Ретроспектива историографических исследований в области отечественной культуры
Автор: Грачва Ольга Анатольевна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Историография
Статья в выпуске: 5, 2009 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена интересной и малоизученной проблеме - исследованию историографии, изучающий творчество русских офицеров XVIII - начала XX вв. Автор подверг анализу имеющиеся труды и дал научное обоснование данному процессу
Историографический анализ, отечественная культура, художественное творчество, российские офицеры
Короткий адрес: https://sciup.org/170164838
IDR: 170164838
Текст научной статьи Ретроспектива историографических исследований в области отечественной культуры
И стория становления и развития творческого потенциала офицеров России в области художественной культуры была обделена вниманием учёных. Число печатных публикаций, связанных с исследованием отдельных моментов развития личности офицера, таких как домашнее дворянское воспитание и образование, деятельность военно-учебных заведений, офицерский статус, анализ художественного творчества выдающихся мастеров культуры диктовались определённой общественной значимостью. Данные исследования в своей основе не предполагали изучения творческой активности российских офицеров в области художественной культуры, её происхождения.
С целью более полного её исследования историография в представленной научной статье разделена автором на четыре периода.
Первый период историографии, относящийся к XVIII столетию, показывает этапы возникновения и укрепления отечественной исторической школы, опирающейся на реалии времени и отвечающей государственным интересам и просветительской мысли. Историография первого периода являлась, по сути, описанием исторических процессов, протекающих в России.
Первыми историко-публицистическими трудами, напечатанными гражданским алфавитом, были работы, посвящённые Северной войне 1700–1712 гг.1 «Гистория…» привлекла внимание Петра I, он написал наиболее интересные абзацы в этом исследовании. В данном труде также показана роль военных и политических соратников Петра, их эрудиция, знание иностранных языков2, собраны законодательные акты и указы Петра I об открытии математической школы, ношении «новоманерных» платьев, строительстве мостов.
ГРАЧЁВА
Ольга Анатольевна – майор, к.и.н., доцент; доцент кафедры истории Отечества, органов безопасности и зарубежных пограничных органов МПИ ФСБ
Во второй половине XVIII в. внимание к истории и культуре страны претерпело радикальные изменения, творческие и научные интересы стали опорой историографических исследований. Ярким просветителем и творческой личностью, а также историком своего времени являлся князь М.М. Щербатов (1733–1790), служивший в гвардии. Труд «О повреждении нравов в России» является критической оценкой об щества угодничества, фаворитизма, произвола3 и т.д., что
-
1 Сборник документов по истории СССР / Под ред. В. В. Мавродина. Ч. 5: XVIII век. – М., 1973, стр. 78.
-
2 Шафиров П.П. Рассуждение о причинах Северной войны; Шафиров П.П., Прокопович Ф. Гистория Северной войны. См.: Сборник документов по истории СССР / Под ред. В.В. Мавродина. Ч. 5: XVIII век. – М., 1973, 87–122.
-
3 Щербатов М.М. О повреждении нравов в России // Щербатов М.М. Соч., т. II. – СПб., 1898.
в офицерской среде в дальнейшем являлось неприемлемым и оскорбительным, унижающим честь и достоинство русского офицера. Воспитательный аспект данного научного труда, несомненно, имел свои положительные результаты.
В историографии данного периода появляются исторические произведения, анализирующие внутреннюю культурную ситуацию в стране. Это, например, многотомный труд И.И. Голикова (1735–1801) «Деяния Петра Великого»; усиление внимания к истории русских городов прослеживается в работах «Географический лексикон Российского государства» (СПб., 1773, составитель Ф.А. Полунин) и «Новый и полный географический словарь Российского государства» (СПб., 1789, сост. Л.М. Максимович). Отмечая тенденцию возрастания интереса отечественной науки XVIII в. к творческому потенциалу личности и в конечном итоге к художественному творчеству, необходимо напомнить, что сами по себе данные труды представляют лишь материал, позволяющий судить об отношении научной общественности к феномену художественного труда.
Говоря о втором периоде в историографии исследуемой темы, необходимо отметить заслуги Н.М. Карамзина (1766– 1826), являвшегося родоначальником русского сентиментализма. Одним из первых, кто привлёк общественное внимание к шедеврам русской литературной деятельности, был министр правительства Александра I Н.П. Румянцев (1754–1826). Научный труд «Собрание государственных грамот и договоров», подготовленный членами Румянцевского кружка, и сейчас привлекает внимание исследователей отечественной культуры. Он характеризует время и нравы, а также уровень просвещения и образования российского общества.
