Революция справа: российское черносотенство и его место в истории общеевропейских крайне правых партий и движений
Автор: Рокки Тони
Журнал: Историческая и социально-образовательная мысль @hist-edu
Рубрика: Исторические науки и археология
Статья в выпуске: 3-2 т.10, 2018 года.
Бесплатный доступ
Часть II-I: черносотенное понятие русскости в общеевропейском контексте истории национализма и консолидации наций: возникновение и развитие разновидностей национализма в Российской империи и европейских странах Данная серия статей исследует черносотенное понятие русскости в общеевропейском контексте истории национализма. Вкратце, русскость - совокупность национальных характерных особенностей, которые определяют русских русскими и отличают русских от других народов. Через русскость, по мнению черносотенцев, русские должны составлять сплоченное, самоопределяющее (самоидентифицирующее) сообщество, единое в приверженности к формуле «Православие. Самодержавие. Народность». Черносотенное понятие русскости сильно отличалось от определения русскости другими русскими националистами того периода. Некоторые историки заметили, что черносотенное определение «истинно-русского» означало не этническую, а скорее политическую принадлежность - приверженность к триединой формуле «Православие. Самодержавие. Народность». Черносотенное представление о русскости имело противоречивые применения. Черносотенцы подчеркивали всеохватывающую природу русского народа и считали многих представителей нерусских народов членами русской наций. Однако они также исключали целые категории русских из рядов русского народа и разделяли нерусские народы империи на категории «дружественные к России» и «враждебные к России». Черносотенцы также часто использовали эсхатологические мотивы демонизации внешних и особенно внутренних врагов России и русского народа. Заметим, что черносотенцы следовали общеевропейскому течению политической эсхатологии. Важно заметить, что дебаты о русскости были составной частью общеевропейского процесса консолидации этнических и политических наций на фоне конкурирующих представлений идентичности индивидуумов, групп и обществ. В статьях данной серии публикаций будет проведен сравнительный анализ черносотенной концепции русскости с концепциями французскости во французской революции и немец-кости в нацистской Германии. Предмет анализа статей имеет огромную актуальность при современных дебатах о национальных идентичностях и ценностях в Российской Федерации и многих европейских странах.
Короткий адрес: https://sciup.org/14952057
IDR: 14952057 | DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-54-71
Список литературы Революция справа: российское черносотенство и его место в истории общеевропейских крайне правых партий и движений
- Конституция Российской Федерации http://www.constitution.ru/index.htm
- Rogger H. Was there a Russian Fascism? The Union of the Russian People//The Journal of Modern History. -1964. -Vol. 36. -No. 4. -Pp. 398-415
- Ганелин Р. От черносотенства к фашизму. Ad hominem. Памяти Николая Гиренко. -СПб.: МАЭ РАН, 2005. -C. 243-272
- Размолодин М.Л. Трактовка понятия «русскости» в черносотенной идеологии//Научный журнал КубГАУ. -2010. -№ 62 (08). -С. 2
- Уваров С.С. О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством народного просвещения. Доклады министра народного просвещения С.С. Уварова императору Николаю I. URL: http://www.krotov.info/acts/19/1830/1833119.html
- Deme, Laszlo. From nation to class: the Changing Social Role of the Hungarian Nobility//International Journal of Politics, Culture, and Society. -1988. -Vol. 1, No. 4. -Pp. 568-584
- Ogelman N. Ethnicity, Demography, and Migration in the Evolution of the Polish Nation-State//The Polish Review. -1955. -Vol. 40, No. 2. -Pp. 159-179
- Weiner M. People and States in a new ethnic order?//Third World Quarterly. -1992. -Vol. 13. No. 2. -Pp. 317-333
- Gellner E. Nations and nationalism. 2nd ed. -Ithaca NY: Cornell University Press, 2008
- Kohn H. The idea of nationalism: a study in its origins and background. -New York: The Macmillan Company, 1961
- Smith A.D. Nationalism: theory, ideology, history. -Cambridge UK: Polity Press, 2010
- Степанов С.А. Черносотенные союзы и организации. Политические партии в России: история и современность. -М.: РОССПЕН, 2000. -C. 90-91.
