Результаты лечения и последствия тяжелых ранений голени
Автор: Лычагин А.В., Грицюк А.А., Корытин В.С., Червяков А.В.
Журнал: Кафедра травматологии и ортопедии @jkto
Статья в выпуске: 3 (45), 2021 года.
Бесплатный доступ
Целью данного исследования было изучение отдаленных результатов лечения тяжелых повреждений и огнестрельных ранений голени, сочетающих в себе различные дефекты тканей голени, и анализ их с точки зрения последствий тяжелого течения раневого процесса.Материал и метод. Проведен ретроспективный анализ 53 пациентов, проходивших лечение по поводу огнестрельных и тяжелых открытых ранений голени с обширными ранами мягких тканей и сегментарным дефектом большеберцовой кости более 5 см.Результаты. Всем пациентам удалось устранить дефекты мягких тканей и заместить дефект большеберцовой кости в различные сроки после операции, при сравнительном анализе сроков консолидации средние величины составили в I группе 163,2±8,7 суток, во II группе - 189,6±15,3 суток и в III группе - 154,9±7,1 суток. Полное восстановление объема движений имело место лишь у 5 (9,4%) пациентов, незначительные нарушения функции суставов имели 13 (24,5%) раненых, умеренные - 20 (37,7%), значительные - у 15 (28,3%) раненых. Посттравматические контрактуры явились причиной переломов костей голени в отдаленном периоде (более 10 лет) у 10 пациентов, что составило 18,9%. Лечение проводили стержневым внеочаговым аппаратом, без вмешательства в области перелома, сроки консолидации не превышали обычные сроки сращения.Вывод: лечение патологических переломов в области регенерата имеет особенности, но при полноценном восстановлении кожных покровов и мышечной манжеты, сращение таких переломов может протекать благоприятно.
Ранения голени, дефект костей голени, осложнения ранений голени
Короткий адрес: https://sciup.org/142231468
IDR: 142231468 | DOI: 10.17238/issn2226-2016.2021.3.72-77
Текст научной статьи Результаты лечения и последствия тяжелых ранений голени
Тяжелые повреждения и огнестрельные ранения голени, не теряют своей актуальности последние десятилетия. Несмотря на то, что многие вопросы лечения таких повреждений разрабатывались, отрабатывались и многократно перерабатывались, проблема остается, и интерес исследователей не ослабевает [1-5].
Наиболее успешными методами зарекомендовали себя дистракционный остеогенез по Г.А. Илизарову и свободная васкуляризированная пластика различными по составу лоскутами, которые позволяют заместить костные и мягкотканые дефекты тканей голени. Предложены различные варианты и алгоритмы применения и сочетания методик, которые позволяют ускорить или оптимизировать лечение, что положительно сказывается на результатах, хотя длительность реконструкции голени остается значительной, а последствия таких повреждений и методов лечения мало изучены [6-10].
Пациенты заканчивают лечение в специализированных стационарах, однако некоторые проблемы остаются, такие как рецидивы остеомиелита, укорочения или осевые деформации, контрактуры смежных суставов. После окончания лечения многие исследователи считают, что через год и более после выздоровления данные проблемы не находятся в прямой причинной связи с воспалением или переломом костей голени, а являются новым травматическим эпизодом. Однако, лечение таких повреждений имеет специфические трудности и проблемы, решить которые без специальной подготовки и понимания причинно-следственной связи с предыдущими повреждениями бывает достаточно трудно [11-16].
В доступной научной литературе мы не обнаружили работ, посвященных данной теме, что послужило основанием для выполнения данного исследования, целью которого было изучение отдаленных результатов лечения тяжелых повреждений и огнестрельных ранений голени, сочетающих в себе различные дефекты тканей голени, и анализ их с точки зрения последствий тяжелого течения раневого процесса.
Материалы и методы
Проведен ретроспективный анализ 53 пациентов, проходивших лечение в военном госпитале за период с 1995 года по 2010 года, по поводу огнестрельных и тяжелых открытых ранений голени с обширными ранами мягких тканей и сегментарным дефектом большеберцовой кости более 5 см. Пациенты были разделены на три группы, по критерию тактики оперативного лечения: в I группе 11 (20,8%) пациентам выполняли реконструкцию дефектов кости и мягких тканей голени одномоментной пересадкой свободного васкуляризированного лоскута с фрагментом ребра и последующим остеогенезом по Г.А. Илизарову [17]; II группу составили 23 (43,4%) пациента с аналогичными дефектами голени последовательно выполняли пластику мягкотканого дефекта, а вторым этапом дистракционный осте- огенез; III группа 19 (35,9%) пациентов, которым одномоментно выполнялась пластика дефекта мягких тканей и большеберцовой кости микрохирургическим методом.
Различия по гендерному признаку между группами были незначимыми (p>0,05) всего было мужчин 46 (86,8%) и 7 (13,2%) женщин, по возрасту составу группы также были близкими (p=0,39), что представлено на рисунке 1.
Гистораммы и гауссианы распределения

