Результаты полевых исследований на памятниках Сергушкин-3 и взвоз в Северном Приангарье
Автор: Герман П.В., Леонтьев С.Н.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Охранно-спасательные исследования ИАЭТ СО РАН на объектах культурного наследия Азиатской России
Статья в выпуске: XVI, 2010 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521689
IDR: 14521689
Текст статьи Результаты полевых исследований на памятниках Сергушкин-3 и взвоз в Северном Приангарье
В период с 15 июля по 4 сентября 2010 года Первым Сергушкинским отрядом ИАЭТ СО РАН проводились спасательные археологические работы на памятниках Сергушкин 3 и Взвоз (Кежемский район Красноярского края), входящих в состав ансамбля археологических памятников остров Сергушкин.
Стоянка и могильник эпохи неолита - средневековья Сергушкин 3 открыта в 1974 году В.И. Привалихиным, расположена на аллювиальной террасе левого берега о. Сергушкин, в 2,5 км выше его нижней оконечности. Площадь памятника 9919 кв. м, координаты: 58°54’51.69” с.ш., 102° 2’35.7” в.д. Спасательные работы на объекте ведутся с 2009 года. В текущем году на памятнике Сергушкин 3 вскрыто 631 кв. м, из которых 581 кв. м сплошная площадь исследования (раскопы №1 и2), и 50 кв. м рекогносцировочные раскопы (№1-3). Таким образом, к настоящему моменту на территории памятника Сергушкин 3 раскопами исследована площадь 1744 м.
Для данного участка острова Сергушкин характерно наличие эоловых аккумуляций, закрепленных редколесьем. В связи с этим, первый этап работы на памятнике включал в себя выборку стерильного эолового слоя толщиной до 1,3 м. Вслед за эоловыми отложениями следовал слой черной гумусированной супеси мощностью до 0,08 м, после чего начинался слой желто-серой супеси толщиной до 0,55 м (культуросодерожащий слой). Слой желто-серой супеси включал в себя многочисленные изделия из камня, керамики, кости, железа и бронзы. Керамический комплекс обнаруженный в слое включает: фрагменты с обмазочно-валиковым декором, характерным для средневекового времени; отдельные фрагменты и развалы сосудов с формованными валиками (цэпаньская культура раннего железного века), керамика с отпечатками рубчатой лопаточки (глазковская культура) и сосуды, орнаментированные оттисками сетки-плетенки, относящиеся к серовскому (?) времени.
Среди изделий из камня, помимо отходов производства, в большом количестве встречены отщепы и пластины с эпизодической ретушью и резцы. Среди орудий, оформленных покрывающей сильномодифицирующей ретушью, обнаружена серия наконечников стрел и дротиков, ножей, вкладышей. Кроме этого найдено несколько топоров с ушками и серия шлифованных изделий из камня (тесла, ножи).
Помимо отдельных находок в слое было исследовано 19 объектов, большая часть из которых представляет собой ямы, заполненные обломками и целыми экземплярами каменных орудий, и многочисленными отходами их производства, фрагментами керамических сосудов, мелкими костями животных, угольками. Исследованные ямы, предположительно, имели хозяйственное назначение. Кроме этого, было изучено 8 разновременных погребений. В 1978-1985 и 2009 годах на памятнике Сергушкин 3 было вскрыто девять погребений. Нумерация погребений исследованных в текущем году была продолжена.
Погребения 15 и 16 – единственные зафиксированные по могильным пятнам красно-коричневого цвета (до 220x80 см), глубиной 15-16 см. Кости погребенных располагались в виде хаотичного скопления, частично обгорели. Большая часть костей погребенных отсутствовала, среди костей попадались фрагменты горелой бересты. Погребальный инвентарь (бронзовый рыболовный крючок) обнаружен только в погребении №16. Предварительная датировка погребений – конец бронзового – начало раннего железного века.
Наибольший интерес представляет погребение №13. Могильная яма имела форму прямоугольника сориентированного по линии северо-восток – юго-запад, перпендикулярно реке. Размер ямы – 222×70 см, глубина – до 14 см. Погребение совершено по обряду ингумации, вытянуто на спине, головой на юго-запад (к реке). Среди костей погребенного (взрослый мужчина) и рядом обнаружено большое количество разнообразного сопроводительного инвентаря из бронзы (эссовидная и бабочковидная бляшки с изображениями хищной птицы), железа (фрагменты плоского изделия), кости (наконечники стрел, обоймы, накладки на лук) и каменные наконечники стрел. Кроме этого у правой берцовой кости находился череп соболя (?). Большинство найденного в погребении инвентаря имеет аналогии в цэ-паньских погребальных комплексах [Привалихин, 1987; 1989; 1993]. Изделие из железа в подобном контексте встречено впервые.
Четыре погребения (№10-12 и 14) относятся к эпохе средневековья. Захоронения совершены по обряду трупосожжения на стороне. Жженые кости располагались в небольших (до 60×45×40 см) грунтовых ямах. Среди костей обнаружены куски горелого дерева и бересты. Погребальный инвентарь: бляшки и подвески из бронзы, бронзовое кольцо, железные ножи и тесла, лом железных изделий. Большая часть изделий из бронзы и железа находят аналогии в средневековых погребениях на памятниках Усть-Чадо-бец, Сергушкин 3 (раск. 1981 г.), Отико и др. [Привалихин, Фокин, 2010] и датируются в пределах Х-ХІІІ вв. н .э.