- Степанов С.А. Черная сотня. Что они сделали для величия России. -М.: Яуза-пресс, 2013. -C. 50.
- Тютюкин С.В. Политическое пробуждение России на рубеже XIX-XX веков. Политические партии в России: история и современность. -М.: РОССПЕН, 2000
- Степанов СА Черносотенные союзы и организации. Политические партии в России: история и современность. -М.: РОССПЕН, 2000. -С. 91
- Cadiot J. Searching for Nationality: Statistics and National Categories at the End of the Russian Empire (1897-1917)//The Russian Review. -Vol. 64. -No. 3 (Jul., 2005). -Pp. 440-455
- Халилов Т.А. Политический порядок и проблема идеологии//Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. -Ростов н/Д. -2017. -№ 3. -С. 247-256
- Cohn N.R. The pursuit of the millennium: revolutionary millenarians and mystical anarchists of the Middle Ages. Rev. and expanded edition. -New York: Oxford University Press, 1970
- Collins J.J., McGinn B., and Stein S.J. (eds.). The encyclopedia of apocalypticism. 3 vol. -New York: Continuum, 1998
- Goldish M. (ed.). Millenarianism and messianism in early modern European culture. 4 vol. -Dordrecht; Boston: Kluwer, 2001; Pagels E. The origin of Satan. -New York: Vintage Books, 1996
- Полян П.М. Не по своей воле... История и география принудительных миграций в СССР. -М.: ОГИ-Мемориал, 2001
- Булдаков В.П. Хаос и этнос. Этнические конфликты в России, 1917-1918 гг. Условия возникновения, хроника, комментарий, анализ. -М.: Новый хронограф, 2010. -С. 5
- Халилов Т.А. Рецензия на книгу Стейна Рингена «Народ дьяволов: демократические лидеры и проблема повиновения»//Историческая и социально-образовательная мысль. -2016. -Том 8. № 2-2. -С. 205-206 DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-205-206
- O'Leary B. On the Nature of Nationalism: An Appraisal of Ernest Gellner's Writings on Nationalism//British Journal of Political Science. -1997. -Vol. 27, No. 2. -Pp. 191-222 (198, 206)
- Kohn H. The idea of nationalism: a study in its origins and background. -New York: The Macmillan Company, 1961. -C. 13-14
- Kuzio T. The myth of the civic state: a critical survey of Hans Kohn's framework for understanding nationalism//Ethnic and Racial Studies. -2002. -Vol 25. No. 1. -Pp. 20-39 (21-33)
- Dowe D. (ed.). Europe in 1848: revolution and reform. Trans. by D. Higgins. -New York: Berghahn Books, 2000
- Rapport M. 1848: year of revolution. -New York: Basic Books, 2009; Революции 1848-1849 гг. 2 тома. -М.: Изд-во Академии наук, 1952
- Sperber J. The European revolutions, 1848-1851. -New York: Cambridge University Press, 2005
- Hobsbawm E.J. The age of capital, 1848-1875. -London: Weidenfeld and Nicolson, 1975. -Pp. 8789
- Weber E. Peasants into Frenchmen: the modernization of rural France, 1870-1914. -Stanford CA: Stanford University Press, 1976
- Hobsbawm E.J. The age of empire, 1875-1914. -London: Weidenfield and Nicolson, 1987. -C. 148155
- Latourette K.S. Christianity in a revolutionary age: a history of Christianity in the nineteenth and twentieth centuries. 5 vol. -New York: Harper, 1958-1962
- Forsyth J. A history of the peoples of Siberia: Russia's north Asian colony, 1581-1990. -Cambridge UK; New York: Cambridge University Press, 1994
- Lantenari V. The religions of the oppressed: a study of modern messianic cults/Trans. from the Italian by L. gio. -London: MacGibbon & Kee, 1963
- Camus J.-Y. The European Extreme Right and Religious Extremism//Central European Political Studies view. -2007. -Part 4. Vol. IX. https://journals.muni.cz/cepsr/article/view/4399/3439
- Lesiv M. The return of ancestral gods: modern Ukrainian Paganism as an alternative vision for a tion. -Montreal: McGill-Queen's University Press, 2013
- Шнирельман В.А. Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России. -М.: Библейско-богословский институт Св. Андрея Апостола, 2012