Rhupus-синдром: описание клинического случая и обзор литературы

Автор: Назаренко Е.А., Дубенцов К.С., Кононенко Н.В., Лупач Н.М., Нестеров С.Б.

Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal

Рубрика: Медицинские науки

Статья в выпуске: 12-5 (75), 2022 года.

Бесплатный доступ

Рассмотрен клинический случай rhupus-синдрома у пациентки 24 лет. Описана клиническая картина, данные лабораторных и инструментальных методов обследований. Rhupus-синдром является одной из форм overlap-синдрома. Оverlap-синдром характеризуется наличием у пациента диагностических критериев сразу нескольких ревматических заболеваний, встречаемость таких сочетаний крайне мала, среди них можно выделить РА и СКВ, РА и АС, ПСА и СКВ. Сочетание РА и СКВ называют rhupus-синдром, клинические проявления синдрома многообразны благодаря клиническому полиморфизму СКВ, но имеет всегда характерную черту, а именно тяжелый эрозивный артрит

Идиопатические системная красная волчанка (скв), ревматоидный артрит (ра), антинуклеарные антитела (ана), rhupus-синдром, overlap-синдром, ревматоидный фактор (рф), антитела к циклическому цитруллин содержащему пептиду (аццп)

Короткий адрес: https://sciup.org/170197306

IDR: 170197306   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2022-12-5-39-44

Текст научной статьи Rhupus-синдром: описание клинического случая и обзор литературы

Согласно современному представлению, все ревматологические заболевания, в зависимости от типа иммунитета, врождённого или приобретённого,который участвует в патогенезе заболевания, классифицируются на аутовоспалительные ревматические заболевания (РМЗ) – подагра, синдром Шницлера, аутовоспали-тельные-аутоиммунные РМЗ из которых преимущественно аутовоспалительный характер имеют спондилоартрит, ПСА, болезнь Стилла взрослых и наоборот преимущественно аутоиммунный характер имеют ревматоидный артрит (РА), АНЦА – системный васкулит ,также выделяют аутоиммунные РМЗ к которым относят СКВ ,антифосфолипидный синдром, системную склеродермию(ССД) и другие [1,2].

Overlap-синдром – это сочетание нескольких нозологических форм ревматологических заболеваний. В литературе описаны случаи сочетания РА и анкилози- рующего спондилоартрита, РА и ССД, СКВ с псориатическим артритом и других [3, 4, 5]. В 1971 году Schur P. впервые использовал термин «rhupus» для описания синдрома, при котором СКВ и ревматоидный артрит сосуществуют у одного и того же пациента [6]. РА и СКВ – хронические, аутоиммунные ревматические заболевания, характеризующиеся поражением суставов и внутренних органов. В то время как РА проявляется преимущественно поражением синовиальных суставов, что приводит к их воспалению, эрозии и разрушению, СКВ более непредсказуема и гетерогенна, с периодами рецидивов и ремиссий, характеризуется поражением различных органов и систем, суставной синдром имеет более доброкачественное течение по сравнению с РА [7, 8]. Распространенность РА составляет примерно 0,51,0% в общей популяции, в то время как СКВ имеет распространенность от 20 до 70 взрослых на 100 000 [9, 10]. Встречае- мость сочетания РА и СКВ крайне мала, согласно данным Пекинского медицинского колледжа, наблюдение за пациентами с СКВ в период с января 2000 года по март 2013 года, среди 4301 пациента только у 54 был уставлен диагноз СКВ и РА. Анализ этих пациентов показал, что чаще такое сочетание встречается у женщин, развивается в среднем через 16,5 лет после дебюта СКВ. Намного реже развиваются гемолитическая анемия, поражение почек, имеют низкую активность СКВ и более низкую частоту поражения внутренних органов по сравнению с пациентами с СКВ без РА [11]. Больные rhupus-синдромом имеют клинико-серологический профиль, существенно отличающийся от СКВ, с более выраженными признаками РА, такими как эрозивный и деформирующий артрит.

