Результаты исследований стоянки Афонтова Гора V в 2023 году
Автор: Новосельцева В.М., Акимова Е.В., Павленок К.К.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Спасательные археологические работы
Статья в выпуске: т.XXIX, 2023 года.
Бесплатный доступ
Выявленный объект археологического наследия стоянка Афонтова Гора V известна как один из древнейших палеолитических памятников на территории г. Красноярска. В середине 1990-х гг. в раскопах был обнаружен материал каргинского возраста, позднее было выявлено еще четыре культуросодержащих горизонта сартанского возраста. В 2023 г. археологическим отрядом ИАЭТ СО РАН были проведены работы по уточнению границ ВОАН «Красноярск. Стоянка Афонтова Гора V». На площади 51 508 м2 заложен 21 шурф глубиной от 2 до 6 м общей площадью 136 м2. Геоморфологически исследуемый участок расположен на IV («лагерной») террасе долины р. Енисей. Относительная высота над уровнем реки составляет 75-80 м. Весь участок подвержен значительной антропогенной нагрузке. Для трассирования шурфов учитывались геоморфология участка и степень антропогенного воздействия. Археологический материал (отщепы и фрагменты колотых костей) зафиксированы в шурфах, расположенных в южной части отведенной территории, непосредственно рядом с выходом на берег Енисея, на бровке террасовидного уступа по левому борту древнего лога. На основании стратиграфической позиции материала и определения фаунистических остатков культурный слой предварительно можно отнести к этапу финального палеолита (Sr4). По результатам проведенных исследований были скорректированы границы объекта «Красноярск. Стоянка Афонтова Гора V», уточнены палеогеоморфологические позиции распространения культуросодержащих отложений. На основании полученных данных сделан вывод об отсутствии на территории обследуемого участка культурных слоев, датированных каргинским временем. В то же время обнаружение археологического материала сартанского возраста позволило уточнить сведения о площади распространения культуросодержащих отложений и, соответственно, скорректировать границы объекта как стоянки финальнопалеолитического времени.
Поздний палеолит, средний енисей, афонтова гора v, артефакты, сартанское похолодание
Короткий адрес: https://sciup.org/145146571
IDR: 145146571 | DOI: 10.17746/2658-6193.2023.29.1131-1135
Текст научной статьи Результаты исследований стоянки Афонтова Гора V в 2023 году
В 2023 г. археологическим отрядом ИАЭТ СО РАН проведены работы по уточнению учетных данных на площади ВОАН «Красноярск. Стоянка Афонтова Гора V» под осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расположенной в границах ул. Сопочной – Пушкина – Революции – Чкалова и пр. Николаевского г. Красноярска (рис. 1, 1 ).
Изучение группы позднепалеолитических стоянок на восточном склоне Афонтовой горы (слобода Николаевка) было начато в 1884 г. И.Т. Савенковым на участке расположения стоянки Афонтова Гора I (по современной нумерации). В 1923–1925 гг. раскопки Афонтовой Горы II–IV вели Н.К. Ауэрбах, Г.П. Со- сновский и В.И. Громов, в 1992–2007 гг. раскопки Афонтовой Горы II – Е.В. Артемьев и Н.И. Дроздов. Масштабные спасательные раскопки стоянки Афон-това Гора II в зоне строительства транспортной развязки у нового Николаевского моста были проведены экспедицией ИАЭТ СО РАН и ООО «Красноярская геоархеология» в 2014 г. [Позднепалеолитическая стоянка…, 2021]. Наиболее ранний возраст культурных слоев этих памятников не выходил за рамки финала гыданской стадии.
Местонахождение Афонтова Гора V было выделено сотрудником Красноярского краеведческого музея Н.П. Макаровым в конце 1980-х гг. на основании

Рис. 1. Стоянка Афонтова Гора V.
1 – место расположения стоянки на карте г. Красноярск; 2 – общий вид с юго-запада на место работ 2023 г.
сборов подъемного материала в районе ул. Копылова. В 1996 г. были начаты спасательные археологические работы отрядом Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева под руководством В.И. Макулова, в дальнейшем продолженные под руководством Е.В. Артемьева, на территории, отведенной под строительство подземного гаражного комплекса (ул. Копылова – ул. Ладо Кецховели). Здесь впервые для Красноярска был выявлен культурный горизонт позднекаргинского времени, содержащий выразительные археологические и фаунистические остатки [Дроздов и др., 1996; Артемьев, Дроздов, 1998; Артемьев, 1999]. Начиная с 2010 г. на прилегающей территории проводились систематические разведочные работы сотрудниками КГПУ им. В.П. Астафьева, ООО «НПО “АПИ”» и ООО «Красноярская Геоархеология» [Геология палеолита…, 2020]. Границы территории объекта установлены приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 07.12.2015 № 259.
По результатам многолетних работ было выделено четыре культуросодержащих уровня в разных стратиграфических подразделениях общей системы неоплейстоценового осадконакопления субаэрального генезиса:
-
1. Первый культуросодержащий уровень залегает в подошве слоя темно-серого легкого гумусированного суглинка (Hl) на глубине 1,12–1,25 м от уровня современной дневной поверхности. Соотнесен с периодом освоения данной территории русским населением (старше 100 лет).