Рисунок 1. Распределение пациентов по группам и возрасту.
По механизму травмы 17 (32,1%) пострадавших имели открытые или закрытые переломы, осложненные остеомиелитом, повлекшим за собой утрату костной ткани и мягких тканей (в том числе после некрсеквестрэктомий); 36 (67,9%) раненых с огнестрельными ранениями (пулевые, осколочные, взрывные), которые имели первичные дефекты или последствиями остеомиелита, распределение пациентов по группам и этиологии дефекта тканей голени представлено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение больных по механизму травмы
Группы |
Огнестрельные ранения |
Травма |
||
абс. |
% |
абс. |
% |
|
I (n=11) |
7 |
63,6 |
4 |
36,4 |
II (n=23) |
17 |
73,9 |
4 |
26,0 |
III (n=19) |
12 |
63,2 |
7 |
36,8 |
Итого (n=53) |
36 |
67,9 |
17 |
32,1 |
Раны мягких тканей измеряли в длину и ширину, и вычисляли площадь по формуле прямоугольника, дефекты кости были сегментарными (циркулярными) и измеряли длину между отломками большеберцовой кости, малоберцовую кость не принимали во внимание. Разница в величине площади дефектов мягких тка- ней в группах были незначимыми (рис. 2), а при сравнении длины костного дефекта имели место достоверные различия (р>0,0414) между I и III группами, что представлено на рисунке 3.
Всем пациентам удалось устранить дефекты мягких тканей и заместить дефект большеберцовой кости в различные сроки после операции, при сравнительном анализе сроков консолидации средние величины составили в I группе 163,2±8,7 суток, во II группе – 189,6±15,3 суток и в III группе – 154,9±7,1 суток, что представлено на рисунке 4.
Распределение пациентов по площади дефекта мягких тканей
I группа (п=11) = 11*20*погша1(х; 84,4645; 46,4277)

Рисунок 2. Распределение пациентов по величине площади дефекта мягких тканей.

Рисунок 3. Распределение пациентов по длине костного дефекта.

Рисунок 4. Сравнение сроков консолидации большеберцовой кости в группах.
Самые большие сроки консолидации наблюдались во II группе пациентов, это было понятно, так как была предпринята последовательная тактика лечения, сначала добивались полного заживления раны мягких тканей, только после этого переходили к замещению дефекта кости. Учитывая полученные данные по срокам лечения можно заключить, что лечение пациентов в I группе было эффективнее, чем во II группе, а различия между I и III группами незначимы, однако, протяженность костного дефекта в III группе была достоверно меньше, чем в I группе (p=0,0414), что косвенно также свидетельствует о более высокой эффективности одномоментного лечения.
Другим критерием эффективности, помимо сроков лечения, является объём движений в смежных суставах: коленном и голеностопном. Травмы и ранения самих суставов (внутрисуставные переломы) мы исключали, но при тяжести травмы и длительности лечения большое значение имеет данный показатель. Полное восстановление объема движений имело место лишь у 5 (9,4%) пациентов, незначительные нарушения функции суставов имели 13 (24,5%) раненых, умеренные - 20 (37,7%), значительные - у 15 (28,3%) раненых. Результаты представлены на рисунке 5.

Рисунок 5. Анализ результатов амплитуды движений в коленном и голеностопном суставах в группах.
Из полученных данных видно, что незначительные нарушения встречались чаще в I группе, а значительные ограничения движений в смежных суставах – во II и в III группах. Таким образом контрактуры коленного и голеностопного суставов, после ранений и тяжелых травм диафиза костей голени, осложненных образованием дефектов кости и мягких тканей, оперативного лечения, образуются в 90 % случаев, даже при успешном лечении.
Среди других последствий тяжелых ранений и повреждений голени, остаточные укорочения (50,7%), осевые деформации (16%), рецидивы остеомиелита (6,3%), трофические нарушения (11,3%), наиболее частыми последствиями явились контрактуры (умеренные - 35,4%; значительные - 46,3%), особенно если рассматривать их как причину повторных операций [18, 19].
При динамическом наблюдении за пациентами в течение 10 лет после ранения, посттравматические контрактуры явились причиной повторных госпитализаций и операций. Принимая во внимание тяжелый характер ранений и осложненное длитель- ное лечение, операций по поводу непосредственно контрактуры мы не выполняли, однако тугоподвижность в суставе нередко являлась причиной переломов костей голени в отдаленных случаях у 10 пациентов, что составило 18,9%. Лечение проводили стержневым внеочаговым аппаратом, без вмешательства в области перелома, сроки консолидации не превышали обычные сроки сращения.

