Результаты деятельности отдела охранно-спасательной археологии ИАЭТ СО РАН в 2013 году
Автор: Цыбанков А.А., Выборнов А.В., Славинский В.С., Колонцов С.В., Постнов А.В., Марковский Г.И., Дудко А.А., Присекайло А.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Охранно-спасательная археология
Статья в выпуске: XIX, 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14522052
IDR: 14522052
Текст статьи Результаты деятельности отдела охранно-спасательной археологии ИАЭТ СО РАН в 2013 году
В настоящее время перед Отделом охранно-спасательной археологии (ООСА) поставлены задачи по реализации археологических срочных проектов различных масштабов, связанных с отводом земель для хозяйственной деятельности. Другой аспект работы отдела связан с фундаментальными задачами археологической науки – необходимостью расширения и уточнения археологической карты Северной Евразии. Исследования носят междисциплинарный характер: для их проведения активно привлекаются специалисты-геологи, палеонтологи, палеоботаники и т.д.
Спасательные археологические исследования формально начинаются с момента обращения в Институт заказчика хозяйственных работ, проведения конкурсных торгов. Любое обращение проходит развернутый аналитический обзор, завершающийся консультационным письмом, расчетом стоимости работ, коммерческим предложением и т.д. В 2013 г. география обращений и соответствующих решений, касающихся спасательной деятельности, охватила большинство регионов Российской Федерации: от Смоленской обл. до Камчатского края, от Мурманской обл. до Республики Кабардино-Балкария. Были проведены консультации и переговоры различного уровня, а в рамках их подготовки созданы справочные материалы по реестру объектов культурного наследия, истории археологических исследований, геоморфологии предполагаемых к изучению участков и районов.
Полевые исследования ООСА в 2013 г. сконцентрировались на территории Сибирского и Уральского федеральных округов, географически находящихся в пределах Западно-Сибирской равнины и Восточно-Сибирского нагорья. Раскопки широкой площадью проведены на двух памятниках. В Первомайском р-не г. Новосибирска, в зоне строительства комплекса жилых домов, на левом берегу р. Иня была изучена стоянка Разъезд Иня-1. Получен обширный материал по истории Новосибирского Приобья эпохи бронзы, в том числе ирменской культуры (см. отдельную статью в данном сборнике). В Иркутской обл., недалеко от г. Тайшет, в зоне прокладки трубы магистрального нефтепровода Куюмба-Тайшет была изучена стоянка Сафроновка-3. Определяемый до раскопок как мно- гослойный объект эпохи палеолита – средневековья, памятник представил хронологически менее широкий диапазон и представлен небольшой коллекцией бронзового века и массовыми каменными и костными материалами эпохи позднего палеолита (см. отдельные статьи в данном сборнике).
В рамках плановых научно-исследовательских работ и изучения земель, отводимых под хозяйственное освоение, ООСА организовал и участвовал в разведках территории Омской, Иркутской, Новосибирской, Кемеровской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Красноярского края.
На территории севера Западной Сибири изучены линейные и площадные объекты, выводимые для прокладки и реконструкции объектов нефтепроводов. Разведка в Нижневартовском р-не проведена на правобережье Оби в районе нижнего течения р. Вах, восточнее оз. Самотлор. Сильно заболоченная местность отличается здесь возвышенными участками, которые представили типичную среднетаежную стратиграфию с превалированием подзолистых песков. В Нефтеюганском р-не проведена шурфовка и натурное обследование участков, прилегающих к протоке Большая Юганская на левом берегу Оби. На исследованной площади фактически отсутствуют «сухие» участки, однако отдельные естественные и искусственные обнажения почвенных отложений представились перспективными на предмет наличия культурных слоев и палеофауны. На юго-западе округа в Кондинском р-не изучены места подводных переходов магистральных нефтепроводов через реки в подбассейне р. Кон-да – р. Кума, р. Лева, р. Леушинка. Значительное хозяйственное освоение этой территории ведется с 1960-х гг., а археологические исследования предшествующего времени принесли сведения об объектах историкокультурного наследия. В частности, в ходе работ уточнено расположение и современное состояние памятников на берегах р. Лева и р. Леушинка – поселений Лева-9 (эпохи энеолита – ранней бронзы) и Леуши-10 (бронзы – раннего железного века) [Соколков, 1986; Беспрозванный, 2006].