-
2. Второй культуросодержащий уровень приурочен к контакту бурой, каштановой супеси и светло-серой лессовидной супеси (Sr4) на глубине 0,7–0,95 м, мощностью 0,25 м. Может быть отнесен к верхнему палеолиту и предварительно датируется в промежутке 12–10 тыс. л.н.
-
3. Третий культуросодержащий уровень приурочен к кровле серо-коричневой глины, мощность 0,21– 0,24 м. Предварительно определен как погребенная почва сартанского времени (Sr2) (23–25 тыс. л.н.). Зафиксированный культурный слой может быть отнесен к верхнему палеолиту.
-
4. Четвертый культуросодержащий уровень приурочен к верхней и средней части погребенной почвы, относящейся по условиям залегания и радиоуглеродным датам (1997 г. – 28 000–32 000 л.н.) к каргинскому межледниковью (Kr2) (24–50 тыс. лет). Погребенная почва представляет собой плотные темно-коричневые переслаивающиеся с линзами темно-серых гумусовидных глин суглинки, осложненные солифлюкци-онными процессами, имеющими субгоризонтальное простирание. Слой погребенной почвы имеет мощность 0,15–0,5 м, глубина залегания 4,5–6,5 м.
Целью работ 2023 г. являло сь обнаружение материала палеолитического возраста на исследуемой площади, определение границ его распространения в чехле четвертичных отложений, получение методом полевых изысканий современной информации о состоянии ВОАН «Красноярск. Стоянка Афонтова Гора V» на территории отводимого земельного участка, соотнесение границ памятника с границами земельного участка, оценка воздействия и ущерба, который может быть нанесен памятнику при проведении проектируемых работ.
Геоморфологически исследуемый участок расположен на IV («лагерной») террасе долины р. Енисей. Относительная высота над уровнем реки составляет 75–80 м. В рельефе читается общий уклон террасы на юго-восток в долину Енисея. В южной части находится погребенный древний лог, ориентированный в направлении северо-запад – юго-восток, плохо читаемый в современном рельефе. Весь участок подвержен значительной антропогенной нагрузке (рис. 1, 2 ), проявляющейся в плотной застройке одноэтажными домами (от современных кирпичных до деревянных возрастом до 100 лет) с приусадебными участками. К домам подведены электросети воздушными линиями, по улицам проведен водопровод, поставлены колонки. Сохранились старые гравийные дороги.
Общая обследованная площадь составляла 51 508 м2. На этой территории, преимущественно по обоим бортам и в приустьевом участке лога, выходящем в долину Енисея, был заложен 21 шурф на глубину от 2 до 6 м. Для трассирования шурфов учитывались геоморфология участка и такие факторы антропогенного воздействия как степень застройки и хозяйственного освоения. Шурфы выполнялись вне проходящих коммуникаций и остатков строений (фундаментов, погребов) с целью зафиксировать сохранившуюся толщу рыхлых отложений.
Разрез Афонтовой Горы V вскрывает субаэральные отложения эолово-делювиального генезиса поздне-неоплейстоценового и голоценового возраста, формировавшиеся на протяжении последних 25–30 тыс. лет. Хронологический интервал ~24–10,3 14С тыс. л.н. или ~27–28 – 11,7 кал. тыс. л.н. рассматривается в региональной климатостратиграфической шкале как сар-танское (sr) ледниковье и по времени соотносится с МИС 2 (24–14,7 кал. тыс. л.н.) и доголоценовой частью МИС 1 (14,7–11,7 кал. тыс. л.н.).
Морфологическое описание сводного разреза Афонтова Гора V (рис. 2):
-
1. Техногенный темногумусовый горизонт, почва – стратозем темногумусовый (RU).
-
2. Темногумусовый горизонт, в строении которого заметна полосчатость, обусловленная неоднородной гумусированностью в связи с прерывистостью почвообразования.
-
3. Супесь, горизонт, переходный от гумусового (AU) к иллювиальному (BI).
-
4. Супесь карбонатная, почвообразующая порода Sr4. Супесь, белесая от обилия карбонатов, в нижней части с желтовато-розоватыми пятнами, вверху
-
5. Легкий суглинок, окраска розовая неравномерная. Рассматривается как горизонт палеопочвы. Локально – обильная инкрустация карбонатов по корням растений. Переход в слой 6 постепенный.
-
6. Средний суглинок в нижней части слоя, легкий суглинок в средней и супесь в верхней половине слоя. Окраска изменяется снизу вверх по склону от темнорозовой (нижние 10 см) до неравномерной розовой в средней части слоя и желтоватой – в верхней. Присутствуют инкрустации карбонатов по корням растений.