Патогенез данного синдрома остается неизученным, так как иммунопатологический процесс СКВ считается полной противоположностью РА [12]. Аномальная активация цитокинов Т-хелперов 2-го типа играет центральную роль при СКВ, в то время как Т-хелперы 1-го типа участвуют в РА. Высказывается предположение, что развитие данного синдрома возможно благодаря наличию TAP2∗0201 и TNF-308A в одной и той же хромосомной области, которые повышают восприимчивость к аутоиммунным заболеваниям, таким как РА, СКВ и синдрому Шегрена [13]. Представляем клиническое наблюдение, демонстрирующее сочетание РА и СКВ с полным соответствием критериям обоих заболеваний.

Цель исследования . Разобрать на клиническом примере, современные методы диагностики, критерии постановки диагноза, провести разбор современной литературы.

Материалы и методы. Пациентка К. 24 года поступила в отделении ревматологии ПККБ №1 в июле 2022 года с жалобами на боли смешанного ритма, ограничение объема движений, утреннюю скованность до обеда в лучезапястных, пястнофаланговых, проксимальных межфаланговых суставах обеих кистей, локтевых, коленных, голеностопных, суставах стоп, тазобедренных суставах. Также беспокоило повышение температуры тела к вечеру максимально до 38.0, слабость в мышцах проксимальных и дистальных отделов верхних и нижних конечностей. Из анамнеза известно, что считает себя больной с 19 лет, когда впервые появились боли в мелких суставах кистей, коленных суставах и шейном отделе позвоночника. С этого времени находилась на периодических госпитализациях, в связи обострением суставного синдрома. В условиях стационара проводилась терапия глюкокортикостероидами (ГКС) с хорошим эффектом, к ревматологу не обращалась.

При осмотре костно-мышечной системы определялась деформация за счет экссудативно-пролиферативных изменений в плюснефаланговых, пястно-фаланговых, проксимальных межфаланговых суставах обеих кистей, лучезапястных, коленных суставах, анкилоз проксимальных межфаланговых суставах кистей, лучезапястных, ульнарная девиация суставов кистей .В клиническом и биохимическом анализе крови была выявлена высокая воспалительная активность – С-реактивный белок – 15 мг/мл (норма до 5 мг/мл), СОЭ 106 мм/час (норма до 15 мм/час), комплимент C3 54.05 мг/дл (норма 90-180 мг/дл), комплимент C4 11.98 мг/дл (норма 10-40 мг/дл), КФК - 2046.6 ед/л (норма 065 ед/л), КФК МВ 288.4 ед/л (норма 0-25 ед/л), АсАТ 119 ед/л (норма 0-31 ед/л), АлАТ 40.9 ед/л (норма 9-40 ед/л), белок в моче 0.35 г/л (норма 0-0.1 г/л), дополнительно были выполнены серологические тесты – антитела к двуспиральной ДНК 213.8 ед/мл (норма до 25 ед/мл), антитела к виментину (аMCV) 287.9 ед/мл(норма до 20 ед/мл), антитела к циклическому цитруллин содержащему пептиду(АЦЦП) 55 ед/мл (норма до 17 ед/мл ), ревматоидный фактор IgM 360.6 ед/мл (норма до 17 ед/мл), наличие антител к ядерным антигенам нуклеосомам (в норме отрицательный). На рентгене кистей определяется выраженная контрактура на уровне пястно-фаланговых и межфаланговых суставов, с сохранением целостности суставные поверхности. Рентген стоп, коленных, тазобедренных, локтевых суставов и шейного отдела позвоночника без патологий. Выявлена гепатоспленомегалия на УЗИ органов брюшной полости, край печени выступает на 80 мм из подреберья (в норме не определяется), правая доля – 168 мм (норма до 55 мм), левая доля – 79 мм (норма до 70 мм), площадь селезенки S – 79 см 2 (норма менее 40 см2). Проведена дифференциальная диагностика с лимфопролиферативными заболеваниями, выполнены обследования на иммуноглобулины A, M, G, МСКТ брюшной полости с контрастированием, иммунофенотипи-рование лимфоцитов. По результатам обследований консультирована гематологом. Согласно его заключению данных за онкогематологию нет. Пациентки выставлен диагноз – Системная красная волчанка, хроническое течение, высокая степень активности (SLEDAI-12), полиартрит суставов кистей, полимиозит, тромбоцитопения, гепатоспленомегалия, серопозитивность по антителам к нуклеосомам, антитела к MСV, АЦЦП, антитела к нативной ДНК, РФ, функциональный класс -3. В условиях стационара проведена терапия дексаметазоном 24 мг раз в сутки в течении 5 дней, далее переведена на пероральный прием преднизолон 50 мг в сутки, дополнительно получала гидроксихлорохин 400 мг в сутки, НПВС. При выписке отмечалась слабоположительная динамика, на фоне проводимого лечения суставной синдром значительно регрессировал. Однако сохранялась высокая лабораторная активность СКВ – СОЭ-106 (норма до 15 мм/час) С-реактивный белок – 5 мг\мл (норма до 5 мг/мл), тромбоциты 82 10^9/л (норма 150400 10^9/л), лейкоциты 3.09 10^9/л (3.9-9 10^9/л), рекомендовано продолжить прием преднизолона 50 мг в сутки.

