Результаты спасательных археологических раскопок на могильнике Казановка-10 в Аскизском районе Республики Хакасии в 2020 году
Автор: Дудко А.А., Васильева Ю.А., Понедельченко Л.О., Кишкурно М.С., Выборнов А.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Спасательные археологические работы
Статья в выпуске: т.XXVI, 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье представлены результаты спасательных археологических раскопок на выявленном объекте археологического наследия «Могильник Казановка-10» в зоне строительства второго железнодорожного пути на перегоне Югачи-Казановская. Комплекс располагается в пограничной зоне степной (Хакасско-Минусинская котловина) и горно-таежной (Кузнецкий Алатау) областей по долине р. Аскиз. На территории объекта был выявлен стояночный комплекс последней трети I - начала II тыс. н.э., который является одним из первых изученных археологами на данной территории. В ходе работ выяснилось, что участок средневековой стоянки попал в границы д. Казановка, в которой велись активные строительные и хозяйственные работы в 30-40-е гг. XX в., а археологизированные сооружения, интерпретированные ранее как грунтовые могилы и средневековые курганы, оказались следами этой деятельности, о чем свидетельствует значительное количество столбовых и хозяйственных ям, конструкций, бытовой и строительный мусор на площади раскопа. Кроме того, на памятнике обнаружено погребение новорожденного с керамическим сосудом в ногах, синхронное времени функционирования стоянки. Археологический материал представлен фрагментами керамических сосудов и обломками костей животных, многочисленными изделиями и заготовками изделий из кости и рога, металла, камня. Судя по составу предметов, наличию разнообразных скоплений и закрытых структур можно предположить разные этапы обитания людей на площадке в эпоху Средневековья. Комплекс археологических предметов, полученный в ходе раскопок, демонстрирует промысловый и охотничъе-рыболовецкий характер хозяйственной деятельности средневекового населения и находит свои аналогии в позднеташтыкских материалах Хакасско-Минусинской котловины, средневековых материалах Южной Сибири и Центральной Азии. Полученная коллекция имеет достаточно широкий период бытования, но преимущественно ассоциируется с вещами и объектами заключительной трети I - первой трети II тыс. н.э.
Стоянка, погребение, республика хакасия, р. аскиз, средневековье
Короткий адрес: https://sciup.org/145145155
IDR: 145145155 | DOI: 10.17746/2658-6193.2020.26.883-887
Текст научной статьи Результаты спасательных археологических раскопок на могильнике Казановка-10 в Аскизском районе Республики Хакасии в 2020 году
Общая площадь раскопа, исследованного в 2020 г., составила 2 903,37 м2. Раскоп был поделен на 61 участок. В ходе исследования стало очевидным, что территория средневековой стоянки попала в границы д. Казановка, подвергалась воздействию строительных и хозяйственных работ. Фиксируется значительное количество столбовых и хозяйственных ям с остатками деревянных столбов, конструкций, а также бытовым и строительным мусором. По морфологии предметов можно утверждать, что активная современная хозяйственная деятельность на территории средневековой стоянки пришлась на 1930–1940-е гг.
Обобщенная стратиграфическая колонка раскопа представляет собой следующее чередование рыхлых отложений (сверху вниз):
Слой 1 (распаханный слой) зафиксирован на всей площади раскопа. Представляет собой темно-серую до черного гумусированную рыхлую супесь. Содержит археологический материал и бытовой мусор д. Казановка первой половины XX в.
Слой 1а (техногенный) формировался непосредственно из слоя 1, зафиксирован в западной части раскопа. Представляет собой темно-серую до черного гумусированную рыхлую супесь, насыщенную бытовым и строительным мусором. Этим слоем формировались земляные насыпи (например, насыпь 1), принятые при разведочных работах за средневековые курганы. Содержит бытовой мусор д. Казановка первой половины XX в.
Слой 2 фиксируется повсеместно. Представляет собой неоднородную плотную серую супесь с включениями щебня и гравия. Содержит в кровле слоя археологический материал средневековой стоянки.
Слой 3 фиксируется повсеместно. Представляет собой неоднородную рыхлую светло-серую супесь, насыщенную щебнем и гравием. В ряде случаев слой пробирался до выхода на коренные скальные породы. Не содержит археологический материал.