а
Клиническим примером такого случая является история болезни раненного Г., 45 лет, который получил огнестрельное пулевое ранение правой голени, перелом обеих костей голени, осложненный остеомиелитом, по поводу чего он проходил лечение в течение 4 лет. Выполнялся остеосинтез аппаратом по Илизарову, течение раневого процесса неоднократно осложнялось обострением хронического остеомиелита костей голени и многочисленными операциями. В результате длительного лечения, переломы костей голени срослись (Рисунок 6), однако остеомиелитический очаг удалось ликвидировать только микрохирургической пересадкой торакодорзального лоскута (Рисунок 7), сформировалась выраженная контрактура голеностопного сустава.

В последующем пациент в течение 10 лет находился под динамическим амбулаторным наблюдением, проходил ежегодное обследование и санаторно-курортное лечение по поводу контрактуры голеностопного сустава.


Рисунок 7. Раненый Г. А- интраоперационная картина: рана правой голени после некрэктомии, б- разметка торакодорзального лоскута, в- микроанастомозы (ув. 8 раз), г и д – вид конечности после заживления ран голени.
а б в
Рисунок 6. Раненый Г., а- рентгенограммы костей голени, б и в - вид раны голени и трофические изменения после снятия аппарата.

а б в
На протяжении данного периода пациент отмечал значительное ограничение движений в голеностопном суставе (в пределах 10 гр.) и периодически испытывал незначительные боли после нагрузки, продолжал работать, конечность функционально устраивала в хирургическом лечении не нуждался.
В дальнейшем (через 10 лет после окончания лечения по поводу ранения), при неловком движении (зацепился носком ботинка за эскалатор) упал и получил закрытый перелом в области регенерата правой большеберцовой кости (Рисунок 8).

