Результаты оценки обоняния у детей младшего и среднего школьного возраста
Автор: Владимирова Т.Ю., Куренков А.В., Мартынова А.Б.
Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj
Рубрика: Оториноларингология
Статья в выпуске: 4 т.20, 2024 года.
Бесплатный доступ
Цель : сравнительный анализ результатов идентификационных обонятельных тестов, применяемых у детей младшего и среднего школьного возраста. Материал и методы . Обследованы 245 учащихся г.о. Самара: 1-й группы - дети младшего (7-11 лет, n =149) и 2-й - дети среднего школьного возраста (12-15 лет, n =96). Оценка обоняния проводилась с помощью Sniffin’ Sticks Screening Test 12 (SST-12) и аппаратно-программного комплекса (АПК) ReviSmell . Результаты . Предложенные одоранты SST-12 в 100% случаев распознавались детьми, при использовании аппаратно-программного комплекса (АПК) ReviSmell процент распознавания составил 95,9-98,4%. Для детей 1-й группы общий средний балл по SST-12 составил 8,2±1,8 балла, во 2-й группе - 8,9±1,4 балла ( р
Оценка обоняния, тесты идентификации, одоранты, дети, виртуальная реальность
Короткий адрес: https://sciup.org/149148638
IDR: 149148638 | DOI: 10.15275/ssmj371
Текст научной статьи Результаты оценки обоняния у детей младшего и среднего школьного возраста
EDN: AVSKHJ
Введение. Вопросы оценки обоняния крайне актуальны для врачей разных специальностей, особенно в педиатрической практике. Согласно данным литературы, истинную частоту и распространенность обонятельной дисфункции у детей определить достаточно трудно, учитывая ограниченное количество исследований [1]. Так, по данным E. L. Cameron, 2-4% пациентов отмечают потерю обоняния, возникшую еще в детстве [2]. По последним данным, частота обонятельных расстройств у детей увеличилась, в том числе связанная с инфекцией SARS-CoV-2 до 16,6-25,8% [3]. Причинами нарушения обоняния, помимо инфекции верхних дыхательных путей, являются аллергические заболевания, травмы, эндокринные, неврологические и психические расстройства [4–6].
Затруднение тестирования обоняния у детей может быть обусловлено более низким уровнем обонятельного опыта, сложностью концентрации внимания и особенностями индивидуального развития ребенка. Диагностика обонятельных расстройств путем анкетирования в педиатрической популяции сложная и часто не отражает истинные показатели распространенности. Наиболее часто в клинической практике для скринингового обонятельного тестирования применяются тесты идентификации запаха, направленные на выбор одоранта из представленных вариантов. Важным моментом качественной оценки обоняния у детей является визуализация. Так, в зарубежных публикациях наиболее популярны для оценки обоняния в детском возрасте Sniffin’ Sticks Screening Test 12 (SST-12), тест на определение запаха Пенсильванского университета (UPSIT), Лионский клинический тест на обоняние (LCOT), тест на идентификацию запаха (NIH-Toolbox), педиатрический Барселонский обонятельный тест-6 (pBOT-6), тест U-Sniff, краткий тест на идентификацию запаха (B-SIT) [7-11]. Однако применение этих тестов в российской клинической практике ограничено, что определяет актуальность поиска наиболее информативных методик оценки обоняния у детей.
Цель — сравнительный анализ результатов идентификационных обонятельных тестов, применяемых у детей младшего и среднего школьного возраста.
Материал и методы. В исследовании приняло участие 245 учащихся МБОУ «Школа № 124», МБОУ «Школа №37» и Лицей № 1 «Спутник» городского округа Самара. Возраст обследуемых варьировал от 7 до 15 лет, средний возраст в группе составил 9,9±3,0 года.
Перед началом исследования получено письменное добровольное информированное согласие у законных представителей детей. В исследование вошли здоровые дети, не имеющие жалоб на нарушение обоняния. Критериями невключения стали дети с аллергическим ринитом или полипозом; симптомами недавней (в течение предшествующих 4 нед) инфекции дыхательных путей; нарушением дыхания во сне; предшествующими операциями на верхних дыхательных путях в течение предыдущего года (включая тонзиллэктомию и/или аденоидэктомию); сопутствующими соматическими заболеваниями (сердечно-сосудистыми, эндокринными, аутоиммунными или легочными заболеваниями); травмами головы в анамнезе.