На площади раскопа выделяются отдельные скопления камней, в т.ч. вертикально установленная плита. Планиграфический и стратиграфический контекст этих «сооружений» позволяет считать их частью стояночного комплекса, однако отсутствие ассоциаций с предметами и явных конструктивных черт не дает представления о функции структур.
Археологический материал сосредоточен в двух основных скоплениях - на участках 19/20 и участке 45, на остальной площади он залегает рассеянно. Массовый материал представлен фрагментами керамических сосудов (порядка двух тысяч единиц) и обломками костей животных.
Коллекция керамической посуды состоит из фрагментов слабопрофилированных и с прямой стенкой плоскодонных толстостенных сосудов баночной формы закрытого типа, выполненной в технике ручной лепки. Внешняя и внутренняя сторона сосудов хорошо заглажена. Тесто с примесью песка и шамота, крупных каменистых фракций. Большая часть реконструированных сосудов без орнамента, в остальных случаях орнамент покрывает только верхнюю часть сосуда, в одном случае сосуд орнаментирован и по тулову. Основные элементы декора - повторяющиеся ряды оттисков фигурного штампа (подковообразный, треугольный, каплевидный), ряды округлых вдавлений, в некоторых случаях - прочерченные фигурные линии.
Орудийный комплекс представлен следующими категориями находок: каменные грузила (15 ед.), оселок и прочие изделия из камня (3 ед.); изделия и фрагменты изделий из металла (13 ед.), среди них 5 железных ножей, панцирная пластина, бронзовый литой браслет (?), рамчатая пряжка (рис. 1); изделия и фрагменты изделий из кости (30 ед.), среди них 14 черешковых ромбовидных в сечении наконечников стрел с плоским насадом. Каменный оселок обломан, изначально овальной формы, имеет просверленное отверстие у края. Особый интерес

Рис. 1. Металлическая рамчатая пряжка из могильника Казановка-10.
представляют единичные изделия из кости: изделие (погремушка), выполненное из кости животного с прорезанным отверстием, внутри имеется мелкая каменная фракция; фрагмент основы щетки подовальной вытянутой формы с тремя рядами отверстий, один край которой переходит в утраченную в древности ручку (рис. 2); фрагмент изделия (браслета ?) (рис. 3), с лицевой стороны которо-

Рис. 2. Фрагмент основы костяной щетки из могильника Казановка-10.

Рис. 3. Фрагмент костяного изделия (браслета ?) из могильника Казановка-10.
го имеется парный фигурный орнамент (парные зеркально отраженные элементы). В коллекции присутствуют заготовки изделий из рога, изделия и их фрагменты (10 ед.) (см. статью И.С. Полов-никова и др. в настоящем сборнике «Находки изделий косторезного производства на могильнике Казановка-10 в Аскизском районе Республики Хакасии»). Кроме того, интерес представляют изделия вторичного использования – фрагменты пряслиц и скребков из фрагментов керамических сосудов (6 ед.).
В части 2 раскопа 2020 г. зафиксировано погребение 1, границы могильной ямы не фиксировались, сохранилась верхняя часть костяка и череп, сопроводительный инвентарь представлен археологически целым керамическим сосудом. Погребенный – новорожденный, возрастом до 3 месяцев. Положение костяка – на правом боку, правая рука согнута в локте, ее кисть под нижней челюстью. Комплектность – фрагменты черепа плохой сохранности; кости грудного отдела, шейные и грудные позвонки, лопатки, кости рук и ключицы хорошей сохранности. Керамический сосуд – плоскодонная толстостенная банка закрытой формы, выполненная в технике ручной лепки. Сосуд имеет качественный обжиг. Высота 10,7–12,2 см, диаметр 12 см, толщина стенок ок. 0,9 см. Орнаментирован горизонтальным рядом вдавлений треугольной лопаточки по венчику.
