Результаты полевых исследований стоянки Усть-Кова I в 2010 году

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521683

IDR: 14521683

Текст статьи Результаты полевых исследований стоянки Усть-Кова I в 2010 году

В 2010 г. на стоянке Усть-Кова І была вскрыта площадь в 1022 кв.м.

В раскопе повсеместно выявлены два культурных слоя и только на локальном участке площадью около 50 кв.м. удалось зафиксировать культурный слой, получивший обозначение «1А». Культурный слой 1 содержит смешанные материалы, датированные в пределах мезолита – русского времени; культурные слои 1А и 2 – материалы эпохи мезолита.

В результате раскопок получена коллекция археологического материала общей численностью 8291 экз., в т.ч. в культурном слое 1 – 1476, в культурном слое 1А – 252, в культурном слое 2 – 6563 предметов.

На всех участках памятника, изучавшихся как в 1977-85 гг., так и в ходе последних трех лет, общее строение толщи отложений, за исключением отдельных деталей, в целом идентично.

Наиболее полный разрез террасы, на которой расположен памятник, был вскрыт траншеей на северной границе раскопа:

  • 1.    Современный почвенный к о мплекс, включ а ет почвенно - р ас ти те льны й горизонт мощностью 0,02-0,04 м; пахотный горизонт современной почвы; содержит археологический материал культурного слоя 1 – 0-0,45 м.

  • 2.    Пески серые, тонкозернистые, пылеватые, не с лоистые ( по стенке з ачастую не фиксируется, но в виде отдельных линз мощностью до 0,05 м отмечается при плановой зачистке на отдельных участках раскопа). К юговосточной части памятника мощность слоя увеличивается. Содержит археологический материал культурного слоя 1А.

  • 3.    Суглинки красновато-коричн е вые, уплотненные; сод е ржит а р хеологический материал культурного слоя 2 – 0,45-0,53 м.

  • 4.    Суглинки коричневые, уплотненные до средних – 0,53-0,89 м.

  • 5.    Суглинки коричневато-серые, лессовидные, плотные, неслоистые, включают сажистые прослойки, пятна и натеки карбонатов – 0,89-1,4 м.

  • 6.    Сложное переслаивание светло-серых песков с вкраплениями мелких угольков и галек и плотных буро-коричневых мелкокомковатых супесей – 1,4-2,2 м (мощность видимая). Слой 6, по-видимому, представляет собой аллювий пойменной фации ІІ ковинской террасы.

а. На поселении Усть-Кова І фиксир у ются следы неоднократного заселения данной территории на протяжении всей эпохи голоцена. Однако основным и определяющим является культурный слой, содержащий мезолитическую индустрию.

Основой сырьевой базы производства каменных изделий были кремни разного происхождения, внешнего облика и качества. Более трети всех кремней имеют полосчатые текстуры, в ряде случаев использована замещённая кремнистой массой ископаемая древесина. Реже встречаются полупрозрачный халцедон, в основном светлых розоватых и желтоватых тонов, окремнённые алевролиты или аргиллиты, бело-серый жильный кварц высокого технического качества, сероватый микрокварцит. Фрагменты бесспорной галечной поверхности на каменных артефактах почти не встречаются, чаще наблюдаются участки естественной поверхности без явных следов водной транспортировки. Вероятно, часть кремней взята в непосредственной близости от коренных выходов (определение Ю.М. Махлаевой).

Культурный слой 1 может быть датирован в широком хронологическом диапазоне: от эпохи мезолита до русского времени, являясь результатом сплошной перепашки земли в ХХ веке. В с о став е коллек ц ии каменный инвентарь неолита и мезолита, включающий разнообразные нуклеусы: от микроформ до крупных призматических и клиновидных, грубо оббитые галечные топоровидные орудия, в том числе с ушками и перехватом, шлифованное тесло, орудия на микропластинах (острия, резцы, резчики, вкладыши), скребки на отщепах и пластинах. К эпохе раннего железа и средневековья отнесены фрагменты неопределимых железных изделий, многочисленные металлургические шлаки и обломки стенок плавильных сооружений. Из железа выполнено изделие в виде двух небольших колец с перекрученным соединением между ними. Подобные предметы были ранее найдены в ритуальных захоронениях в первом культурном слое поселения Усть-Кова и датированы 8-12 в. н.э. [Хроностратиграфия, 1990, с 155-158; Васильевский, Бурилов, Дроздов, 1988; Гревцов, 1989; Леонтьев, 1999, Леонтьев, Дроздов, 1996]. Уникальной также является находка изображения гагары из тонкой железной пластины, традиционного для эвенкийского шаманского костюма. К русскому времени относятся кованые гвозди, скобы, обломки неопределимых железных изделий.

