Результаты работ на поселении Автодром-2 в 2006 году
Автор: Бобров В.В., Марочкин А.Г., Соколов П.Г.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XII-1, 2006 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521195
IDR: 14521195
Текст статьи Результаты работ на поселении Автодром-2 в 2006 году
В 2006 г. Кузбасской археологической экспедицией Института экологии человека СО РАН (руководитель д.и.н., профессор В.В. Бобров) совместно с Западно-Сибирским отрядом Североазиатской комплексной экспедиции (руководитель академик В.И. Молодин), были продолжены полевые исследования поселения Автодром-2 в Венгеровском районе Новосибирской области, ведущиеся на протяжении нескольких лет. Одной из сложнейших проблем и в предшествующие годы, и в отчетном году являлось выяснение стратиграфии памятника, особенно на участке, расположенного ближе к краю террасы (южная и юго-западная часть). Организация жилого сооружения в песке, высокая степень его вымывания, как осадочными, так и паводковыми водами, затрудняют определение границ и пола жилища, выявления конструктивных особенностей и т.д. Эти же трудности были в период полевого сезона 2006 года.
Первоначально планировалось провести работы к северу от жилища 45, раскопанного в 2005 г., т.е. продолжить старый раскоп и получить более обширную, чем ранее, планиграфическую ситуацию. Более того, на плане памятника здесь было зафиксировано жилище 46. Исследования показали, что на этом месте располагалось, скорее всего, сооружение сезонного характера. По крайне мере, понижение на уровне материка (слой глины красного цвета) не имело вид, близкий к какой-либо геометрической форме. Стратиграфия на этом участке представляла собой следующее: 1 дерн - мощностью до 0,02 м (сохранился не везде); 2 супесь темно-серого цвета, мощностью до 0,2 м; 3 - песок белого цвета в верхней части и красноватого цвета в нижней - мощностью до 0,28 м; 4 - материк, представленный слоем глины красно-коричневого цвета.
В слое гумусированной супеси темно-серого цвета было обнаружено множество мелких фрагментов тулова керамических сосудов (или одного сосуда). В пользу последнего говорит локализация основного скопления фрагментов на довольно небольшой площади и их идентичность по ряду характеристик. Все фрагменты тонкостенные, из плотной, без крупных примесей, керамической массы. Цвет теста на изломе колеблется от светло-коричневого до темно-серого, почти черного. Обрез венчика чаще всего скошен внутрь. На некоторых фрагментах зафиксирован орнамент, представленный рядом или рядами небольших «жемчужин» выполненных
Рис. 1. Находки с поселения Автодром-2.
1 – керамический «утюжок» из заполнения жилища № 50; 2 – бронзовый наконечник стрелы из заполнения жилища № 47; 3,4 – керамика новочекинской культур из слоя; 5,6 – керамика боборыкинской культуры со дна жилища № 50.
вдавлениями с внутренней стороны сосуда (Рис. 1, 3). Один фрагмент орнаментирован горизонтальными рядами близко расположенных мелких круглых вдавлений (Рис. 1, 4). Восстановить форму сосуда не представляется возможным. Наиболее близкие аналогии данным фрагментам прослеживаются в материалах новочекинской культуры раннего железного века [Полосьмак, 1987] На этом же уровне был зафиксирован слегка углубленный в материк очаг, также, по всей видимости, относящийся раннему железному времени. Слой песчанистой почвы белого цвета содержал немногочисленные находки неолитического облика. Наиболее массово представлены предметы каменной индустрии – отщепы, пластины, вкладыши, миниатюр- 270
ные скребки, выполненные на отщепах. Единична находка скола с нуклеуса из сливного песчаника. Также в единственном экземпляре найден небольшой продолговатый абразив трапециевидной формы из плотного мелкозернистого песчаника, со следами сильной сточенности, как на гранях, так и на широких плоскостях. Керамика из этого слоя представлена лишь несколькими мелкими неорнаментированными фрагментами очень плохой сохранности. Насыщенность культурного слоя на данном участке памятника оказалась незначительной.
К западу от прошлогоднего раскопа была расположена западина от жилища 47. Дважды её поверхность была нарушена противопожарной лесозащитной полосой. В ходе работ установлено, что жилище 47 представляет собой углубленную в материк конструкцию, округлой формы, общей площадью около 30 м2, глубиной, относительно уровня материка – до 0,70 м. Плечики котлована пологие. Стенки очень крутые, но не отвесные. Каких-либо остатков столбовых ямок, очагов и входа на площади жилища зафиксировать не удалось. Стратиграфия объекта: 1- дерн - мощностью до 0,03 м; 2 – гумусированная почва темно – серого цвета, мощно стью до 0,18 м; 3 - слой белого песка различной степени ожелезненности, с возрастанием последней по мере приближения ко дну котлована; 4 – материк - глина красно-коричневого цвета. Находки содержались преимущественно в третьем слое.
Говоря о находках из заполнения котлована этого жилища, следует особо отметить обнаруженный в верхней его части миниатюрный бронзовый наконечник стрелы (Рис. 1, 2). Он относительно хорошей сохранности и представляет собой тип трехлопастных наконечников с втульчатым насадом. Длина наконечника - 2,3 см, шириной пера – 0,8 см, а диаметром втулки – 0,5 см. Наконечники подобного типа характерны для южно-таежных культур второй половины – конца I тыс. до н.э., в частности для новочекин-ской [Полосьмак, 1987].