Археологический памятник датируется на основании предметного комплекса, который находит свои аналогии в позднеташтыкских материалах Хакасско-Минусинской котловины и средневековых материалах Южной Сибири и Центральной Азии. Нижняя дата, V в. н.э., определяется находкой рогового браслета с криволинейным орнаментом, который известен в материалах таштык-ской культуры и относится к IV типу – позднему комплексу таштыкского орнамента [Кызласов, Король, 1999, с. 20–21]. Верхняя дата связана с роговыми основами для щеток, которые обычно датируются XIII–XIV вв. [Кызласов, 1983, с. 65; Нуржанов, 2017], таковая известна из раскопок позднесредневекового могильника Оя I, проведенных С.Г. Скобелевым. Остальные археологические предметы имеют достаточно широкий период бытования, но преимущественно ассоциируются с вещами и объектами заключительной трети I – начала II тыс. н.э. При этом есть связи с материалами как Хакасско-Минусинской, так и Кузнецкой котловин [Васютин А.С., Васютин С.А., Онищенко, 2012]. Часть керамики находит аналогии в материалах и таштыкской культуры, и эпохи чаа-тас – плоскодонные открытые сосуды с орнаментом по краю и без [Кызласов, Мартынов, 1986]. Другая 886
часть керамических сосудов отдельными чертами орнамента перекликается с известными предметами из объектов горно-таежной местности Кузнецкого Алатау и предгорных окраин Минусинских котловин. Более точная характеристика керамического материала требует восстановления сосудов и получения морфологических и технологических данных.
На основании предварительной атрибуции предметного комплекса и интерпретации стратиграфических и планиграфических наблюдений, раскопом 2020 г. на могильнике Казановка-10 изучен стояночный комплекс середины I – первой трети II тыс. н.э. Культурный слой содержит следы промысловой, охотничье-рыболовецкой деятельности. Судя по составу предметов, наличию разнообразных скоплений и закрытых структур (в частности погребения), можно предположить разные этапы обитания людей на площадке в эпоху Средневековья. Для убедительной характеристики культурных отложений и реконструкции истории местного населения определяющее значение имеет всесторонняя обработка полученных в ходе полевых исследований материалов и их соотнесение с результатами раскопок близлежащих археологических объектов (в частности раскопки В.В. Таракановым средневековых поселений в Аскиз-ском р-не). Крайне важно соотнести результаты описанных раскопок с исследованиями стоянки Казановка-11 (раскопки Научно-производственного объединения «Археология и историко-культурная экспертиза» в 2020 г.), расположенной в 500 м от могильника Казановка-10, на которой зафиксирована разнообразная серия средневековой керамической посуды.
По итогам проведенных исследований следует констатировать полное изучение и, таким образом, сохранение части объекта археологического наследия «Могильник Казановка-10», необходимой для проведения строительства по объекту «Второй путь на перегоне Югачи – Казановская Красноярской железной дороги». Изученный стояночный комплекс демонстрирует культурное своеобразие населения, обитавшего в долине р. Аскиз при ее выходе из гор Кузнецкого Алатау в период последней трети I – первой трети II тыс. н.э.
Авторы искренне благодарны Ю.В. Тетерину, О.А. Митько, Н.А. Боковенко за советы и консультации при исследовании памятника. Работа выполнена по проекту НИР № 0329-2019-0007 «Изучение, сохранение и музеефикация археологического и этнокультурного наследия Сибири».
Список литературы Результаты спасательных археологических раскопок на могильнике Казановка-10 в Аскизском районе Республики Хакасии в 2020 году
- Васютин А.С., Васютин С.А., Онищенко С.С. Калтышинский археологический микрорайон в конце VIII -первой половине IX в. н.э.: природа и культура (степное Присалаирье). - Кемерово: ОФСЕТ, 2012. - 213 с.
- Выборнов А.В. Научный отчет об археологической разведке в зоне строительства вторых путей на перегонах Бирикчул-Югачи, Югачи-Казановская Красноярской железной дороги в Аскизском районе Республики Хакасия в 2019 году: в 2-х т. - Новосибирск, 2020. - 398 с.
- Кызласов И. Л. Аскизская культура Южной Сибири. X-XIV вв. - М.: Наука, 1983. - 127 с. - (САН; Е3-18).
- Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. - М.: Наука. Клав. ред. воет. лит-ры, 1990. - 216 с.
- Кызласов Л.Р., Мартынов С.В. Из истории производства посуды в Южной Сибири в VI-IX вв. // Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур древнего и средневекового Востока: сб. ст. - М., 1986. -С. 183-210.
- Нуржанов А.А. Зубная щетка из городища Кастек // VII Халиковские чтения: средневековые археологические памятники Поволжья и Урала: проблемы исследований, сохранения и музеефикации: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию Билярской археол. экспедиции. - Казань: Изд. дом "Казанская недвижимость"; ИА им. А.Х. Халикова АН РТ, 2017. - Т. 1. -С. 267-270. - (Археология евразийских степей).