-
7. Палеопочва. Делится на две примерно равные части: нижнюю супесчано-легкосуглинистую (Cm2), желтовато-розовую и верхнюю – среднесуглинистую, розовую (Cm1). Нижние 5 см слоя имеют темно-розовую окраску. Слой разбит тонкими трещинками, раздваивающимися к нижней части. Трещинки местами
-
8. Супесь с прослоем в 30 см среднего-легкого суглинка в нижней части слоя и песчаной прослойкой (5–7 см) в кровле. Слоистость не выражена, окраска пятнистая: на сизовато-желтоватом фоне розово-охристые пятна с диффузными границами. Присутствуют Fe и Mn новообразования.
-
9. Средний-тяжелый суглинок, сложение в нижней части (20 см) полосчатое, темные полосы вишнево-бурые, представленные педоседиментами палеопочвы, переслаиваются с прерывистыми прослойками и пятнами светлой сизоватой окраски. Выше полосчатость проявляется слабо, часто исчезает, фон становится красновато-буроватым, в линзовидных образованиях – розово-желтым. Заметны один-два более ярких прослоя мощностью до 20–25 см, рассматриваемые как следы почвообразования. Кровля слоя неровная.
-
10. Супесь серо-желтая, с розоватым легкосуглинистым прослоем (горизонтом выветривания – палеопочвы) в средней части слоя на глубине 0,45–0,55 см; вблизи кровли (~10 см) розоватые супеси с редкими черными Mn новообразованиями.

а культуросодержащий уровень
Са
Рис. 2. Сводная стратиграфия разреза рыхлых отложений местонахождения Афонтова Гора V. Цифрами обозначены номера литологических слоев.
с криотурбациями, имеющими рисунок в виде округлых пятен (диаметр 10 см) и запятых (диаметр «головки» 25 см).
заполнены бурым глинистым веществом, местами – карбонатами. В подошве слоя виден след сброса амплитудой ок. 10 см. Линия сброса прослеживается в слое по цепочке кротовин и рыхлости сложения.
Археологический материал (отщепы и фрагменты колотых костей) зафиксированы в двух шурфах, расположенных в 45 м друг от друга в южной части отведенной территории, непосредственно рядом с выходом на берег Енисея, на бровке террасовидного уступа по левому борту лога. В обоих шурфах материал залегал в кровле литологического слоя 4 (лессовидные карбо-натизированные супеси) на глубине 1,0–1,2 м. Стратиграфическое положение находок свидетельствует об их позднепалеолитическом возрасте, предварительно в пределах 15–12 тыс. л.н., и относятся к этапу заселения территории в финале сартанского оледенения.
В литологическом слое 4 отмечен один слабовы-раженный уровень слаборазвитых финально-плейстоценовых (Sr 4 ) почв, образование которых может приходиться на потепления беллинг–аллерд. Именно к кровле слоя приурочены культурные остатки финальнопалеолитического горизонта Афонтова Гора V. Следы переотложения слоя, читаемые в разрезе, свидетельствуют о делювиальных процессах, активно сть которых высока при слабой защищенности поверхности почвы растительностью. Резкая деградация растительности, вероятно, была вызвана глубоким похолоданием климата, хронологически сопоставимым с поздним дриасом Европы (DR3 – 12,7– 11,6 кал. тыс. л.н.).
На основании данных, полученных в результате полевых и камеральных работ, сделан вывод об отсутствии на территории обследуемого участка культурных слоёв, датированных каргинским временем. В то же время обнаружение археологического материала сартанского возраста позволило уточнить све- дения о площади распространения культуросодержащих отложений и, соответственно, скорректировать границы объекта как стоянки финальнопалеолитического времени.
Работы выполнены в рамках проекта НИР ИАЭТ СО РАН «Геохронология культурно-исторических процессов в плейстоцене-голоцене Северной Азии на основе комплексного исследования геоархеологических объектов» FWZG-2022-0007.
Список литературы Результаты исследований стоянки Афонтова Гора V в 2023 году
- Артемьев Е.В. Первичное раскалывание и вторичная обработка в индустрии стоянки Афонтова гора V // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1999. - Т. V. - С. 17-21. EDN: XXVATX
- Артемьев Е.В., Дроздов Н.И К вопросу о первоначальном заселении Красноярского археологического района (на материалах исследований стоянки Афонтова гора V в 1998 г.) // Палеоэкология плейстоцена и культуры каменного века Северной Азии и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1998. - Т. 1. - С. 310-317. EDN: YKXYOL
- Геология палеолита Северной Азии: к столетию со дня рождения С.М. Цейтлина. Мат-лы междунар. геол.-археол. Конф. (симпозиума). - Красноярск, 2020. - 140 с.
- Дроздов Н.И., Буторин В.Г., Дроздов Д.Н., Макулов В.И., Тарасов А.Ю., Чеха В.П. Новое местонахождение палеолита в г. Красноярске - Афонтова гора V // Новейшие археологические и этнографические открытия в Сибири. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1996. - С. 88-90. EDN: OLPCVQ
- Позднепалеолитическая стоянка Афонтова Гора II: итоги мультидисциплинарных исследований 2014 года / отв. ред. В.Н. Зенин. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2021. - 260 с.