Набор керамики первого культурного слоя отражает его разновременность: присутствуют фрагменты сосудов с оттисками гребенчатого штампа, тонкостенных сосудов с обмазкой и налепным валиком, глазурованных сосудов.

Культурный слой 1А был выявлен только на одном участке раскопа. Археологический материал залегал в легком сероватом песке, явно не потревоженном поздней перепашкой. По характеру инвентаря слой почти идентичен слою 2. Здесь широко представлены микропластины, обломки и сколы с нуклеусов, обломки орудий. Из мезолитического облика слоя явно выпадает только шлифованное тесло. Вопрос о природе и возрасте данного слоя остается открытым.

Культурный слой 2 по совокупности характеристик стратиграфического положения (ранний голоцен), особенностей каменной индустрии (развитая микролитическая индустрия с широким спектром вариаций микрорасщепления) при отсутствии керамики, шлифованных изделий из камня может быть отнесен к мезолиту (10-7 тыс. л.н.). В конце 1970-х гг. для слоя была получена дата 7250 (КРИЛ-378) [Хроностратиграфия…, 1990].

Особенностью первичного расщепления во втором культурном слое является использование огня для прокаливания нуклеусов, как на стадии заготовки, так и на стадии непосредственного расщепления. Об этом свидетельствует обилие расколотых вдоль нуклеусов с ячеистой плоскостью раскола (растрескивания?) (см. рисунок, 1, 3 ), многочисленные отщепы и сколы с подобными следами пирогенного воздействия, единичные крупные нуклеусы с измененной внутренней структурой – от края к центру.

Сам набор нуклеусов очень выразителен. В коллекции 2 культурного слоя присутствуют микронуклеусы (преобладают) и нуклеусы для пластин средних размеров (единичны) различных типов: клиновидные, удлиненные конические, призматические, плоские одноплощадочные монофронты, торцовые одно- двухплощадочные и моно- и бифронты (см. рисунок, 1-3, 5-7, 11, 12 ). В орудийном комплексе присутствуют скребки концевые на массивных и относительно плоских отщепах и средних по размеру пластинах (см. рисунок, 15-17 ), режущие (скребущие, скоблящие) орудия на пластинах, оформленные чешуйчатой ретушью, а также относительно немногочисленные остроконечники, долотовидные орудия, угловые и боковые резцы на пластинах и отщепах. Наконечники стрел единичны, имеют классическую (неолитическую) двухстороннюю обработку стелющейся ретушью или плоской краевой ретушью по периметру с бифасиальной обработкой только острия. В единственном экземпляре найдено остроконечное орудие (наконечник) на длинной пластине с вентральной стелющейся ретушью по острию и двусторонней ретушью вдоль выемчатого удлиненного насада (см. рисунок, 8 ). Впервые получена выразительная серия многофасеточных объемных резцов, так называемых «нуклеусов-дрилей», традиционно являющихся репером мезолитических комплексов Ангары (см. рисунок, 9, 10, 13, 14 ). Присутствуют крупные грубо оббитые топоровидные орудия на крупных гальках. Микротехника представлена многочисленными пластинками с ретушью (см. рисунок, 4 ), как преднамеренно нанесенной, так и возникшей в результате утилизации, дислоцированной как по

Каменный инвентарь культурного слоя 2 стоянки Усть-Кова І:

1–3, 5–7, 11–12 – микронуклеусы; 4 – фрагмент микропластины с ретушью; 8 – наконечник; 9, 10, 13, 14 – нуклеусы-дрили; 15–17 – скребки, 18–21 – резцы на микропла- стинах.

краям, так и по усеченному дистальному концу, а также угловыми и боковыми резцами, резчиками и проколками (см. рисунок, 18-21 ).

Стоянка Усть-Кова I на сегодняшний день является единственным памятником Северного Приангарья, где мезолитический горизонт установлен, доказан и изучен на большой площади. Именно мезолитический комплекс Усть-Ковы I позволяет получать информацию о культурном развитии региона в эпоху раннего голоцена. Открытие культурного слоя 1А расширяет наши возможности в области внутренней периодизации и хронологии этапа мезолита и раннего неолита (?) Северного Приангарья.

Статья