Наиболее показательными в те годы были аналитические работы историографа, писателя, академика Петербургской АН М.П. Погодина (1800–1875). Погодин – один из первых исследователей истории, кто непосредственно изучает патриотическое воспитание на примере русского офицерского корпуса. В его рассуждениях есть доля преувеличения, однако яркость примеров несомненна. Русский офицер «вытерпит все, что угодно: в знойную пору наденет овчинный тулуп, а в трескучий мороз пойдёт босиком, сухарём пробавится неделю, а форсированными маршами не уступит доброй лошади…»1.
С.М. Соловьев (1820–1879) известен как крупнейший русский историк; в его работе «Чтения и рассказы по истории России»2 имеется глава «Птенцы Петра Великого», где рассматриваются вопросы качественного разностороннего западного образования и даются прогнозы развития отечественной культуры.
Ко второму периоду историографии можно отнести ряд фундаментальных работ, посвящённых месту и роли кадетских корпусов в системе военного образования России дооктябрьского периода. Первыми серьёзными исследованиями, посвящёнными истории кадетских корпусов, стала работа выдающегося военного педагога, сотрудника Главного управления военно-учебных заведений (ГУВЧЗ) генерал-лейтенанта М.С. Лалаева3, а также обозрения и очерки Н.П. Жерве, В.К. Строева, Н.Л. Ломана4, Н. Мельницкого5, П.В. Пе-трова6, В.Ф. Грекова, В.А. Висковатова7, Ф.Ф. Веселаго8. Особое внимание в своих трудах они уделяли проблеме творческого обучения будущих офицеров, приобщению их к художественному наследию, раскрытию талантов самих воспитанников.
Издавалась литература, в которой обобщались сведения, собранные в разные годы и касающиеся истории, порядка и устройства военно-учебных заведений9. Эти материалы для нас интересны тем, что всё положительное, показанное в них, можно использовать в строительстве об- разовательной системы военно-учебных заведений современной России. Интересны работы Н.Н. Врангеля (1800–1915). В «Статьях по истории русского искусства»1 он даёт исчерпывающий анализ творческой активности со времен Елизаветы Петровны по начало XX столетия. Его исследования явились основой современного подхода к изучению и пропаганде отечественного искусства.
Третий период историографии можно обозначить рамками с октября 1917 г. до начала 1990-х гг. По идеологическим причинам советская историческая литература не могла пропагандировать факт службы многих творческих личностей в царской армии, тем более в чине офицера. Фактически творчество многих русских культурных деятелей было оторвано от реальных биографических фактов, а значит, были не полностью раскрыты источники их творчества. Однако нельзя не отметить работы, базирующиеся, прежде всего, на пропаганде героизма, связанного с обороной рубежей Родины. В них красной нитью проходит мысль о необходимости формирования патриотизма на исторических примерах.
В монографии И.И. Комаровой2 раскрываются факторы, влияющие на распространение и популяризацию культурного наследия, в том числе и при участии офицерского корпуса.
В 1980-е гг. появляются научные труды, в которых исследуется культура предшествующих эпох и участие офицерского корпуса в развитии художественной культуры страны3. Однако в целом литература советского периода не даёт полной картины формирования и развития творческого потенциала офицерского корпуса, оставляя «за кадром» такой значимый факт биографии, как военная служба, повлиявшая на формирование творческой и гражданской позиции художников, писателей и т.п.
Четвёртый этап развития историографии по исследуе мому вопросу начался в 90-е г.
XX столетия. Отметим, что современная российская военная доктрина диктует настоятельную необходимость исторического подхода и оценки различных аспектов этического наполнения всех составляющих данного вопроса. Огромную роль в данном контексте играет личность офицера, её творческий потенциал.
Примеры такого порядка в изобилии присутствуют в отечественной истории и являются актуальными и необходимыми элементами реформирования и строительства Вооружённых сил России. Это нашло своё отражение и в публикациях последних лет4. Проблемы нравственного воспитания офицеров поднимают И.А. Алехин, Е.С. Иванов, И.А. Шеин, В.А. Минер, А.Е. Холманских.
Особый интерес вызывают исследования, касающиеся непосредственно анализа творчества великих русских мастеров культуры, офицеров по профессии и творцов по призванию5. В 1998 г. выпущен достаточно объёмный труд, систематизирующий все сведения о кадетских корпусах России6. Нельзя не упомянуть в этом контексте и монографию А.А. Михайлова7.
Вся представленная литература позволяет судить о данном вопросе как о несомненно важном и значимом звене в создании современной высокообразованной и элитной части общества – офицерского корпуса современной России, и его роли в становлении и укреплении авторитета армии в целом.