Условия проведения исследования соответствовали этическим стандартам, разработанным в соответствии с Хельсинкской декларацией Всемирной ассоциации «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека» (2000) и Правилам клинической практики в Российской Федерации, утвержденным приказом Минздрава России №266 (2003).
Все обследуемые были разделены на две сопоставимые по полу и возрасту группы согласно основным детским и подростковым периодам: в 1-ю группу вошли дети младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет, средний возраст — 8,1±1,3 года) — 149 человек, 2-я группа соответствовала среднему школьному возрасту (от 12 до 15 лет, средний возраст — 14,3±1,0 года) — 96 человек. Обследование включало эндоскопический осмотр ЛОР-органов. Оценка обоняния проводилась с помощью скринингового идентификационного теста оценки обоняния SST-12 и аппаратно-программного комплекса (АПК) ReviSmell, разработанного в ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России [12]. Идентификационный тест оценки обоняния SST-12 включал следующие одоранты: апельсин, кожу, корицу, мяту, банан, грейпфрут, микстуру, кофе, гвоздику, ананас, розу и рыбу. Одоранты были представлены последовательно с интервалом не менее 20 с. Реакция оценивалась в баллах: 1 балл присваивался в случае правильного определения, 0 баллов в случае неправильного определения. Визуальное подкрепление проводили на компьютере с представлением изображения четырех возможных одорантов, одно из которых было верным. Порядок предъявления тестов был рандомизирован с целью контроля утомления внимания или обоняния с использованием компьютеризированного генератора случайных чисел, таким образом, что % детей из каждой возрастной группы сначала выполняла SST-12, затем исследование обоняния с помощью АПК ReviSmell, другая часть — % детей — проходила тестирование в противоположном порядке.
Оценка обоняния на АПК ReviSmell проводилась с использованием пяти сложных одорантов (эфирные масла, разрешенные к использованию в медицинских целях и соответствующие требованиям Государственной фармакопеи РФ): лаванда, пион, ель, эвкалипт, гвоздика (рис. 1).
Подачу воздушно-эфирной смеси проводили в обе половины носа одновременно через носовую маску с управляемыми клапанами вентиляции, время подачи составляло 2 с, интервал между подачей — не менее 30 с. Во время обследования ребенок погружался в виртуальный сценарий, в котором отвечал на вопросы: чувствует ли он запах, приятен ли запах и выбирал из предложенных вариантов визуальный аналог. Результат оценки автоматически фиксировался и формировался в CSV (XLS) файл.
Для статистического анализа использовали специализированное программное обеспечение SPSS 25.0 (IBM Corporation, Armonk, New York, USA, лицензия № 5725-А54). Проверку закона распределения выполняли с помощью критерия Шапиро — Уилка. Данные согласовались с нормальным распределением согласно этому критерию, поэтому использовали методы параметрической статистики, рассчитывали среднее значение показателей и стандартное отклонение ( M±SD ). Для оценки значимости различий использовали t -критерий Стьюдента. Критический уровень достоверности ( p ) при проверке статистических гипотез принимали равным 0,05 или 0,01.
Результаты. По данным скринингового идентификационного теста оценки обоняния SST-12 суммарный средний балл для всех обследуемых ( n =245)

Рис. 1. Исследование обоняния на аппаратно-программном комплексе ReviSmell составил 8,5±1,7 балла. Для детей младшего школьного возраста общий средний балл по SST-12 был несколько ниже и составил 8,2±1,8 балла, в отличие от группы детей среднего школьного возраста — 8,9±1,4 балла (р<0,001). Средний балл у девочек и мальчиков практически не различался, составив 8,5±1,8 и 8,4±1,6 балла соответственно (р=0,484).
Все предложенные одоранты в 100% случаев распознавались детьми, однако результат идентификации одорантов различался. Наиболее часто исследуемые узнавали такие запахи, как «банан» (82,9%/203), «кофе» (82,4%/202), «ананас» (77,1%/189), «апельсин» (73,9%/181), «рыба» (90,2%/221). В меньшем проценте случаев детям удавалось идентифицировать следующие запахи: «корица» (48,6%/ll9), «кожа» (52,7%/l29) и «гвоздика» (58,8%/144).