Отдельные линейные участки нефтепроводов и автодорог исследованы в Омском Прииртышье, Кулундинской степной зоне, Барабинской низменности в Москаленском, Корниловском, Черлакском, Омском, Калачинском, Барабинском, Куйбышевском, Усть-Тарском, Убинском районах Омской и Новосибирской областей. Несколько разведочных исследований в Москаленском р-не показали археологическую и геоморфологическую ситуацию в районе озерной долины Камышловского лога. В результате археологического обследования площади более 150 га в Северном р-не Новосибирской обл. были изучены участки на юге васюганских болот, в бассейне р. Тара. На данной территории отсутствовали археологические памятники, но имелись сведения о местонахождениях позднеплейстоценовой и раннеголоценовой фауны, которые не попадают в зону хозяйственного освоения нефтяных месторождений.
Новосибирское Приобье изучалось в пределах Новосибирского, Ис-китимского и Тогучинского районов. Наибольшая площадь исследований заключалась в границах землеотвода для «Восточного объезда» – проекта автодороги, соединяющей северную окраину Новосибирска и автомобильной трассой в районе г. Искитим. В ходе предварительных исследований здесь были выделены перспективные участки обнаружения археологических памятников, в частности, в месте пересечения р. Иня. Полевые работы не подтвердили изначальные гипотезы.
В рамках плановых фундаментальных НИР решались вопросы взаимосвязи населения Северного Приангарья и бассейна Подкаменной Тунгуски на территории Богучанского и Эвенкийского районов Красноярского края. В ходе разведки изучены северные притоки р. Ангара и южные притоки р. Подкаменная Тунгуска, а также водораздел этих бассейнов в районе истоков р. Кажимы, р. Онеко, р. Конярма. Целью исследований являлся сбор материалов для определения путей взаимовлияния носителей культур эпохи неолита – бронзы, чьи следы хорошо известны по памятникам обоих берегов Ангары в ее нижнем течении [Веженко и др., 2013] и в среднем течении Подкаменной Тунгуски (устьях притоков – р. Камо, руч. Байкитик и др.) [Андреев, Фомин, 1964; 1966; Андреев, Фомин, Пашкин, 1965; Привалихин, Дроздов, Макулов, 2005]. Крупнейшая водная артерия района исследований, р. Камо, левый приток Подкаменной Тунгуски. Часть берегов в ее среднем течении была изучена в ходе водного маршрута. Сведения о предполагаемых памятниках на путях взаимодействия не подтвердились, но от местного населения были получены сведения об археологическом изучении ленинградскими исследователями в середине 1970-х гг. объектов в районе устья р. Кумонды, правого притока Камо.
Совместно с НГУ проведена разведка по изучению позднесредневековых объектов в Краснотуранском р-не Красноярского края на г. Унюк (северная окраина Минусинской котловины, правый берег Красноярского водохранилища, левобережье Сыдинского залива). В ходе исследований подтверждено наличие небольшого (три-пять каменных выкладок) курганного могильника на юго-восточной седловине горы. Предварительно объект датируется монгольским и послемонгольским временем (XIII–XV вв.).
Проблемы археологии верховьев Лены и Северного Прибайкалья, а также их взаимосвязи с Приангарьем ставились в период разведок в Братском, Киренском, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском районах Иркутской обл. Маршруты исследований составили более 350 км, в ходе которых выделены перспективные для исследования участки и описан наиболее короткий сухопутный путь от среднего течения Ангары до верховьев Лены.
Проводимые археологические разведки не всегда приносят сведения о новых археологических памятниках, но всегда предотвращают риск их разрушения. Каждый маршрут способствует увеличению информации о местности, наиболее достоверных сведений по археологии и геоморфологии районов. Обследование существующих объектов культурного наследия позволяет корректировать данные государственных органов охраны. При этом многолетний опыт археологических разведок в сибирской археологии свидетельствует, что пройденный разведкой район может принести новые источники в ходе повторной рекогносцировки и надзора за хозяйственными работами.
Всего в 2013 г. ООСА реализовал более 20 полевых археологических исследований на сумму более 30 млн. рублей. Следует заметить, что разнообразная проблематика, широкая география и плодотворность разведочных и раскопочных исследований стали возможными благодаря активному сотрудничеству с заказчиками работ, государственными органами охраны объектов культурного наследия, академическими и университетскими учреждениями, организациями археологического профиля Сибири, Урала, Дальнего Востока. Сотрудники отдела искренне благодарят всех участников многопрофильной деятельности в области сохранения и расширения археологических знаний.