффективности инновационной сферы;

  • -    и другие подходы.

В мировой практики для оценки инновационности систем чаще всего используются следующие подходы:

  • -    индекс научно-технического потенциала («technology index», Всемирный экономический форум) как составляющая интегрального показателя оценки уровня конкурентоспособности страны в глобальной экономике;

  • –    система показателей оценки инновационной деятельности Комиссии Европейских сообществ (КЕС), используемая для сравнительного анализа оценки развития инновационной деятельности в странах ЕС;

  • –    оценка технологической конкурентоспособности стран, разработанная американским Национальным научным фондом (NCF) (с 1991 г.);

  • –    методика Всемирного банка в рамках программы «Знания для развития» (Knowledge for Development – K4D), которая оценивает готовность и возможности той или иной страны к переходу на инновационную модель развития;

  • –    и другие методики.

Авторы предлагают следующие показатели, характеризующие инновационно ориентированные системы:

  • –    выдача ресурсов в максимально переработанном виде;

  • –    максимальная цена условной единицы выпускаемой продукции (удельной трудоемкости);

  • –    максимальный выпуск конечной продукции – мультиресурсных изделий.

Список литературы Ресурсно-инновационное развитие как направление смены технологического уклада в экономике

  • Яременко Ю.В. Экономический рост. Структурная политика // Проблемы прогнозирования, 2001, №1. – С. 6–14.
  • Гребенников В.Г., Пчелинцев О.С., Шаталин С.С. Интенсификация общественного производства: Социально-экономические проблемы. – М.: Изд-во Политиздат, 1987.
  • Беломестнов В.Г. Ресурсно-инновационное моделирование как основа инвестиционного развития социально-экономических систем // Известия ИГЭА, 2004, №2 (39). – С. 66–71.
  • Беломестнов В.Г. Методология управления потенциалом региональных социально-экономических систем. – СПб: НПК РОСТ (Библиотека журнала «Проблемы современной экономики»), 2005.
Статья научная