г д е
Рисунок 8. Раненый Г. А- рентгенограммы правой голени: перелом обеих костей голени, б и в – вид конечности после остеосинтеза стержневым аппаратом, г – рентгенограммы: перелом сросся, д и е - вид конечности по окончании лечения.
Выполнен внеочаговый остеосинтез стержневым аппаратом, перелом сросся, функция правой нижней конечности восстановлена в прежнем объеме.
Заключение. Необходимо сказать, что лечение тяжелых повреждений и огнестрельных ранений голени в достаточно большом проценте случаев имеет определенные последствия, из которых наиболее часто встречается контрактура голеностопного сустава. Лечение такого рода посттравматических контрактур имеет большие сложности, но и отказ от него в отдаленном периоде может быть осложнен опасностью патологических переломов [20].
Вывод: лечение патологических переломов в области регенерата имеет особенности, но при полноценном восстановлении кожных покровов и мышечной манжеты, сращение таких переломов может протекать благоприятно.
Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки
Funding: the study had no sponsorship
Список литературы Результаты лечения и последствия тяжелых ранений голени
- Хоминец В.В., Щукин А.В., Михайлов С.В., Шакун Д.А., Ендовицкая М.В., Захаров М.В. Опыт лечения пострадавшего с тяжелой механической травмой нижней конечности на фоне некомпенсированой ишемии (клинический случай)//Травматология и ортопедия России. 2020. Т. 26. № 1. С. 153-163.
- Зелянин А.С., Филиппов В.В., Дубров В.Э., Месхи К.Т., Келбан Д.И., Зелянин Д.А. Микрохирургическая аутотрансплантация тканей в лечении больных с поздними лучевыми поражениями, осложненными остеомиелитом большеберцовой кости//Клиническая и экспериментальная хирургия. Журнал имени академика Б.В. Петровского. 2018. Т. 6. № 4 (22). С. 6-16.
- Слесаренко С.В., Бадюл П.А., Оксимец В.М., Ковбаса Е.А., Слесаренко Д.С. Случай успешной реконструкции критически поврежденной нижней конечности//Травма. 2017. Т. 18. № 5. С. 77-82.
- Blazhenko A.N., Kurinny S.N., Mukhanov M.L., Afaunov A.A. CLINICAL OBSERVATION OF SUCCESSFUL TREATMENT OF A PATIENT WITH POLYTRAUMA AND OPENED FRACTURE OF UPPER ONETHIRD OF LEFT LEG BONES OF TYPE IIIB ACCORDING TO GUSTILOANDERSON//Polytrauma. 2019. № 1. С. 70-74.
- Белокрылов Н.М., Ладейщиков В.М., Шинкарик И.Г., Белокрылов А.Н., Яговкин М.А. Тяжелое повреждение бедра и голени при автодорожной травме с дефектом кости и мягких тканей//Гений ортопедии. 2016. № 3. С. 73-76.
- Неведров А.В. Пластика покровных тканей при оказании неотложной помощи пострадавшим с открытыми переломами костей голени//автореферат дис. ... кандидата медицинских наук / Центр. науч.-исслед. ин-т травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова. Москва, 2015. -109 с.
- Tahir M., Kumar S., Shaikh S.A., Jamali A.R. Comparison of Postoperative Outcomes Between Open Reduction and Internal Fixation and Ilizarov for Schatzker Type V and Type VI Fractures. Cureus. 2019 Jun 14;11(6):e4902. doi: 10.7759/cureus.4902.
- Atif M., Mohib Y., Hasan O., Rashid H. In the cost-conscious era: Ilizarov circular frame or uniplanar external fixator for management of complex open tibia shaft fracture, retrospective cohort study from a level-1 trauma center. J Pak Med Assoc. 2020 Feb;70(Suppl 1)(2):S20-S23.
- Omoke N.I., Ekumankama F.O. Incidence and Pattern of Extremity Fractures seen in Accident and Emergency Department of a Nigerian Teaching Hospital. Niger J Surg. 2020 Jan-Jun;26(1):28-34. doi: 10.4103/njs.NJS_42_19. Epub 2020 Feb 10.
- Юдин В.А., Кривенко С.Н., Шпаченко Н.Н., Золотухин С.Е. Оптимизация тактики хирургического лечения переломов костей голени при политравме//Вестник неотложной и восстановительной хирургии. 2018. Т. 3. № 1. С. 93-98.
- Кондратьев И.П., Кашанский Ю.Б., Поликарпов А.В., Цапенко В. Новый подход к профилактике гнойно-некротических и септических осложнений при остеосинтезе переломов дистального отдела голени//Medline.ru. Российский биомедицинский журнал. 2018. Т. 19. № 4. С. 1131-1142.
- Оприщенко А.А., Бодаченко К.А., Штутин А.А. Тактика специализированно помощи раненым с огнестрельными переломами костей голени//Университетская клиника. 2018. № 4 (29). С. 17-21.
- Лозовик И.П. Клинико-биомеханические особенности оперативного лечения открытых диафизарных переломов голени//автореферат дис. ... кандидата медицинских наук / Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского. Саратов, 2015. -124 с.
- Khatri J.P., et al. Primary internal fixation in open fractures of tibia following high-velocity gunshot wounds: a single-centre experience. Int Orthop. 2020. PMID: 31392496
- Lee C., Brodke D.J., Engel J., Schloss M.G., Zaidi S.M.R., O’Toole R.V., Gulbrandsen T., Hogue M., Badon J., Bergin P.F., Lirette S.T., Morellato J. Low-energy Gunshot -induced Tibia Fractures: What Proportion Develop Complications? Clin Orthop Relat Res. 2021 Mar 22. doi: 10.1097/CORR.0000000000001736.
- Metcalf K.B., Smith E.J., Wetzel R.J., Sontich J.K., Ochenjele G. Comparison of Clinical Outcomes After Intramedullary Fixation of Tibia Fractures Caused by Blunt Trauma and Civilian Gunshot Wounds: A Retrospective Review. J Orthop Trauma. 2020 Jun;34(6):e208-e213. doi: 10.1097/BOT.0000000000001709.
- Способ хирургической коррекции сложных комбинированных сочетанных дефектов кости и мягких тканей голени. Николенко В.К., Грицюк А.А., Брижань Л.К., Кострица А.Н., Червяков А.В. Патент на изобретение RU 2318461 C1, 10.03.2008. Заявка № 2006119372/14 от 05.06.2006.
- Червяков А. В. Хирургическое лечение обширных дефектов тканей голени : диссертация ... кандидата медицинских наук.- Москва, 2009.- 101 с.
- Грицюк А.А. Реконструктивная и пластическая хирургия боевых повреждений конечностей: диссертация … доктора медицинских наук.- Москва, 2006.-347 с.
- Rosas S., Gwam C.U., Araiza E.T., Roche M.W., Emory C.L., Carroll E.A., Halvorson J.J., Plate J.F. Economic impact of orthopaedic care for nonfatal gunshot wounds: analysis of a public health crisis. Ann Transl Med. 2021 Feb;9(3):210. doi: 10.21037/atm-20-1064.