При повторной госпитализации через месяц сохранялись боли воспалительного ритма в тех же суставах, но отмечалась положительная динамика по сравнению с первичной госпитализацией в виде снижения утренней скованности до 15 минут, объем движения в суставах незначительно увеличился, температуры тела в пределах нормы. Были выполнены инструментальные и лабораторные методы обследований для оценки динамики активности основного заболевания и эффективности проводи- мой терапии. В клиническом анализе крови отмечалась анемия легкой степени тяжести, все остальные показатели в пределах нормы. Динамика анализов представлена в таблице 1. На 8 день госпитализации появились признаки ОРВИ, подтверждена новая коронавирусная инфекция SARS Covid-19, переведена в инфекционный госпиталь.

Клиническая активность за весь период пребывания в инфекционном госпитале и до момента повторной госпитализации через месяц без отрицательной динамики. В клиническом анализе крови определялась тромбоцитопения легкой степени тяжести, положительная динамика в виде отсутствия анемии, лейкопении и СОЭ в пределах референсных значений. Активность серологических маркеров также, как клинического и биохимического анализов крови, показали низкую активность заболевания. Было проведено лечение пульс-терапией дексаметазоном 32 мг в течении 3 дней. При выписке было рекомендовано продолжить прием преднизолона 45 мг 1 раз в день.

Результаты и обсуждения . Обсуждая данный клинический пример, можно заключить, что пациентка имела критерии сразу двух РМЗ. Диагноз РА был установлен согласно критериям диагностики ревматоидного артрита ACR/EULAR 2010. К этим критериям мы можем отнести наличие у пациентки поражение мелких суставов, положительный результат на РФ, АЦЦП и MCV, длительность болезни больше 6 недель. Наличие клинических проявлений в виде артрита, лихорадки, лейкопении, тромбоцитопении, положительного теста на АНА, наличие антител к нативной ДНК, снижение белков системы комплемента С3 и С4, позволяет установить второй диагноз – СКВ, согласно критериям EULAR/ACR 2019. Течение заболевания у данной пациентки отличается от черт, описанных в литературе, а именно более высокая активность СКВ по сравнению с РА, наличие гепатоспленомегалии и синдрома цитолиза, что ограничило возможность назначение базисных противовоспалительных препаратов (БПВП).