Найденные в заполнении котлована изделия из камня представлены скребками различного размера (от миниатюрных до средних), пластинами, отщепами. Часть пластин ретуширована с дорсальной стороны. В количественном отношении преобладает притупляющая ретушь. К числу единичных находок относится абразив из плотного мелкозернистого песчаника подпрямоугольной формы, со слабой степенью изношенности. Керамический комплекс представлен небольшим количеством фрагментов от трёх сосудов. Все фрагменты располагались в верхних горизонтах заполнения. Один из сосудов представлен фрагментами тулова, толщиной до 0,7 см, с плотным тестом, темно-серого цвета на изломе, орнаментированными волнистыми рядами отступающей палочки подтреугольной формы, чередующимися с небольшими ямочными вдавлениями. Второй сосуд представлен фрагментами тулова, толщиной до 1 см, с плотным тестом черного цвета на изломе. Некоторые из этих фрагментов орнаментированы горизонтальными рядами протащено-отступающих оттисков лопаточки. Керамика с аналогичной техникой нанесения орнамента и композицией типична для эпохи неолита. Третий сосуд также представлен несколькими фрагментами тулова. Судя по ним, сосуд был относительно тонкостенный (до 0,6 см), с плотным тестом темно-серого цвета на изломе. Ни один из фрагментов этой группы орнамента не имеет. Определить более конкретную культурно-хронологическую атрибуцию жилища достаточно сложно.
В центральной части памятника в ямах для забора песка местными жителями выявлен относительно насыщенный культурный слой. На этом участке был заложен раскоп, который позволил выявить ещё одно жилое сооружение, не нанесенное на общий план, и следующую стратиграфию: 1- дерн - мощностью до 0,06 м; 2 - гумусированная супесь темно-серого цвета, мощностью до 0,15 м; 3 - песок белого цвета с многочисленными железистыми включениями коричневатого и серого цветов (0,4 м); 4 – материк - глина красно-серого цвета.
Жилище № 50 также представляло собой углубленную в материк конструкцию округлой формы, общей площадью около 22-23 м2 и глубиной, относительно уровня материка, до 0,60 м, с крутыми, почти отвесными стенками. Плечики покатые. Форму северо-восточной части жилища достоверно установить сложно, так, как она практически полностью уничтожена современным хозяйственным перекопом. Остатков столбовых ям обнаружить не удалось. На дне жилища были зафиксирован очаг открытого типа. Культурным является третий слой, преимущественно и содержащий все найденные артефакты. В заполнении жилища были найдены многочисленные фрагменты нескольких керамических сосудов и предметы каменной индустрии, с преобладанием пластин. Орудийный набор представлен скребками, вкладышами, абразивами. На дне жилища были найдены два сильно истощенных нуклеуса. Также на дне жилища, в непосредственной близости от очага, было расчищено компактное скопление фрагментов двух керамических сосудов. Некоторые из них являются фрагментами тулова относительно тонкостенного сосуда (до 0,5 см), орнаментированными в отступающе-накольчатой манере (Рис.1, 6). Примечателен также фрагмент придонной части другого сосуда (Рис.1, 5). Судя по нему, сосуд был плоскодонный, с толщиной стенок в придонной части до 1,2 см. Это позволяет соотнести данные фрагменты с материалами боборыкинс-кой культурой и датировать жилище в пределах середины IV - начала III тыс. до н.э. [Косарев, 1996; Зах, 2003, 2005]. Приблизительно на полу жилища №50 сделана уникальная находка – т.н. «утюжок» (Рис. 1, 1). Выполненное из керамики изделие имеет примерно 7 см в длину и до 4,5 см в ширину. Точные размеры «утюжка» установить трудно в силу его частичной разрушенности. В центральной части имеется поперечный желобок, шириной до 1,6 см. Боковые грани орнаментированы вертикальными оттисками гладкого штампа, шириной до 0,4 см. Внутри некоторых из них имеются тонкие прочерченные линии. Края желобка, сохранившиеся лишь частично, покрыты многочисленными выщерблинами. Некоторые из них, 272
возможно, являются остатками орнамента. Как известно, подобные предметы имеют достаточно широкое распространение на территории Евразии в течение длительного времени, хотя точное их назначение не известно [Усачева, Нохрина, 2004, С. 107-113]. В обобщающем труде И.В. Усачевой, посвященной взаимосвязи наличия в культуре подобных изделий и её хозяйственным типом, было прослежено то обстоятельство, что все «утюжки» практически всегда присутствуют только в культурах с присваивающим типом хозяйства [2005, С. 22]. По морфологическим характеристикам изделие с Автодрома-2 практически идентично другим подобным предметам, найденным на территории Западной Сибири. Время бытования «утюжков» на данной территории укладывается в период конца IV – начала II тыс. до н.э. [Усачева, 2005, С.22; рис. 5]. Подобная датировка не противоречит, и даже подтверждает ту, что следует из особенностей керамического комплекса.
Таким образом, в ходе полевых работ было произведено существенное уточнение общих сведений о планиграфии поселения, пополнено новыми данными знание о характере культурного слоя населения и времени его бытования. Находки характерной керамики вкупе с бронзовым наконечником позволяют выделить на поселении культурно-хронологический комплекс, связанный, по всей видимости, с носителями новочекинской культуры раннего железного времени. Скорее всего, он отражает временный характер освоения новочекинцами местонахождения памятника. Зафиксированные особенности конструкции обоих жилищ пополняют корпус источников о домостроительстве населения Западной Сибири в эпоху неолита. Материалы, полученные в результате исследования жилища № 50, могут существенно прояснить картину неолитического периода существования поселения.