Сравнительная оценка обоняния у детей младшего и среднего школьного возраста показала разницу в идентификации одорантов по SST-12, при этом более низкие значения наблюдались в группе младшего школьного возраста (рис. 2). Самые низкие значения в группе детей младшего школьного возраста выявлены для запаха «кожи» и «гвоздики» — в 38,9 и 47% случаев соответственно. В группе детей среднего школьного возраста хуже всего идентифицировались запахи «корицы» (47,9%) и «мяты» (56,3%). Наилучший результат у детей младшего школьного возраста отмечен для запахов «кофе» (92,6%/138), «мята» (81,2%/l2l), «банан» (79,2%/118), «микстура» (85,2%/127), в группе среднего школьного возраста — для запахов «банан» (88,5%/85), «ананас» (83,3%/80), «микстура» (80,2%/77) и «апельсин» (79,2%/76). Различие между группами касалось идентификации запаха «кофе», разница составила 25,9%, для запаха «мята» 24,9%, для запахов «ананас» и «апельсин» — 10,1 и 8,7% соответственно.
Процент распознавания одорантов при использовании АПК ReviSmell варьировал от 95,9 до 98,4%. Наилучшая идентификация у обследуемых ( n =245) отмечалась для запахов «эвкалипт» (56,7%/139), «ель» (58,4%/143) и «лаванда» (60,0%/147), в меньшем проценте случаев — для запахов «гвоздика» (52,2%/128) и «пион» (52,7%/129). У детей младшего школьного возраста идентификация всех пяти одорантов варьировала от 61,1 до 65,1 %, в отличие от группы детей среднего школьного возраста, у которых идентификация составила 34,4-58,3% (рис. 3).
Сравнительная оценка обоняния в группах у детей показала лучший результат для детей младшего школьного возраста. Наибольшая разница выявлена для идентификации запахов «гвоздика» (27,7%)

■ Дети среднего школьного возраста
Рис. 2. Результаты идентификации одорантов по данным Sniffin’ Sticks Screening Test 12 в группах младшего и среднего школьного возраста

Рис. 3. Результаты идентификации одорантов на аппаратно-программном комплексе ReviSmell в группах младшего и среднего школьного возраста
и «пион» (30,1 %), менее выраженная — для запахов «ель» (17,2%) и «эвкалипт» (11,1 %).
Обсуждение. В нашем исследовании все дети ( n =245) от 7 до 15 лет смогли пройти скрининговый идентификационный тест оценки обоняния SST-12 и оценку обоняния на АПК ReviSmell. Выявлено возрастное различие для групп младшего и среднего школьного возраста ( p <0,001) с увеличением суммарного среднего балла SST-12, что согласуется с ранее проведенным исследованием [13].
Согласно ряду исследований, влияние пола на эффективность скринингового обонятельного теста, особенно с точки зрения способности идентифицировать запах, является спорным, в большинстве исследований не выявлено различий между девочками и мальчиками [8, 14]. Результаты нашего исследования согласуются с полученными ранее данными.
Учитывая, что порядок предъявления тестов был рандомизированным для контроля утомления внимания или обоняния, мы пришли к выводу о том, что различия в производительности связаны с внутренними особенностями тестирования, а не с особенностями эксперимента.
Использование скринингового идентификационного теста оценки обоняния SST-12 позволило выявить наилучшую идентификацию у детей младшего школьного возраста для таких запахов, как «кофе» (92,6%), «мята» (81,2%), «банан» (79,2%) и «микстура» (85,2%), в группе детей среднего школьного возраста — для запахов «банан» (88,5%), «ананас» (83,3%), «микстура» (80,2%) и «апельсин» (79,2%). Идентификация одорантов на АПК ReviSmell у детей младшего школьного возраста варьировала от 61,1 до 65,1 %, в отличие от группы детей среднего школьного возраста, у которых идентификация составила 34,4-58,3%.
Заключение. Результаты проведенного исследования показали сопоставимые результаты применения скринингового идентификационного теста оценки обоняния SST-12 и нового способа оценки обоняния с использованием технологии виртуальной реальности на АПК ReviSmell. Так, предложенные одоранты SST-12 в 100% случаев распознавались детьми, при использовании АПК ReviSmell процент распознавания варьировал от 95,9 до 98,4%.
Сравнительная оценка обоняния показала разницу в идентификации одорантов в выделенных группах детей по SST-12 и на АПК ReviSmell. Более низкие значения наблюдались в группе младшего школьного возраста. Выявленные различия идентификации одорантов важны для последующего подбора оптимальных одорантов для скрининговой оценки обоняния у детей.
Вклад авторов. Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.