Таблица 1

28.07.2022

10.08.2022

20.09.2022

Эритроциты

3.09 10^9/L

4.73 10^12/L

7.5 10^9/L

Гемоглобин

94 g/L

101 g/L

127 g/L

Тромбоциты

82 10^9/L

135 10^9/L

84 10^9/L

Лейкоциты

3.09 10^9/L

5.57 10^9/L

6.5 10^9/L

СОЭ

103 мм/час

64 мм/час

10 мм/час

С-реактивный белок

15.31 мг/л

1.49 мг/л

0.51 мг/л

Креатинин

26 мкмоль/л

29 мкмоль/л

39 мкмоль/л

Мочевина

4.13 ммоль/л

9.8 ммоль/л

8.8 ммоль/л

Суточная протеинурия

0.16 г/сутки

0.19 г/сутки

Не определялся

С3

54.05 мг/дл

73.14 мг/дл

96.6 мг/дл

С4

11.98 мг/дл

12.43 мг/дл

16.09 мг/дл

аДНК

213.8 ед/мл

66.5 ед/мл

Не определялся

КФК

2046.6 ед/л

132.6 ед/л

54.7 ед/л

АСТ

67.7 ед/л

65 ед/л

66.2 ед/л

АЛТ

62.7 ед/л

112 ед/л

168.7 ед/л

Лечение

Преднизолон 50 мг

Преднизолон 50 мг

Преднизолон 45 мг

Лечение пациентов с Rhupus-синдромом не имеет общепризнанных рекомендаций, поэтому основывается на эмпирическом подборе терапии. Так в серии клинических наблюдений, у трех пациентов была достигнута ремиссия на фоне терапии метотрексатом (МТ) и гидроксихлорохином (ГХ) [14]. В серии наблюдения за 56 пациентами для достижения ремиссии или минимальной активности был использован большой спектр БПВП – МТ, лефлуномид, ГХ, сульфасалазин, а также ГК [15]. Лечение данного синдрома возможно, основываясь на рекомендациях по лечению СКВ [16] и РА [17]. Согласно которым при СКВ рекомендуется прием ГХ 400 мг в сутки всем пациентам. Для лечения суставного синдрома возможно назначение МТ, что не противоречит рекомендациям по лечению РА к препаратам первой линии которого относятся МТ и ГК. ГХ может назначаться как в монотерапии, так и в сочетании с МТ и ГК. Если суммировать рекомендации по лечению РА и СКВ, то первой линией терапии rhupus-синдрома может стать ГХ в сочетании с МТ и/либо назначением ГК. В случае отсутствия эффекта от лечения БПВП и ГК, либо при невозможности назначения этих групп препаратов пациенту, рекомендуется назначать генно-инженерные био- логические препараты (ГИБП). С учетом сочетания у пациента РА и СКВ, из возможных ГИБП только РТМ является препаратом, который клинически обоснован в лечении как РА, так и СКВ, а значит может быть использован и для лечения rhupus-синдрома. Исследование в отношение ингибиторов ФНОа ведутся. Так в ретроспективном исследовании Пекинского медицинского колледжа из 15 пациентов, получавших ингибиторы ФНОа на 3-ий месяц лечения, было показано значительное снижение активности как СКВ, так и РА у всех пациентов [18].

Обобщая сказанное, следует отметить, rhupus-синдром представляет собой особый overlap-синдром, который объединяет в себе клинические и серологические признаки как РА, так и СКВ. Имеет характерное течение с преимущественно РА-ассоциированным поражением, а именно тяжелый эрозивный артрит и низкой активностью СКВ. Однако этот синдром встречается достаточно редко, из-за чего сбор статистических данных для оценки эффективности проводимого лечения, а также возможных клинических проявлений этого синдрома, остается сложной задачей и требует дальнейших исследований.

Список литературы Rhupus-синдром: описание клинического случая и обзор литературы