Датировка погребения №17 затруднена в связи с отсутствием инвентаря и потревоженности могилы более поздней (?) ямой. От погребенного сохранились череп с нижней челюстью, ключица и фрагменты длинных костей рук. На черепе обнаружены следы от режущего орудия, что позволяет предположить факт скальпирования.
Стоянка эпохи неолита – средневековья Взвоз открыта в 1988 году В.И. Привалихиным, находится на 4-5 метровой пойменной террасе правого берега о. Сергушкин, в 1 км ниже его верхней оконечности. Памятник имеет площадь 74910 кв. м, координаты: 58°54’4.00” с.ш., 102°13’44.00” в.д. На памятнике вскрыто 150 кв. м, из которых 100 кв. м сплошная площадь исследования (раскоп №1) и 50 кв. м рекогносцировочные раскопы (№1-5).
В недавнем прошлом почти вся территория памятника использовалась жителями с. Усольцева для сельскохозяйственных нужд (покос, небольшие участки пашни). В настоящее время территория памятника густо заросла молодым хвойно-лиственным лесом. Вся площадь памятника покрыта дерном, сформированным лесной подстилкой из перегноя палой листвы и иголок лиственницы, древесной трухой и пр. Мощность дернового слоя колеблется в пределах 6-12 см, в отдельных случаях достигает 20 см. Повсеместно между дёрном и культурным слоем фиксируется мощный слой эоловых аккумуляций, сложенный из светло-серых супесей, мощностью до 1 м. Слой интенсивно насыщен корнями деревьев и мелкой речной галькой. Следом залегал слой комковатого влажного гумусированного суглинка коричневато-бурого цвета мощностью до 0,5 м. В этом слое встречен археологический материал конца эпохи раннего железа – начала средневековья, представленный фрагментированной керамикой цэпаньского типа и обломками посуды с обмазочно-валиковой орнаментацией. Среди прочего материалы были обнаружены: небольшой молот из гальки, бронзовый трехлопастной наконечник стрелы с обломанным черешком и железная поясная бляшка тисненная золотым листом.
Ниже залегал слой плотного слоистого влажного суглинка желтовато-коричневого цвета мощностью около 20 см. Находки в этом слое единичны и происходят из предшествующего или последующего слоев. Его подстилает слой комковатого влажного гумусированного суглинка темно-коричневого (до черного) цвета мощностью до 30 см. Встреченный здесь материал образовывал пять четко выраженных скоплений (объектов). Объекты №1 и 2 представляли собой компактные развалы обломков двух керамических сосудов. В плане они имели форму двух смыкающихся друг с другом неправильных овалов размерами 90×70 см (объект №1) и 110×45 см (объект №2), вытянутых по линии запад – восток. На той же глубине в 0,5 м к юг-юго-западу от первого скопления было встречено три каменных наконечника стрелы. Объект №3, располагавшийся в 3 м к северо-западу от объекта №2, включал еще одно скопление обломков двух керамических сосудов. Менее компактное, чем два предыдущих, оно имело вид неправильного овала площадью 150×85 см, вытянутого по линии запад-северо-запад – восток-юго-восток. В западной части скопления, ближе к его геометрическому центру, среди керамических фрагментов были расчищены залегавшие на расстоянии 10-15 см друг от друга три каменных предмета: трапециевидное тесло, листовидный наконечник копья и жезл со скульптурным навершием в виде головы медведя (рис. 1). В 30 см к северо-востоку от скопления керами-

Рис. 1. Стоянка Взвоз. Каменный жезл с головой медведя. Рисунок Д.А. Хмелевцевой.
ческих фрагментов были встречены две каменные фигуры двуглавых рыб (рис. 2). Они залегали совместно, образуя V-образную фигуру, обращенную углом к юго-западу. В 0,8 м к северо-западу от них обнаружен каменный топор трапециевидной формы. В 1,8 м к северо-западу от предшествующего объекта было выявлено плотное скопление обломков костей живот -ных, в т.ч. со следами обработки и фрагментов костяных изделий неясного назначения, среди которых костяная пластина с навершием в виде головы лося ( объект №4 ). Здесь же находились три клыка и резец медведя, а так же обломок нижней челюсти медведя со следами обработки. Скопление име-

Рис. 2. Стоянка Взвоз. Каменные фигуры двуглавых рыб.
Рисунок Д.А. Хмелевцевой.
ло форму неправильного овала размерами 65×42 см, вытянутого по линии северо-запад – юго-восток. В центре объекта сразу под обломками костей было найдено каменное шлифованное четырехгранное долото. В 2,4 м к западу от объекта №3 и в 2,2 м к юго-западу от объекта №4 было выявлено небольшое (70×40 см) аморфное скопление обломков трех керамических сосудов ( объект №5 ).
Все указанные скопления археологического материала объединены как стратиграфией залегания, так и культурно-хронологической принадлежностью. Орнаментальные композиции, представленные на керамических сосудах, обнаруживают аналогии с серовской погребальной посудой [Горюнова, 1996]. Наиболее вероятно, исследованные объекты маркируют собой остатки одного неолитического комплекса, который, судя по присутствию предметов сакрального характера (скульптурные изображения медведя, лося и рыб, обработанные медвежьи кости), был связан с проведением ритуально-обрядовых действий.