  • Doria A., Zen M., Bettio S., Gatto M., Bassi N., Nalotto L., Ghirardello A., Iaccarino L., Punzi L. Autoinflammation and autoimmunity: Bridging the divide, Autoimmunity Reviews. -2012. - Vol. 12, Issue 1. - P. 22-30 https://doi.org/10.1016/j.autrev.2012.07.018.
  • van Kempen T.S., Wenink M.H., Leijten E.F., Radstake T.R., Boes M. Perception of self: distinguishing autoimmunity from autoinflammation // Nat Rev Rheumatol. 2015 Aug;11(8):483-92. doi: 10.1038/nrrheum.2015.60.
  • Годзенко А.А., Черемушкина Е.В., Димитрева А.Е., Урумова М.М. Сочетание анки-лозирующего спондилита и ревматоидного артрита: клинические наблюдения и обзор литературы // Современная ревматология. - 2021. - №15 (4). - С. 72-80. https://doi.org/10.14412/1996-7012-2021-4-72-80.
  • Десинова О.В., Старовойтова М.Н., Гусева И.А., Новиков А.А., Александрова Е.Н., Гусева Н.Г. Особенности перекрестной формы системной склеродермии с ревматоидным артритом (ССД-РА overlap-синдром. Научно-практическая ревматология. - 2007. -№45 (4). - С. 18-23. https://doi.org/10.14412/1995-4484-2007-18-23.
  • Агафонова Е.М., Клюквина Н.Г., Урумова М.М. Сочетание системной красной волчанки и псориатического артрита: данные литературы и описание случая // Современная ревматология. - 2018. - №12 (4). - С. 123-128. https://doi.org/10.14412/1996-7012-2018-4-123-128.
  • Schur P. Systemic lupus erythematosus. In: Beeson P.B., Mc Dermott W., editors. Cecil-Loeb Textbook of Medicine. WB Saunders Company; Philadelphia, PA, USA: 1971. 821 p.
  • Ceccarelli F., Perricone C., Cipriano E., et al. Joint involvement in systemic lupus erythematosus: from pathogenesis to clinical assessment // Semin Arthritis Rheum. 2017; 47 (1): 5364. doi: 10.1016/j.semarthrit.2017.03.022.
  • Smolen JS, Aletaha D, McInnes IB. Rheumatoid arthritis. Lancet. 2016; 388 (10055): 2023-2038. doi:10.1016/S0140-6736(16)30173-8.
  • Pons-Estel G.J., Alarcon G.S., Scofield L., Reinlib L., Cooper G.S. Understanding the epidemiology and progression of systemic lupus erythematosus // Semin Arthritis Rheum. 2010; 39 (4): 257-268. doi: 10.1016/j.semarthrit.2008.10.007.
  • Sharif K, Sharif A, Jumah F, Oskouian R, Tubbs RS. Rheumatoid arthritis in review: clinical, anatomical, cellular and molecular points of view. Clin Anat. 2018; 31 (2): 216-223. doi: 10.1002/ca.22980.
  • Clinical Analysis of 56 Patients with Rhupus Syndrome Manifestations and Comparisons with Systemic Lupus Erythematosus A Retrospective Case-Control Study Li, Jing MD; Wu, Honghua MD; Huang, Xinxiang MD; Xu, Dong MD; Zheng, Wenjie MD; Zhao, Yan MD; Liu, Wanli PhD; Zeng, Xiaofeng M.D. - doi:10.1097/MD.0000000000000049.
  • Hayakawa S, Komine-Aizawa S, Osaka S, et al. Rembrandt's Maria Bockenolle has a butterfly rash and digital deformities: overlapping syndrome of rheumatoid arthritis and systemic lupus erythematosus. Med Hypotheses doi:10.1016/j.mehy.2006.09.055.
  • Fernandez A., Quintana G., Matteson E.L., Restrepo J.F., Rondon F., Sanchez A., Iglesias A. Lupus arthropathy: historical evolution from deforming arthritis to rhupus. - DOI: 10.1007/s10067-004-0951 -2.
  • Gul Devrimsel, Munevver Serdaroglu Beyazal, "Three Case Reports of Rhupus Syndrome: An Overlap Syndrome of Rheumatoid Arthritis and Systemic Lupus Erythematosus" // Case Reports in Rheumatology, 2018, vol. 3. Article ID 6194738, -https://doi .org/10.1155/2018/6194738.
  • Li, Jing MD; Wu, Honghua MD; Huang, Xinxiang MD; Xu, Dong MD; Zheng, Wenjie MD; Zhao, Yan MD; Liu, Wanli PhD; Zeng, Xiaofeng MD. Clinical Analysis of 56 Patients with Rhupus Syndrome: Manifestations and Comparisons with Systemic Lupus Erythematosus // Medicine. -2014 - Vol. 93, Iss 10. - P. 49 doi: 10.1097/MD.0000000000000049.
  • Соловьев С.К., Асеева Е.А., Попкова Т.В., Лила А.М., Мазуров В.И., Насонов Е.Л. Системная красная волчанка: новые горизонты диагностики и терапии // Научно-практическая ревматология. - 2020. - №58 (1). - С. 5-14. https://doi.org/10.14412/1995-4484-2020-5-14.
  • Каратеев Д.Е., Лучихина Е.Л. Современные принципы ведения больных с ревматоидным артритом // Медицинский Совет. - 2017. - №17. - С. 92-100. https://doi. org/10.21518/2079-701X-2017-17-92-100
  • Danion F, Sparsa L, Arnaud L, et al Long-term efficacy and safety of antitumour necrosis factor alpha treatment in rhupus: an open-label study of 15 patients. - DOI: 10.1136/rmdopen-2017-000555.
Еще
Статья научная